Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по "Биологии"
Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение - осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д.
Восприятие - формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Или в формировании нового образа, встречаемого впервые. В основе опознания лежат системы временных связей.
Представление - формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память - это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.
Мышление - процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией.
Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т. е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление - форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев.
Внимание - состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.
Выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание - это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают интеллектуальное внимание.
Воля - степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.
Эмоция – ярко выраженные
переживания организма в виде удовольствия
или неудовольствия. Делят по интенсивности,
по длительности, положительные, отрицательные.
Основные эмоции – радость, интерес, удивление,
горе, отвращение, гнев, презрение, страх,
вина, стыд.
19.
Сознание. Нейрофизиологические
основы сознания.
Сознание - это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных.
Характеристика сознания. 1. Сознание - это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга), но оно нематериально (идеально). Материя первична, сознание вторично.
2.
Человеческое сознание
3. Сознание не только отражает действительность, но дает возможность направить действия индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.
4.
Сознание обеспечивает
5. Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, художественная картина). Для себя сознание обусловливает способность мыслительного диалога с самим собой, ведет к появлению самосознания, обеспечивающего оценку собственной деятельности.