Роль отечественных лесоводов в развитии науки о лесе и защитном лесоразведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

ЛЕСОВОДСТВО - наука о природе, методах выращивания и улучшения леса, повышения его продуктивности. Делится на лесоведение и собственно лесоводство, разрабатывающее технику и технологию выращивания леса в различных природных и производственно-экономических условиях, теорию и практику рубок главного пользования и рубок ухода в целях использования и возобновления леса, выращивания высокопродуктивных насаждений.

Файлы: 1 файл

кр (5).docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

Вопрос №6.

Роль отечественных лесоводов в развитии науки о лесе и защитном лесоразведении

ЛЕСОВОДСТВО - наука о природе, методах выращивания и улучшения леса, повышения его продуктивности. Делится на лесоведение и собственно лесоводство, разрабатывающее технику и технологию выращивания леса в различных природных и производственно-экономических условиях, теорию и практику рубок главного пользования и рубок ухода в целях использования и возобновления леса, выращивания высокопродуктивных насаждений.

Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За 3 столетия до н. э. древне-греческий естествоиспытатель и философ Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. В 1 в. до н. э. римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Ещё большее внимание лесоводству уделял (в 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) римский учёный Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. В Европе научный интерес к лесоводству особенно усилился в 18 веке. Он связан с именами шведского учёного К. Линнея, создавшего книгу о лесоразведении, Дюамеля дю Монео (Франция), описавшего в многотомном сочинении все отрасли лесного дела, Г. Котты, Ф. Пфейля, Г. Гартига (Германия), разработавших важные вопросы Лесоразведении. Напр., Котта (1763 — 1844) был основателем и первым директором Лесной академии (в Тарандте), автором одного из первых руководств по выращиванию леса, которым широко пользовались немецкие лесничие в 10—20-х гг. 19 в.; Гартиг (1764—1837) разработал классическую схему четырёхприёмных постепенных рубок; Пфейль (1783 — 1859) критически отнёсся к догматическим положениям в Лесоводстве, обратил внимание на необходимость учитывать при проведении лесоводственных мероприятий особенности древесных пород в различных условиях произрастания.

 В России  изучение проблем лесоводства (вопросы взаимосвязи почвы и леса, роль разных древесных пород в почвообразовании и др.) связано с именем М. В. Ломоносова (1711—65). Большой вклад в практическое и научное лесоводство во 2-й половне 18 в. внёс «лесной знатель» Фокель, написавший (1766) сочинение «Описание естественного состояния растущих в северных Российских странах лесов с различными примечаниями и наставлениями, как оные разводить». А. Т. Болотов (1738—1833) опубликовал (1766) капитальный труд «О рублении, поправлении и заведении лесов», в котором рассмотрены методы выращивания леса и условия, при которых они должны применяться. Известные путешественники, географы, ботаники и историки B.Н. Татищев (1686 — 1750), C.П. Крашенинников (1711 — 55), А. А. Нартов (1736 — 1813) заложили основы научного познания о лесах. Развитие лесоводства в России в середине 19 в. связано с именами Н. В. Шелгунова, А. Е. Теплоухова, А. Р. Варгаса де Бедемара, К. Ф. Тюрмера и др. Шелгунов (1824 — 91) написал ряд ценных трудов по лесному хозяйству, в т. ч. книгу «Лесоводство» (1856). Теплоухов (1811—85), глубоко изучивший на практике условия русского лесного хозяйства, внёс ценный вклад в развитие отечественного лесоводства. Теплоухов делил леса России на первобытные, прорубленные и вторичные. Его определение вторичных лесов — прототип современных производных (В. Н. Сукачёв) или временных (Г. Ф. Морозов) типов леса. Теплоухов проявлял большой интерес к вопросам рубок, развил и обосновал «проредные и выборочные порубки», вопросы очистки лесосек (1850) и др. В 1850 вышла классическая работа Варгаса де Бедемара (1816 — 1902) «Исследования запаса и прироста лесонасаждений С.-Петербургской губернии ... с 1843 по 1848 год». Она не утратила своего значения и интереса для современных лесоводов и таксаторов. Тюрмер создал высокопродуктивные еловые, сосново-еловые и лиственничные насаждения (в Московской губ.), с запасом древесины (м3/га): в чистых 80-летних ельниках — до 600, в смешанных сосново-еловых древостоях — до 800, в 100-летних лиственничниках — до 1500.

 В 1-й  половине 19 в. в России и ряде стран Европы были организованы высшие лесные учебные заведения, сыгравшие большую роль в развитии лесоводства. и лесохозяйственного образования. В Царском Селе в 1803 (впоследствии переведён в Петербург) был открыт Лесной институт (ныне Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова); в Германии — Лесная академия (1816, Тарандт; ныне лесохозяйственный факультет Дрезденского технического университета), Эберсвальдская лесная академия (1830; ныне Научно – исследовательский  институт по лесному хозяйству); во Франции — Высшее лесное училище (1824, Нанси); в Швеции — Высшая лесная школа (1828, Стокгольм); в Венгрии — Лесохозяйственный и лесопромышленный университет (1808, Шопрон); в Чехословакии — лесной факультет Высшей сельско - хозяйственной школы (1816, Брно) и Институт лесоводства и древесины (1807, Зволен). С 1878 в Германии лесохозяйственное образование получило развитие в Мюнхенском ун-те, где работал К. Гайер, известный своей системой группово-выборочных рубок; здесь в конце 19 в. под руководством проф. Г. Майра проходил стажировку будущий выдающийся русский учёный-лесовод Г. Ф. Морозов. В это же время было положено начало лесохозяйственному образованию и лесной науке в США; во 2-й пол. 20 в. Л. включено в учебные планы 50 университетов и др. вузов.

 Для изучения  лесов важное значение имели опыты в лесничествах учебных заведений. В России первым таким лесничеством (1787) было Лисинское (под Петербургом, ныне Лисинский учебно-опытный лесхоз Ленинградской лесотехнической академии) — одно из старейших в мире. В 1843 на Ю. России образовано степное Великоанадольское лесничество (см. Великоанадольский лесной массив) — колыбель научного степного лесоразведения. В 1865 основана опытная лесная дача Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельско - хозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В начале 20 в. в разных районах России была организована сеть опытных лесничеств (Брянское, Северное, Шипов-ское, Казанское и др.) для систематических научно-практических исследований. Во 2-й половине 19 в. значительно расширили и углубили лесохозяйственною науку и практику русские учёные А. Ф. Рудзкий, Ф. К. Арнольд, Д. М. Кравчинский, В. Я. Добровлянский, М. К. Турский и др. Например, в Петербурге профессор Лесного ин-та Рудзкий (1838 — 1901) подошёл к типологическому разделению насаждений на «условные однообразия», «первообразы», или «отделы», увязав их с местоположением, почвой и хозяйственной значимостью (сосна кондовая, или боровая, на свежей и глубокой почве, сосна мяндовая на сырой почве и т. д. — всего 7 отделов); проф. того же института Арнольд (1819 —1902) — автор 3-томного труда «Русский лес»; проф. Турский (1849—99) — один из основоположников стационарного изучения леса в России, заложивший опытные насаждения в лесной даче Петровской земледельческой и лесной академии. Лесничий Лисинского опытного лесничества Кравчинский (1857—1918) разработал оригинальный метод постепенных рубок для еловых лесов, ввёл понятие хозяйственных типов насаждений и дал их классификацию. Знаток сосновых лесов Добровлянский (1864—1910) — автор оригинального труда «Из русских лесов» (1888), в кором дал лесохозяйственный анализ лесных массивов средней и южной России (в т. ч. Рожнов и Бузулукский боры, Погоный Лосиный остров и др.), разработал также некоторые научные вопросы возобновления леса.

