Основу профилактики неблагоприятного
воздействия ультразвука на лиц, обслуживающих
ультразвуковые установки, составляет
гигиеническое нормирование.
Инфразвуком называют акустические
колебания с частого! ниже 20 Гц. Этот частотный
диапазон лежит ниже порога слышимости
и человеческое ухо не способно воспринимать
колебания указанных частот.
Производственный инфразвук
возникает за счет тех же процессов что
и шум слышимых частот. Наибольшую интенсивность
инфразвуковых колебаний создают машины
и механизмы, имеющие поверхности больших
размеров, совершающие низкочастотные
механические колебания (инфразвук механического
происхождения) или турбулентные потоки
газов и жидкостей (инфразвук аэродинамического
или гидродинамического происхождения).
Максимальные уровни низкочастотных
акустических колебаний от промышленных
и транспортных источников достигают
100-110 дБ.
Исследования биологического
действия инфразвука на организм показали,
что при уровне от 110 до 150 дБ и более он
может вызывать у людей неприятные субъективные
ощущения и многочисленные реактивные
изменения, к числу которых следует отнести
изменения в центральной нервной, сердечно-сосудистой
и дыхательной системах, вестибулярном
анализаторе. Имеются данные о том, что
инфразвук вызывает снижение слуха преимущественно
на низких и средних частотах. Выраженность
этих изменений зависит от уровня интенсивности
инфразвука и длительности действия фактора.
По временным характеристикам
инфразвук подразделяется на постоянный
и непостоянный.
Нормируемыми характеристиками
инфразвука на рабочих местах являются
уровни звукового давления в децибелах
в октавных полосах частот со среднегеометрическими
частотами 2, 4, 8, 16 Гц.
Допустимыми уровнями звукового
давления являются 105 дБ в октавных полосах
2, 4, 8, 16 Гц и 102 дБ в октавной полосе 31,5 Гц.
При этом общий уровень звукового давления
не должен превышать 110 дБ Лин.
Для непостоянного инфразвука
нормируемой характеристикой является
общий уровень звукового давления.
Наиболее эффективным и практически
единственным средством борьбы с инфразвуком
является снижение его в источнике. При
выборе конструкций предпочтение должно
отдаваться малогабаритным машинам большой
жесткости, так как в конструкциях с плоскими
поверхностями большой площади и малой
жесткости создаются условия для генерации
инфразвука. Борьбу с инфразвуком в источнике
возникновения необходимо вести в направлении
изменения режима работы технологического
оборудования - увеличения его быстроходности
(например, увеличение числа рабочих ходов
кузнечно-прессовых машин, чтобы основная
частота следования силовых импульсов
лежала за пределами инфразвукового диапазона).
Должны приниматься меры по
снижению интенсивности аэродинамических
процессов - ограничение скоростей движения
транспорта, снижение скоростей истечения
жидкостей (авиационные и ракетные двигатели,
двигатели внутреннего сгорания, системы
сброса пара тепловых электростанций
и т.д.).
В борьбе с инфразвуком на путях
распространения определенный эффект
оказывают глушители интерференционного
типа, обычно при наличии дискретных составляющих
в спектре инфразвука.
В качестве индивидуальных
средств защиты рекомендуется применение
наушников, вкладышей, защищающих ухо
от неблагоприятного действия сопутствующего
шума.
К мерам профилактики организационного
плана следует отнести соблюдение режима
труда и отдыха, запрещение сверхурочных
работ. При контакте с ультразвуком более
50% рабочего времени рекомендуются перерывы
продолжительностью 15 мин через каждые
1,5 часа работы. Значительный эффект дает
комплекс физиотерапевтических процедур
- массаж, УТ-облучение, водные процедуры,
витаминизация и др.
В конце 60-х годов французский
исследователь Гавро обнаружил, что инфразвук
определенных частот может вызвать у человека
тревожность и беспокойство. Инфразвук
с частотой 7 Гц смертелен для человека.
Действие инфразвука может
вызвать головные боли, снижение внимания
и работоспособности и даже иногда нарушение
функции вестибулярного аппарата.
Развитие промышленного производства
и транспорта привело к значительному
увеличению источников инфразвука в окружающей
среде и возрастанию интенсивности уровня
инфразвука.
Основные техногенные источники
инфразвуковых колебаний в городах приведены
в таблице (прил. 3).
Вывод
Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем.
Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков
в вашей квартире следует поставить звуконепроницаемые
окна и двери, или сделать звукоизоляцию
помещения.
На улице нельзя слишком громко включать
наушники, т. к. на уличный шум, ставший
уже обыденным, будет накладываться музыка,
и тем самым превысит допустимую норму.
