Развитие навыков работы с информацией на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 05:22, доклад

Описание работы

Развитию навыков работы с информацией способствует современная образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Цель данной технологии – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, также развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Файлы: 1 файл

педконференция.docx

— 53.56 Кб (Скачать файл)

«Развитие навыков работы с информацией на уроках биологии:

  технология  развитие критического мышления                                          через чтение и письмо».

 

Плохой учитель  преподносит истину,

Хороший учит её находить.

                                          А. Дистервег.

     Одним из жизненно важных навыков для учащихся является навык работы с информацией, т.е. способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида для максимального усвоения учебного материала и формирования личности информационного общества.

Развитию навыков работы с информацией способствует современная  образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо". 

      (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

     Цель данной  технологии – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, также развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).

 Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов,  направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

На стадии вызова учитель должен не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел  бы получить ответ. Главная задача учителя – актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

Прием «Верите  ли вы, что…». Позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Я предлагаю каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке  ставят знак «+», если они согласны с утверждением и « - « если нет. Например, тема урока «Вирусы» 7 класс: 

                 
                 

  1. Тела растений и животных состоят из клеток.
  2. Вирусы открыл Л.Пастер.
  3. Д. И. Ивановский описал свойства возбудителя болезни табака.
  4. Вирусы – это особые безъядерные клетки.
  5. Вирусы – это внутриклеточные паразиты.
  6. Вирусы способны размножаться вне клетки.
  7. Вирусы состоят из  нуклеиновой кислоты и белковой оболочки.
  8. Вирусы вызывают заболевания только животных и человека.
  9. Грипп и СПИД – вирусные заболевания.

Данный прием способствует формированию умения критически оценивать  результат, так как он предполагает  возвращение к таблице на стадии рефлексии.

  •  Прием «Ассоциации».  Например, на уроке по теме  «Селекция  растений, животных, микроорганизмов» в 9 классе,  учащимся предлагаю задание «Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:  О чем может пойти речь на уроке?  Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «Селекция»?»   Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. А мне как учителю важно все их мысли зафиксировать на доске и определиться  тем, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения.

На  стадии  осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками которой являются  тексты. Деятельность учителя на этой стадии: заключается в сохранении интереса  учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное  восприятие текстов, анализ и выбор  информации с последующим представлением в графическом виде. 

Прием «Фишбоун», представляет собой схему, в которой  изученная информация систематизируется и конкретизируется. Основой схемы является рыбий скелет. Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, мы рассуждаем следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного  анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках  функции зрительного анализатора

почему  мы видим?

Зрительная   зона

Строение

Функции

                      


        

 

Использование приема «Кластер» развивает у учащихся умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.  Например, при изучении темы  «Антропогенное воздействие на окружающую среду» (9 класс), предлагаю учащимся заполнить соответствующий кластер и указать взаимосвязи. 

Влияние автотранспорта на окружающую среду

АВТОМОБИЛЬ

шум

Выхлопные газы

Электромагнитное излучение

Затраты ресурсов

вибрация

тепло

Тяжелые металлы


 

 

 

 

 

 

 

Прием «Концептуальная  таблица» позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. При изучении темы «Членистоногие» (7 класс)  предлагаю учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы.

Линии сравнения

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешний вид

     

Представители

     

Среда обитания

     

Количество конечностей

     

 

При изучении биологии считаю важным использование приема «Тонкие и толстые вопросы», ведь именно этот прием развивает навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?), а «толстые» вопросы – проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).  В своей практике пытаюсь в большей степени уделять внимание на толстые вопросы, т.к. считаю, что моя задача,  научить учащихся обосновывать свои ответы, а не давать краткие выводы и утверждения.

Прием «Чтение  с пометками INSERT» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.  Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики,  работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно;  «-» - это противоречит тому, что я знал;   «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше. Затем совместно обсуждаем проблемные вопрсы и делаем соответствующие умозаключения.

При изучении большого объема материала с целью его систематизации  использую прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.

Для работы учащихся объединяю  в группы по 5-6 человек. Учебный материал разбиваю на отдельные блоки. Группе предлагаю для изучения свой блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет её в виде таблицы, кластера, блок-схемы и т.д. Затем эту обработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.

Данный  прием использовала при изучении тем «Особенности строения клетки прокариот», «Строение и функции  клеточного ядра» в 10 классе,  «Биология  в доэволюционистский период»,  «Зарождение эволюционных идей» в 11 классе.  Изучая тему «Особенности строения клетки прокариот», первая  группа изучала строение, вторая – размножение, третья – значение, четвертая – многообразие прокариот.

Разновидностью этого  приема является другой прием - «Зигзаг-2». В этом случае все группы работают с одним и тем же материалом, составляя кластер.  Затем представитель каждой группы делится результатом своей работы с другими группами, дополняя кластер или исправляя в нем ошибки.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть  учащихся к первоначальным записям  – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские  или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, либо анализируют  и систематизируют учебный материал в виде синквейна.

Каждый учащийся в течение  3-5 минут составляет синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Например, на уроке «Многообразие и распространение покрытосеменных» в 7 классе учащийся составил  синквейн:

Покрытосеменные

Красивые, ароматные

Цветут, привлекают,  опыляются

Берегите цветы!

Восхищение

Прием «Письмо  в будущее» позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. Например, В 9 классе, заканчивая урок по теме « Наследственная изменчивость», предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков.

Благодаря технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

- появилась возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик»;

- повышается ответственность учащихся за качество собственного образования;

- формируются навыки работы с информационными источниками разных типов;

-раскрывается творческий потенциал школьников.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках биологии   позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы, а также технологию в целом, я  буду продолжать использовать  в  дальнейшей работе. 


Информация о работе Развитие навыков работы с информацией на уроках биологии