Шпаргалка по "Антропологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Антропологии"

Файлы: 6 файлов

1-3.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)


1. Предмет и задачи антропологии, ее отличие от других наук, изучающих человека. Основные разделы и направления развития антропологии как науки. Прикладное значение антропологии.

Впервые термин употребил Аристотель в отношении духовной сущности человека.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения.

Объект изучения – человек как биологический вид и «биосоциальный феномен» (проявления биологической природы человека во многом опосредованы социальной средой).

Предмет изучения антропологии – изменчивость физической организации человека во времени и пространстве.

Основная задача антропологии – изучение  процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. 

АНТРОПОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов, изучающая биологию человека, этнографию, физическую организацию человека и ее изменчивость во времени и пространстве.

Основные разделы антропологии:

- Морфология (учение о вариациях строения человеческого тела)

-Антропогенез (учение о происхождении человека, становления его как вида в процессе формирования общества – социогенеза)

- Расоведение (учение о расах)

 

Морфология изучает:

       закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом,

       возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости,

       половой диморфизм в строении тела,

       влияние различных биологических и социальных условий жизни и труда на строение тела.

        Состоит из мерологии (от греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь; и соматологии (от греч. «сома» - тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, пропорций и пр.

 

Антропогенез исследует:

       место человека в системе животного мира,

       отношение человека как зоологического вида к другим приматам,

       восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов,

       выделение стадий в процессе человеческой эволюции,

       исследование роли труда в происхождении человека,

       изучение условий и причин становления человека современного типа.

Антропогенез включает приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян); эволюционную анатомию человека; палеоантропологию (изучение ископаемых форм).

 

Расоведение выясняет:

       классификацию рас,

       закономерности изменений расовых типов,

       распространение расовых типов по территории Земли,

       причины расообразования.

      Этническая антропология (термин используется как синоним расоведения)  изучает расовый состав отдельных этносов, т.е. племён, народов, наций и их происхождение.

Целый ряд разработанных в теоретической антропологии методов и теорий получил уже практическое применение. В терап. и профилак-тич. диагностике, в педологии, для определения типа конституции и для учета физического развития отдельных групп широко пользуются антропометрическими измерениями. Они же должны лечь, по видимому, в основу при определении шаблонов для фабричного изготовления предметов массового потребления (обуви, головных уборов, костюмов). Необходимость антропологического контроля над ходом развития детей в школах и прохождением курса физической культуры требует сознательного применения А. Развивающаяся все более практика проф. отбора неизбежно должна включить в себя ряд антрополог, определений пригодности субъекта к той или иной работе. В судебно-полицейской практике для установления личности уже давно пользуются антрополог. признаками определения тактильных узоров пальцев и т. д. Организация посемейных исследований может успешно развиваться лишь на базе теоретической антропологии. С этим связан ряд вопросов метисации, акклиматизации, переселения и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития антропологии как науки. Отличительные особенности современной антропологии.

Античная эпоха. Древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями:

      Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Гиппократ своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал пути дальнейшего исследования физиологических различий между типами конституции и связи этих различий с морфологическими особенностями (габитусом).

Другим источником накопления фактов были наблюдения над разными народами (Передней Азии и Северной Африки), проделанные греческими путешественниками  (Египта, Вавилонии) и дошедшие до нас в графических изображениях, наскальных надписях, барельефах и письменных источниках.

В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен — жителей Северного Причерноморья.

В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова.

Античные философы создали первые научные теории:

Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой, культуры от первобытности до первых    ростков    цивилизации,    в    которой    развил    идею о   естественном происхождении органического мира и человека.

Сократ и Анаксагор обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире.

Эмпедокл размышлял о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм.

Аристотель построил "лестницу животных", расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и другими млекопитающими.

В период раннего средневековья традиции античных мыслителей находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни)

В эпоху Возрождения большое значение для развития антропологических знаний имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека.

Эпоха Возрождения Великие географические открытия (15-16 вв.) позволили путешественникам-европейцам познакомиться с новыми народами Индии, Китая, Америки, Африки, их культурой, бытом, языками, расовыми типами народов

Восточной Азии (Плано Карпини, Рубрука, М.Поло), Америки (X. Колумб), Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан)

Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека, изменением воззрений на окружающий мир и природу, развитием идей о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы.

Французские философы-материалисты (Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах) и крупнейшие биологи-эволюционисты 18 в. (Ж.-Б.Ламарк, Ж.Кювье, К.Линней) своими трудами старались объяснить сущность природы, рассматривали человека как часть материального мира, подчиненного его законам.

В работах «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П. Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К.Гельвеция – прослеживается идея о первичности материи о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия. Природа представляет  собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы – единственный предмет познания.

       В XVIII в. создавались многочисленные  естественные классификации живых организмов. Шведский натуралист Карл Линней в труде "Система природы" (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь.

       В соответствии с созданной им бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином "Человек разумный" (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский.

Важнейшим событием в истории антропологии было утверждение в биологии эволюционного учения.

       Французский естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк ("Философия зоологии" 1809) затронул проблему антропогенеза.

       Английский натуралист Ч.Дарвин вопросу происхождения и эволюции человека посвятил два научных труда "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "Выражение эмоций у человека и животных" (1872).

       В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина (англ. Tомас  Гексли и нем. Эрнст Геккель), усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных.

Формирование антропологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века и связано с возникновением первых научных учреждений и нтропологических обществ, изданием специальных антропологических трудов.

Наибольшая заслуга принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 г. Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др.

В этот период времени многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человеческие расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарождается среди самых широких кругов естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи

Возникновение антропологических обществ и широкомасштабное изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени.

19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии и обострением национального вопроса (борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны), заставившими задуматься над разграничением понятий "нации" и "расы". Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил T. Гексли к усиленной разработке понятия "раса".

Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861-1865). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи " Место негра в природе" выступил (1864) с попыткой научно обосновать "теорию" неравенства рас. Для второй половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области антропологии - теорию антропогенеза и учение о расах.

В 70-е годы известным русским ученым  Я.Н.Миклухо-Маклаем собраны неопровержимые доказательства равенства рас. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на островах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Америки и Полинезию, долго жил в Австралии. Он впервые дал описание антропологического типа 'папуасов опроверг сложившееся в науке того времени неверное представление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначальными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды

Современный этап развития антропологии

       Использование новых методических приёмов заимствованных из физиологии, биохимии, генетики и пр.

       Расширение тематики исследуемых вопросов, среди которых: определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий; исследование биологических и физиологических характеристик групп людей, живущих в экстремальных условиях; обследование и сравнение различных этнических, возрастных, социальных групп в регионах, сходных по биологическим условиям и т.д.

Отрасли современной антропологии

       Философская антропология изучает проблему бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Антропологии"