Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Антропологии"
1. Предмет и задачи антропологии, ее отличие от других наук, изучающих человека. Основные разделы и направления развития антропологии как науки. Прикладное значение антропологии.
Впервые термин употребил Аристотель в отношении духовной сущности человека.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения.
Объект изучения – человек как биологический вид и «биосоциальный феномен» (проявления биологической природы человека во многом опосредованы социальной средой).
Предмет изучения антропологии – изменчивость физической организации человека во времени и пространстве.
Основная задача антропологии – изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
АНТРОПОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов, изучающая биологию человека, этнографию, физическую организацию человека и ее изменчивость во времени и пространстве.
Основные разделы антропологии:
- Морфология (учение о вариациях строения человеческого тела)
-Антропогенез (учение о происхождении человека, становления его как вида в процессе формирования общества – социогенеза)
- Расоведение (учение о расах)
Морфология изучает:
закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом,
возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости,
половой диморфизм в строении тела,
влияние различных биологических и социальных условий жизни и труда на строение тела.
Состоит из мерологии (от греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь; и соматологии (от греч. «сома» - тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, пропорций и пр.
Антропогенез исследует:
место человека в системе животного мира,
отношение человека как зоологического вида к другим приматам,
восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов,
выделение стадий в процессе человеческой эволюции,
исследование роли труда в происхождении человека,
изучение условий и причин становления человека современного типа.
Антропогенез включает приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян); эволюционную анатомию человека; палеоантропологию (изучение ископаемых форм).
Расоведение выясняет:
классификацию рас,
закономерности изменений расовых типов,
распространение расовых типов по территории Земли,
причины расообразования.
Этническая антропология (термин используется как синоним расоведения) изучает расовый состав отдельных этносов, т.е. племён, народов, наций и их происхождение.
Целый ряд разработанных в теоретической антропологии методов и теорий получил уже практическое применение. В терап. и профилак-тич. диагностике, в педологии, для определения типа конституции и для учета физического развития отдельных групп широко пользуются антропометрическими измерениями. Они же должны лечь, по видимому, в основу при определении шаблонов для фабричного изготовления предметов массового потребления (обуви, головных уборов, костюмов). Необходимость антропологического контроля над ходом развития детей в школах и прохождением курса физической культуры требует сознательного применения А. Развивающаяся все более практика проф. отбора неизбежно должна включить в себя ряд антрополог, определений пригодности субъекта к той или иной работе. В судебно-полицейской практике для установления личности уже давно пользуются антрополог. признаками определения тактильных узоров пальцев и т. д. Организация посемейных исследований может успешно развиваться лишь на базе теоретической антропологии. С этим связан ряд вопросов метисации, акклиматизации, переселения и т. д.
2. История развития антропологии как науки. Отличительные особенности современной антропологии.
Античная эпоха. Древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями:
Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Гиппократ своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал пути дальнейшего исследования физиологических различий между типами конституции и связи этих различий с морфологическими особенностями (габитусом).
Другим источником накопления фактов были наблюдения над разными народами (Передней Азии и Северной Африки), проделанные греческими путешественниками (Египта, Вавилонии) и дошедшие до нас в графических изображениях, наскальных надписях, барельефах и письменных источниках.
В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен — жителей Северного Причерноморья.
В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова.
Античные философы создали первые научные теории:
Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой, культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека.
Сократ и Анаксагор обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире.
Эмпедокл размышлял о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм.
Аристотель построил "лестницу животных", расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и другими млекопитающими.
В период раннего средневековья традиции античных мыслителей находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни)
В эпоху Возрождения большое значение для развития антропологических знаний имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека.
Эпоха Возрождения Великие географические открытия (15-16 вв.) позволили путешественникам-европейцам познакомиться с новыми народами Индии, Китая, Америки, Африки, их культурой, бытом, языками, расовыми типами народов
Восточной Азии (Плано Карпини, Рубрука, М.Поло), Америки (X. Колумб), Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан)
Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека, изменением воззрений на окружающий мир и природу, развитием идей о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы.
Французские философы-материалисты (Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах) и крупнейшие биологи-эволюционисты 18 в. (Ж.-Б.Ламарк, Ж.Кювье, К.Линней) своими трудами старались объяснить сущность природы, рассматривали человека как часть материального мира, подчиненного его законам.
В работах «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П. Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К.Гельвеция – прослеживается идея о первичности материи о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы – единственный предмет познания.
В XVIII в. создавались многочисленные естественные классификации живых организмов. Шведский натуралист Карл Линней в труде "Система природы" (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь.
В соответствии с созданной им бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином "Человек разумный" (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский.
Важнейшим событием в истории антропологии было утверждение в биологии эволюционного учения.
Французский естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк ("Философия зоологии" 1809) затронул проблему антропогенеза.
Английский натуралист Ч.Дарвин вопросу происхождения и эволюции человека посвятил два научных труда "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "Выражение эмоций у человека и животных" (1872).
В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина (англ. Tомас Гексли и нем. Эрнст Геккель), усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных.
Формирование антропологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века и связано с возникновением первых научных учреждений и нтропологических обществ, изданием специальных антропологических трудов.
Наибольшая заслуга принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 г. Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др.
В этот период времени многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человеческие расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарождается среди самых широких кругов естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи
Возникновение антропологических обществ и широкомасштабное изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени.
19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии и обострением национального вопроса (борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны), заставившими задуматься над разграничением понятий "нации" и "расы". Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил T. Гексли к усиленной разработке понятия "раса".
Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861-1865). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи " Место негра в природе" выступил (1864) с попыткой научно обосновать "теорию" неравенства рас. Для второй половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области антропологии - теорию антропогенеза и учение о расах.
В 70-е годы известным русским ученым Я.Н.Миклухо-Маклаем собраны неопровержимые доказательства равенства рас. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на островах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Америки и Полинезию, долго жил в Австралии. Он впервые дал описание антропологического типа 'папуасов опроверг сложившееся в науке того времени неверное представление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначальными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды
Современный этап развития антропологии
Использование новых методических приёмов заимствованных из физиологии, биохимии, генетики и пр.
Расширение тематики исследуемых вопросов, среди которых: определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий; исследование биологических и физиологических характеристик групп людей, живущих в экстремальных условиях; обследование и сравнение различных этнических, возрастных, социальных групп в регионах, сходных по биологическим условиям и т.д.
Отрасли современной антропологии
Философская антропология изучает проблему бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека.