Развитие экологического мышления школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 04:56, реферат

Описание работы

Современное состояние экологического образования выглядит парадоксально. Предмета в школах России нет, но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Для этого нам приходиться экологизировать содержание разных предметов естественнонаучного типа. Таким образом, успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета в становлении экологического сознания школьников.

Файлы: 1 файл

инф. карта учителя биологии.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Информационная карта инновационного педагогического опыта участников ПНП «Образование»

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА  ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором  работает автор опыта, адрес с  индексом

Должность с указанием  преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности.

Семенова Лидия Павловна

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов физика, химия № 124 г.Челябинска

454016, г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 16а

Учитель биологии

14 лет


 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического  опыта (ИПО)

Формирование экологического мышления в условиях интеграции физики и биологии у учащихся основного и полного среднего образования.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые  условия образовательной деятельности, др.)

Необходимость в новых подходах к преподаванию экологии, решение современных задач экологического образования, воспитания и развития с целью обеспечения равного доступа подрастающего поколения к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями.

Данная проблема определяется противоречием, состоящем, с одной стороны, в возрастающей потребности государства и общества в модернизации системы школьного образования и повышении качества образования учащихся общеобразовательных учреждений, а с другой стороны, - в недостаточной практической разработанности проблемы реализации естественнонаучного образования как фактора повышения качества экологического культуры учащихся общеобразовательного учреждения. Выпускники школ способны  решать открытые вопросы и мало озабочены экологическими последствиями технологических решений. Сосредоточенность экологического образования преимущественно на передаче знаний и не способствует развитию личностных качеств, без которых не возможен высокий уровень экологической культуры и решение социально-экологических проблем. Назовем эти качества: ценностная ориентация, духовная состоятельность, критическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, социальная ответственность и активность. Навыки решения проблем, способность вести диалог, бережное отношение к окружающей среде. Таким образом, проблема экологического образования в значительной степени должна решать задачу развития личности.

3. Идея изменений (в чем сущность  ИПО: в использовании образовательных,  информационно- коммуникационных  или других технологий, в изменении  содержания образования, организации  учебного или воспитательного  процесса, др.)

Становится актуальным поиск эффективных путей формирования экологической культуры у школьников с использованием межпредметных связей на уроках биологии и теоретическая разработка и практическая реализация системы формирования экологической культуры в условиях интегрирования знаний и умений.

Требуется рассмотрение методики реализации межпредметных связей в формировании экологической культуры школьников основной и старшей школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование экологической культуры будет осуществляться более эффективно, если:

    1. Использование на уроках биологии МПС по определенной технологии и в дидактически обоснованных условиях будет способствовать полному и системному освоению представлений о естественнонаучной картине мира и, как следствие, более эффективное формирование мыслительных способностей учащихся. 
    2. Будет разработана система, представляющая единство теоретических, практических, а также творческих и деятельностных компонентов межпредметных связей физики и биологии.
    3. Будет выявлен и реализован комплекс педагогических условий, включающий межпредметные связи естественнонаучных дисциплин и коллективно творческую деятельность школьников в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Реализация нашей гипотезы формирования экологической культуры требует решения следующих задач:

  1. Пересмотра содержания курса биологии в 8-11 классах с учетом новейших экологических проблем, отражение в содержании учебного предмета роли физических процессов для жизнедеятельности живых организмов, определение общих понятий, законов, теорий.
  2. Выявление возможностей и способов раскрытия взаимосвязи физических и биологических явлений.
  3. Разработка единого подхода к формированию общих учебно-познавательных умений.

Изменение технологии преподавания учебного материала (проектная технология, ТРИЗ-технология, технология мастерских) позволит «погружаться» в предмет. Благодаря такой деятельности на уроке ученик имеет возможность «раскрыться», не просто приобрести знания и навыки, а уметь выражать свое отношение к окружающему миру.

4. Концепция изменений (способы,  их преимущества перед аналогами  и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Создана система интеграции физического и биологического образования, представляющая собой трехуровневый подход к формированию экологического мышления.

1 уровень – интеграция знаний на уроках биологии (пропедевтика); 2 уровень – профильная деятельность;  3 уровень - творческо-интеллектуальные мастерские. 

Данная система удовлетворяет  потребность учащихся в обучении на повышенном уровне сложности и реализует стандарт образования. Для обеспечения интеграции знаний на уроках биологии разработаны учебные занятия,  интегрированные задачи, ведется разработка семинаров и конференций для профильного уровня, тем проектов для творческо-интеллектуальных мастерских. Это помогает своевременно на всем протяжении учебы расширять кругозор учащегося, знакомить его с различными видами деятельности.

5. Условия реализации изменений  (включая личностно- профессиональные  качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Созданы экспериментальные группы учащихся на базе которых ведется апробация интегрированного подхода в формировании экологического мышления; ведется кружок «», который обеспечивает личностно- ориентированного подход в обучении, ежегодно разрабатываются учебно-методические планы, контрольно-измерительные материалы.

6. Результат изменений

Учащиеся являются участниками и дипломантами Международного заочного конкурса «Интеллектуально-творческий потенциал России»» (г. Обнинск).

7. Публикации о представленном  инновационном педагогическом опыте.

Публикации в периодических  изданиях

 

  1. К вопросу изучения экологических понятий в курсе физики и биологии. – Челябинск: 2006
  2. Трансформация экологической культуры в условиях глобализирующего мира. – Материалы международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск: 2006.
  3. К вопросу о межпредметных связях естественнонаучных дисциплин в формировании экологического мышления учащихся. – Материалы научно-пракической конференции, Челябинск: 2006.
  4. Технология проектного обучения, ее место в формировании экологической культуры учащихся на основе межпредметных связей. – Челябинск: Вестник ЧГПУ, 2005.
  5. Технология проектного обучения в 10-11 классах профильной школы. – Челябинск: 2007.
  6. Опыт ценен повторением. Лабораторная работа биофизического характера.- Учитель, 2002, № 5.

Книги и брошюры:

  1. Вода – необыкновенное вещество. – Челябинск: 2002.

Электрические явления в природе  и технике: учебная интегративная  конференция. – Челябинск: 2003.


 

III. Описание инновационного опыта учителя**

              Современное состояние экологического образования выглядит парадоксально. Предмета в школах России нет, но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Для этого нам приходиться экологизировать содержание разных предметов естественнонаучного типа. Таким образом, успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета в становлении экологического сознания школьников.

Поэтому, интерес в моей методической и научной работе к отбору ключевых компетенций для развития экологического мышления не случаен. Для меня важно проследить преемственность изучения основных экологических понятий, законов, идей и других экологических категорий в курсе предметов естественного цикла и привести их в соответствие. А также, я считаю одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися является исследовательская деятельность в рамках междисциплинарных проектов как на уроке, так и во внеурочное время; ТРИЗ-технология, успешно способствует повышению интереса к получению знаний; технология мастерских недостаточно, на мой взгляд, представлена в экологическом обучении. Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую, проектную деятельность, ТРИЗ-технологию и технологию мастерских – взаимообусловленный процесс.

Практика работы показывает, что на уровне 5-6 класса у детей высокий интерес к предметам естественнонаучного цикла. Важно воспользоваться  высокой мотивацией и оправдать эмоциональное доверие учеников на этом этапе. Для этого вводится пропедевтический курс физики с 5 класса и химии с 6 класса. Это создает условия для использования знаний физики и химии на уроках биологии.

Научно-методическая работа по внедрению  МПС в преподавании биологии проводилась соответственно трем ступеням.

На первой ступени велась разработка уроков и лабораторных работ интегративного характера для учащихся 6-8 классов. Во время такой работы учащиеся учились  привлекать знания и умения из смежных  предметов для объяснения биологических процессов и явлений. Тем самым, МПС выступают как важный структурный элемент содержания материала по биологии, причем не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Мне, как учителю, при составлении календарно-тематического планирования необходимо было учитывать включение интегративного материала в содержание тем и уроков. Например, при планировании работы в 8 классе перечисленные аспекты были учтены в таких темах как «Регуляция процессов в организме», «Система кровообращения», «Дыхание», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение», «Пищеварение», «Покровы тела, терморегуляция». Разработаны лабораторные работы и одна из них, а именно, «Зависимость всхожести семян от теплопроводности почв» напечатана в журнале «Учитель».

На второй ступени, в курс обучения были введены межпредметные семинары с участием учителей физики, химии  и биологии для учеников 9-11 классов. Успешно используются на практике такие  темы интегрированных семинаров, как  «Формы организации и движения материи», «Диффузия в природе и технике», «Электрические явления в природе и технике», «Вода – необыкновенное вещество», «Тепловые процессы». Составлены сборник задач, требующих комплексного применения знаний по физике, химии, биологии и физической географии.