 С начала 20 в.лесоводство, особенно под влиянием идей Морозова (1867 — 1920), всё более превращается в стройную науку, фундаментом которой становятся достижения естественных наук, воплощённые в лесоведении, а также накопленный практический опыт и экспериментального исследования лесоводов. Основные научной работы Морозов выполнил в течение двух первых десятилетий 20 в., будучи проф. Лесного института в Петербурге. Ученик русского учёного В. В. Докучаева (1846—1903), Морозов пришёл к пониманию леса как явления географического. Он был противником шаблона в лесоводстве., считая, что пора всероссийских рецептов миновала, как прошла пора простого перенесения западно-европейкого преимничества. немецких, образцов хозяйства на русские леса. Касаясь лесоводственных принципов, Морозов считал, что регулирующая деятельность лесовода в лесу тогда будет здоровой, когда он сумеет, с одной стороны, удовлетворить запросы человечества к лесу, а с другой — направить свои хозяйственные мероприятия по отношению к лесу, как к живому организму, поднимая производительность леса и незначительно ослабляя его устойчивость, когда лесовод сумеет выпадающие звенья в сложной жизни леса заменить определёнными мерами противодействия зачаткам разрушительных сил. Как лесовод, Морозов считал, что лес и его элементы представляют двойной интерес: как явление «из мира сущего» и как вещь, которую человек должен преобразовать ради определённых социальных целей. В развитии лесоводства. в России в предреволюционный период сыграли заметную роль современники Морозова — В. Д. Огиевский (1861 — 1921) — один из пионеров лесного опытного дела в стране и Н. С. Нестеров (1860—1926), продолживший стационарные опыты Турского и заложивший ряд новых многолетних экспериментов.

 После Октябрьской революции получили широкое развитие высшее лесное образование, наука о лесе, в т. ч. Л. Большой вклад в развитие лесоводственной науки в послереволюционный период внесли: Г. Н. Высоцкий (1865 — 1940) — трудами по степному лесоразведению, гидроклиматической и почвозащитной роли лесов и др.; М. Е. Ткаченко (1878—1950), известный работами не только в области лесоводства, но и таксации, экономики и организации лесного хозяйства, автор оригинального курса «Общее лесоводство» (1939, 1952, 1955); B. Н. Сукачёв (1880—1977), способствовавший прогрессу, и лесного х-ва фундаментальными исследованиями в области лесоведения, особенно по типологии леса, П.С. Погребняк (1900—1976) — работами по лесной типологии; развивая концепцию советского учёного Е. В. Алексеева, он дал двумерную эдафическую сетку, написал книгу «Общее лесоводство» (1963, 1968). Эти выдающиеся деятели науки создали науч. школы, в которых сформировались кадры учёных, развивших современную лесоводственную науку: А. Б. Жуков, C. С. Пятницкий, В. 3. Гулисашвили, Н. Е. Декатов, А. А. Корчагин, О. Г. Каппер, Б. Д. Жилкин, А. С. Яблоков, В. П. Тимофеев, М. Д. Данилов, Б. П. Колесников и многие др.

 В СССР  интенсивно исследуются леса  Средне-Европейской части, Сибири, Д. Востока, Урала, Ср. Азии, Кавказа и др. районов. Большие лесоводственные исследования проводятся на Украине, в Белоруссии и прибалтийских республиках. Расширено и углублено учение о лесе. Разработаны экономические и биогеоценотические основы лесоводства, общие и региональные классификации типов леса, получили развитие генетическая и динамическая типология леса, созданы классификации лесов по их водоохранно-защитной роли, по опасности возникновения пожаров и др. Лес рассматривается не только как сырьевой ресурс, но и как важная составная часть биосферы. Большое внимание уделяется лесам, испытывающим антропогенное воздействие (рубки, пожары, рекреац. перегрузка, техногенные факторы). Изучаются лесорастительные условия вырубок при разных технологиях лесозаготовок. Разрабатываются типология вырубок, лесоводств. требования к технике и технологии заготовок леса. Значительные работы в области лесоводственной науки выполняются учёными за рубежом, особенно в европейских странах, в США, Канаде, Японии и др. Заметное развитие лесоводства. получило в Австралии и Новой Зеландии, странах Латинской Америки и др. В ряде стран расширился интерес к проблемам тропического лесоводства. Во 2-й пол. 20 в. возросла изученность тропических лесов. С другой стороны, в этот период усилилось их промышленное освоение. К концу 20 в. в некоторых тропических и субтропических регионах леса оказались истощёнными. Между тем в планетарном масштабе наиболее значительную роль в стабилизации кислородного баланса в атмосфере играют вечнозелёные лиственные леса тропиков и субтропиков и бореальные хвойные леса Северного полушария. Основные проблемы тропического лесоводства — прекращение истощительной эксплуатации, использование и восстановление тропических лесов, создание плантаций из быстрорастущих (в т. ч. хвойных) пород. Во мнногих странах (например, в скандинавских, в США, Японии), как и в СССР, современное лесоводство уделяет большое внимание использованию научных достижений в области селекции, генетики и интродукции древесных пород.

