Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:49, реферат
Цель работы – изучить проблему размножения организмов как условие существования видов.
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи исследования:
• Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
• Изучить типы размножения;
• Выяснить условия для размножения видов;
• Выяснить, как проходит индивидуальное развитие организмов.
Введение 3
Глава 1. Типы размножения 5
1.1 Бесполое размножение 7
1.2 Половое размножение 10
1.3 Размножение человека 13
Глава 2. Индивидуальное развитие организмов 16
2.1 Эмбриональный период развития 17
2.2 Постэмбриональный период 21
2.3 Общие закономерности развития. Биогенетический закон 24
Заключение 26
Список литературы 27
Приложения 28
При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растет, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Разберем несколько примеров непрямого постэмбрионального развития. Личинка асцидий (тип Хордовые, подтип Личиночно-хордовые) обладает всеми основными признаками хордовых животных: хордой, нервной трубкой, жаберными щелями в глотке. Она свободно плавает, затем прикрепляется к какой-либо твердой поверхности на дне моря, где и совершается метаморфоз: у нее исчезают хвост, хорда, мышцы, а нервная трубка распадается на отдельные клетки, большая часть которых фагоцитируется. От нервной системы личинки остается лишь группа клеток, дающая начало нервному узлу. Строение тела взрослой асцидий, ведущей прикрепленный образ жизни, нисколько не напоминает обычные черты организации хордовых животных. Только знание особенностей онтогенеза позволяет определить систематическое положение асцидий: строение личинки указывает на происхождение их от хордовых животных, которые вели свободный образ жизни. В процессе метаморфоза асцидий переходят к сидячему образу жизни, в связи с чем, упрощается их организация.
Личиночная форма амфибий — головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения. Обращает на себя внимание сходство ряда черт строения головастиков и рыб (боковая линия, строение сердца и кровеносной системы, жаберные щели).
Примером метаморфоза может служить также развитие насекомых. Гусеницы бабочек или личинки стрекоз резко отличаются по строению, образу жизни и среде обитания от взрослых животных и напоминают своих предков — кольчатых червей.
Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность. Например, поденки в личиночном состоянии живут 2-3 года, а в половозрелом — от 2-3 часов до 2-3 суток в зависимости от видовой принадлежности. В большинстве же случаев постэмбриональный период более продолжителен. У человека он включает стадию полового созревания, стадию зрелости и стадию старости.
У млекопитающих и человека наблюдается известная зависимость продолжительности жизни от длительности полового созревания и беременности. Обычно продолжительность жизни превышает дорепродуктивный период онтогенеза в 5-8 раз.
Таким образом, метаморфоз связан с переменой образа жизни или среды обитания. Значение метаморфоза заключается, во-первых, в том, что свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических животных способствуют расселению вида. Кроме того, личиночные формы некоторых животных живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает интенсивность конкуренции за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.
2.3 Общие закономерности развития. Биогенетический закон
Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенного яйца. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет — хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жаберные щели. План строения хордовых животных также одинаков. На ранних стадиях развития зародыши позвоночных очень похожи. Эти факты подтверждают справедливость сформулированного К. Бэром закона зародышевого сходства: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».(1,49). Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения. (Приложение 3). В дальнейшем в строении зародышей проявляются признаки класса, рода, вида и, наконец, признаки, характерные для данной особи. Расхождение признаков зародышей в процессе развития называется эмбриональной дивергенцией и отражает эволюцию той или иной систематической группы животных, историю развития данного вида.
Большое сходство зародышей на ранних стадиях развития и появление различий на более поздних стадиях имеют свое объяснение.
Организм
подвержен изменчивости на
Мутационный процесс затрагивает гены, обусловливающие особенности строения и обмена веществ у самых молодых эмбрионов. Но возникающие у них структур играют весьма важную роль в процессах дальнейшего развития. Как указывалось, зачаток хорды индуцирует образование нервной трубки, а его утрата приводит к прекращению развития. Поэтому изменения на ранних стадиях обычно приводят к недоразвитию и гибели особи. Напротив, изменения на поздних стадиях, затрагивая менее значительные признаки, могут быть благоприятны для организма и в таких случаях подхватываются естественным отбором.
Появление
в эмбриональном периоде
В своем
развитии организм проходит
Итак, приведенные здесь и многие другие примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Эта связь нашла свое выражение в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем в XIX в.: онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.
Заключение
Завершая работу над рефератом мы пришли к выводу, что способность к размножению, или самовоспроизведению, – одна из важнейших характеристик органической природы. Размножение – свойство, присущее всем без исключения живым организмам, от бактерий до млекопитающих.
Существование любого вида животных и растений, бактерий и грибов, преемственность между родительскими особями и их потомством поддерживаются только благодаря размножению. Тесно связано с самовоспроизведением и другое свойство живых организмов – развитие. Оно также присуще всему живому на Земле: и мельчайшим одноклеточным организмам, и многоклеточным растениям и животным.
Бесполое размножение является неотъемлемой частью всего животного и растительного мира, хотя и происходит только у низших представителей царства животных и растений.
Половое размножение, бывает нескольких видов, а так же оно намного более развито и сложно по своему строению по сравнению с бесполым размножением.
Размножение человека состоит из нескольких этапов, и является самым сложным из всех имеющихся видов и типов размножения.
В эмбриональном периоде выделяют 3 основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. В период дробления происходит накопление клеточного материала. На этапе гаструляции происходит перемещение клеточных масс, их специализация, в результате образуется 3 зародышевых листка: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Завершается эмбриональное развитие формированием тканей и органов. Эмбрион развивается и растет.
Метаморфоз связан с переменой образа жизни или среды обитания. Значение метаморфоза заключается, во-первых, в том, что свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических животных способствуют расселению вида. Кроме того, личиночные формы некоторых животных живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает интенсивность конкуренции за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.
Приведенные здесь и многие другие примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием
В результате данной работы мы достигли цели и задачи, поставленные во введении. А именно: я научился работать с литературой, анализировать, находить главное. Изучил один из важных разделов биологии "Размножение организмов". Научился писать реферат. Могу выступить с данной проблемой перед учащимися других классов.
Список литературы
Размножение
человека. URL: http://dic.academic.ru/dic.
Размножение. URL: http://ekonayka.narod.ru/razm.
Размножение
человека. URL: http://www.coolreferat.com/%
Органогенез
– Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Приложения
Приложение 1. Деление эвглены зеленой.
Приложение 2. Созревание половых клеток. (Мейоз).
Приложение 3. Зародышевое сходство у позвоночных.
Информация о работе Размножение организмов как условия существования вида