На третьей ступени, учащиеся 9-11 классов стимулировались к проектной  деятельности как во время урока (уроки-проекты), так и во внеучебное время (научно-исследовательские проекты, социальные и другие). Наиболее успешные уроки-проекты описаны в учебно-методических сборниках ЧГПУ, например, уроки-проекты на тему  «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоема», «Экологические и экономические проблемы  человечества (проблема утилизации отходов промышленного производства)» и другие. Проектная деятельность школьников во внеучебное время позволила расширить  образовательное пространство и организовать подготовку научно-исследовательских работ совместно с преподавателями Челябинской государственной медицинской академии, ЮУрГУ (кафедра экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров), ЧелГУ (факультет экологии), научно-методическим отделом Челябинского зоопарка. Самая обширная тематика научно-исследовательских работ учеников отражают различные интеграции школьных дисциплин. Например, «Верблюд как символ города Челябинск» (МПС биологии, истории и краеведения) – 2007 год,  «Церрулоплазмин» (биологическая химия и медицина) – 2006 год, «Оценка состояния почвы на пришкольном участке» (химия и биология) – 2004 год, «Утилизация ТБО» (химия, биология и экономика) – 2007 год, «Фальсификация сыров на продовольственном рынке города Челябинска» (химия, биология) – 2006-7 год, «Экология автомобильного транспорта» (МПС химии, биологии и технологии) – 2002 год и другие. Работы имели успех на районных научно-практических конференциях, на городских и всероссийских конкурсах, занимали призовые места и высоко оценивались экспертами.

Преодолеть кризисные моменты  в творчестве учащихся помогает изменение  формы планирования учебного материала  с той целью, чтобы каждый ученик имел возможность «попробовать себя» в различных видах деятельности, не просто приобрел определенные навыки, а умел выражать свое душевное отношение к окружающему миру.

В рамках данного опыта работа по развитию экологического мышления может проходить как в условиях урочной, так и в условиях внеурочной деятельности. Это необходимо для создания не только высокой планки развития, но и для определенного микроклимата, благоприятствующего развитию личности.

Работа по данной проблеме строится в тесном взаимодействии с психологической службой, которая помогает осуществлять диагностику способностей детей, на основе которой намечается дальнейший маршрут развития творческой личности


 

 

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы  распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его  контактные телефоны, адрес электронной  почты, почтовый адрес.

 

 

V. Информационные характеристики опыта

(матрица используется  в дальнейшем для компьютерной  обработки)

Характеристики инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1. Ценности и ценностные ориентации

Аналитическое креативное мышление, профессиональное самоопределение,

Экологическая культура

 

2. Цели и задачи

Определение содержания и технологии использования межпредметных связей биологии, физики с целью формирования экологичес-кого мышления у учащих-ся основной и средней школы. Задачи:

Поиск содержания матери-ала максимально прибли-женного к жизни, отража-ющего естественнонауч-ную картину мира.

Поиск наглядных и содер-жательных экспериментов и задач с учетом системы естественнонаучных знаний.

Организация ситуаций, которые не сообщаются в готовом виде, а добываю-щиеся через постановку проблемы.

Приоритет деятельности учащихся в  различных формах: разработка и реа-лизация различных учеб-ных проектов как важной формы самостоятельной учебной работы; анализ литературных источников; экспериментальных задач.

Интеграция предметов естественнонаучного  цикла в формировании экологической  культуры школьников.

Организация образователь-ного пространства (сотруд-ничество с институтами, лабораториями и другими социальными объектами).

Использование различных учебных  пособий, в том числе, и новых  информа-ционных технологий и информационных источников.

 

.

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителя и классных руководителей)

     

4. Содержание образования

Система планирования уроков с учетом интеграции естественно-научного образования, преемственность экологических знаний и умений

   

5. Технологии, ИКТ в том числе

ТРИЗ - технология, проектная, технология мастерских, ИКТ

   

6. Средства

АРМ, ТСО, биологическая лаборатория

   

7. Методы

Проблемно-поисковые, игровые, проектов

   

8. Организационные формы

Классно–урочная, семинар, конференция, урок-лаборатория, урок-проект

   

9. Образовательная среда

Общеобразовательное учреждение вида «Углубленное изучение отдельных предметов физики, химии»

   

10. Информационно- методическая  среда

Районное и городское профессиональное объединение учителей биологии, методическое объединение учителей естествознания в школе.

   

11 Информационные ресурсы

Интернет, СМИ

   

12. Организационные ресурсы

Тематика проектной работы, картотека  заданий для комплексного приме-нения  знаний, курс «Био-логическая лаборатория» для 9-11 классов.

   

13. Мотивационные ресурсы

Городские, областные, Всероссийские, Международные конкурсы и заочные олимпиады

   

14. Кадровые ресурсы (для характеристики  инноваций, реализуемых в ОУ, так  и для учителей

     

15. Научно- методические ресурсы  (важны как для ОУ, так и для  учителей)

Вузы (ЧГПУ, ЮуРГУ, ЧелГУ) 

   

16. Материально- технические ресурсы  (важны как для ОУ, так и для  учителей)

Видео и аудиотехника,  АРМ, оптическая техника, лабораторное оборудование, специальные справочники, реактивы

   

 

 


Информация о работе Развитие экологического мышления школьников