 Научные проблемы лесоводства в СССР разрабатываются в научно-исследовательских институтах по лесному хозяйству, лесных вузах, на лесных опытных станциях. Развитию лесоводства способствует расширение международно-научных связей. Развивается координация научных исследований между учёными социалистических стран по линии СЭВ, устанавливаются соглашения на двусторонней и многосторонней основе между научными учреждениями СССР и др. стран. Всё большую роль в научно-техническом прогрессе Л. играют Международные лесные конгрессы, периодически созываемые с 1926 (до 1983 их проведено 8). Старейшая международная организация по вопросам лесной науки — Международный союз лесных научно-исследовательских организаций (JUFRO). Из его шести тематических отделений одно (1-е) целиком посвящено проблемам лесоводства; кроме того, вопросы лесоводства находят отражение в программах и некоторых др. отделений.

 В СССР  работы по научно-практическим вопросам лесоводства публикуются в трудах высших учебных заведений, монографиях, а также в журналах «Лесное хозяйство», «Лесной журнал» и «Лесоведение»; некоторые вопросы лесоводства находят отражение также и в др. научых и производственных журналах: «Вестник сельскохозяйственной науки» (с 1956), «Лесная промышленность» (с 1941) и др.

 Как учебная дисциплина - лесоводство в лесных вузах СССР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии делится на общее лесоводство, включающее естественноисторическую (лесоведение) и специальную (системы и способы рубок, методы естеств. возобновления леса, повышения продуктивности лесов и др.) части, и лесные культуры (ранее наз. частное Л.) Разделение на общее и частное лесоводство впервые было произведено в 1902 Морозовым. В СССР в учебных планах лесохозяйственных факультетов эти разделы фигурируют под названием «лесоводство» и «лесные культуры», что не совсем точно отражает их содержание, т. к., строго говоря, «лесные культуры» — тоже лесоводство, а дисциплина «Лесоводство» без прибавки «общее» приобретает широкий смысловой оттенок, позволяющий включать в лесоводство и вопросы лесных культур. Учебная программа современного лесоводства включает также вопросы очистки лесосек, возобновления леса в связи с технологией и механизацией лесозаготовок при разных способах рубок, особенности и пути их применения, выращивания леса в различных районазнах СССР, пути повышения продуктивности лесов.

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №26.

Охарактеризуйте лес как растительное сообщество.

 

Лес — растительное сообщество. На первый взгляд лес — случайное, хаотическое скопление различных древесных растений. В действительности это не так. Лес представляет собой закономерное явление природы, возникшее в ходе эволюции растительного покрова Земли. Классик русского лесоводства Г. Ф. Морозов указывал, что природа леса слагается из природы пород, природы их сочетаний, природы условий местопроизрастания. В этой трехчленной формуле природы леса глубоко раскрывается сущность леса. Природа пород зависит от видовой принадлежности и отражает их потребность в факторах жизни и способность удовлетворять ее в разных условиях существования. Природа сочетаний определяется характером взаимоотношений древесных пород при совместном росте, их способностью выносить присутствие друг друга, а в ряде случаев испытывать потребность друг в друге. Природа условий местопроизрастания является ведущей в этой формуле и представляет собой способность физической среды удовлетворять потребности древесных пород в основных факторах жизни — свете, тепле, пище и влаге.

 Перечисленные  элементы природы леса весьма  изменчивы, поэтому естественные  леса очень разнообразны. Однако  облик каждого участка леса  будет прежде всего зависеть от конкретных условий местопроизрастания. Они в значительной степени определяют, какие древесные породы могут здесь расти и как сложатся их взаимоотношения. Однако древесные растения, поселившись на каком-либо участке земли, в процессе своей жизнедеятельности способны в значительной степени изменять условия местопроизрастания и таким образом оказывать друг на друга влияние.

Информация о работе Роль отечественных лесоводов в развитии науки о лесе и защитном лесоразведении