Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:46, реферат
Целью работы является выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии. Задачами служат: 1. Уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся». 2. Проанализировать специфику процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 3. Выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
4. Обосновать содержание и дидактическое обеспечение процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 5. Представить результаты диагностики эффективности развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
Введение
Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
4.1. Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
5. Заключение
6. Список литературы
Наглядные методы обучения.
Это такие методы, при
которых усвоение учебного материала
находится в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения
наглядного пособия и технических
средств. Наглядные методы используются
во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные
методы обучения условно можно подразделить
на две большие группы: метод иллюстраций
и метод демонстраций. Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстрированных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске и др. Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов,
опытов, технических установок, кинофильмов,
диафильмов и др. Помимо методов также
используются следующие приемы управления
познавательной деятельностью учащихся:
Активизирующие деятельность
учащихся на этапе восприятия и сопутствующие
пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием новизны - включение
в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных; прием семантизации - в
основе лежит возбуждение интереса благодаря
раскрытию смыслового значения слов; прием динамичности - создание
установки на изучение процессов и явлений
в динамике и развитии; прием значимости - создание
установки на необходимость изучения
материала в связи с его биологической,
народнохозяйственной и эстетической
ценностью; Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого
материала: эвристиче
Заключение
Результаты проведенных исследований подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе. Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. После проведенных исследований можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Были наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частично-поисковый лабораторный метод. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Список литературы
1.Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с.
2.Философский
энциклопедический словарь / под
ред. Е.Ф. Губский, Г.В.
3.Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.
4.Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.
5.Социология // Энциклопедия / под. ред. А.А. Грицанов [и др] - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 673 с.
6.Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с.
7.Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с.
8.Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
9.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.
10.Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с.
11.Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.
12.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.
13.Педагогический
14.Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.