Развитие и формирование у школьников познавательной активности на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Целью работы является выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии. Задачами служат: 1. Уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся». 2. Проанализировать специфику процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 3. Выявить педагогические средства развития познавательной активности подростков на уроках биологии.
4. Обосновать содержание и дидактическое обеспечение процесса развития познавательной активности подростков на уроках биологии; 5. Представить результаты диагностики эффективности развития познавательной активности подростков на уроках биологии.

Содержание работы

Введение
Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1. Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
4.1. Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферааат р.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Наглядные методы обучения.

Это такие методы, при  которых усвоение учебного материала  находится в существенной зависимости  от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических  средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.      Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.  Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Помимо методов также используются следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся:     Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:   прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;    прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;      прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;        прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;        Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:           эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;      сократический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;  исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.       Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.       прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.      Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп)
  • задания распределять самим учителем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
  • оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
  • давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.       Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.     Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.        Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.       Наряду с методами, существуют принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Их выбор, так же как и выбор методов обучения должен определяться с учетом особенностей учебного процесса.     Принцип проблемности является основополагающим. Суть его состоит в том, чтобы путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления. Cамое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.       Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.         Принцип взаимообучения является не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.  Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.      Принцип индивидуализации является важным для любого учебного процесса важным. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:       состав аудитории (комплектование групп),    адаптация к учебному процессу,     способность к восприятию нового и т.п.     Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.     Принцип самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.          Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.         Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.         Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии, являются:           метод дискуссии;          метод самостоятельной работы учащихся;     метод познавательного проблемного изложения;  эвристический или частично-поисковый метод;   исследовательский метод обучения;      метод творческих работ;       практический метод;        лабораторный метод;          наглядные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты проведенных исследований подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.       Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.       Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.       После проведенных исследований можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Были наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частично-поисковый лабораторный метод.        Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.

 

 

 

 

Список  литературы

1.Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с.

2.Философский  энциклопедический словарь / под  ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева,  В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 1988. - 576 с.

3.Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.

4.Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.

5.Социология // Энциклопедия / под. ред. А.А. Грицанов [и др] - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 673 с.

6.Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с.

7.Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с.

8.Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.

9.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.

10.Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с.

11.Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.

12.Большая советская  энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.

13.Педагогический энциклопедический  словарь. - М.: 2002. - 547 с.

14.Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.

 

 

 


Информация о работе Развитие и формирование у школьников познавательной активности на уроках биологии