После умственной работы не в коем случае
нельзя громко включать рок, т. к. басы
отрицательно влияют на уставший мозг,
и часть новой информации может потеряться.
Классика и джаз наоборот помогают систематизировать
материал, во время работы он лучше усваивается.
Рекомендация:
Полностью оградить себя от шума невозможно,
но мы можем сами уменьшить его влияние
на себя и окружающих. Для этого стоит
всего лишь перестать слушать любимого
исполнителя, включая его кассету на полную
мощность, выражать свои эмоции так громко,
встретившись со старым другом или ругая
нашкодившего ребенка, и поставить свою
машину на автостоянку или в гараж, а не
с включенной сигнализацией под окно соседу.
И тогда, возможно, выйдя на улицу, мы услышим
пенье птиц и вопрос обращающегося к нам
человека, а не грохот проезжающего грузовика.
Заключение
Шум неестественного (неприродного)
происхождения - продукт нашей цивилизации.
Он создается людьми. Страдают же от него
не только сами люди, но и вся окружающая
среда. Животные бегут от шума все дальше
и дальше в глубину лесов, покидая уже
обжитые места. Вокруг созданной человеком
экосистемы - города становится все меньше
настоящей живой природы. По некоторым
исследованиям даже растения реагируют
на шум.
Шум производится не только
движением по улицам, рельсам и в воздухе,
но и промышленными предприятиями.
В настоящее время предельно
допустимые уровни шума на рабочих местах
и основные положения по защите от шума
на производстве регламентируются ГОСТ
12.1.003--76 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».
Контроль за установленными нормативами
возложен на отраслевые службы охраны
труда, органы санитарного надзора и техническую
инспекцию труда профсоюзов.
Проблемой борьбы с шумом и
вибрацией на производстве занимаются
научно-исследовательские институты министерств
и ведомств. Ряд научно-исследовательских
и проектно-конструкторских организаций
в настоящее время проводят работу по
созданию общегосударственной системы
ограничения параметров шума выпускаемых
промышленностью станков и машин. С этой
целью разрабатывается порядок установления
в стандартах и технической документации
на различные типы машин значений шумовых
характеристик. Задача заключается в том,
чтобы обеспечить на рабочем месте санитарные
нормы и не допускать выпуска машин и станков,
в которых не исчерпаны реальные возможности
уменьшении шума.
За последние годы для борьбы
с шумом на производстве найден ряд технических
решений. Созданы новые конструкции машин
и внедрены малошумные технологические
процессы, обеспечивающие на рабочих местах
уровни, соответствующие санитарным нормам.
Разработаны типовые решения по снижению
шума в промышленных цехах методом архитектурно-строительной
акустики. Внедрение в народное хозяйство
государственных стандартов по ограничению
шума машин и оборудования на стадии их
разработки и проектирования дает основу
для. обеспечения безопасных условий труда.
По подсчетам специалистов, осуществление
этих мероприятий позволит резко сократить
заболеваемость от шума и улучшить условия
труда.
Использованная литература
1. Калыгин В.Г.
Промышленная экология . Курс лекций.-
М.; Изд во МНЭПУ, 2000.
2. Каралюнец
А.В., Корочков В.В. Методы и средства снижения
шума на производстве, М.: Изд-во МЭИ, 1992
3. Панин В.Ф.,
Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера
(Учебно- справочное пособие) – М.: Издательский
дом «Ноосфера», 2001.
4. Передельский
Л.В., Коробин В.И., Приходченко О.Е. Экология.
Учебник. М.: Проспект, 2008.
5. http://www.ecology.md
6. http://big-archive.ru/med/higjena_dhe_ekologji_njeriut/21.php
7. http://ecologico.ru/2011/05/vliyanie-shuma-na-cheloveka-faktor-zdorovya/
8. http://eco-divo.ucoz.ru/index/shum_i_ego_vlijanie_na_zdorove_cheloveka/0-7
9. http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=599386
10. http://www.medkrug.ru/article/show/4485
11. http://www.roman.by/r-31093.html
12. http://www.megabook.ru/MObjects2/DATA4/table/erg0001.jpg
Приложения
Приложение
1.
Эквивалентные
уровни звука различных источников шума
№ |
Источники звука |
Уровни звука, дБ |
Примечание |
1. |
Радиомузыка |
83 |
Шум,
проникающий с улицы |
2. |
Радиоречь |
70 |
|
3. |
Разговоры людей |
66 |
|
4. |
Пылесосы |
75 |
|
5. |
Стиральные машины |
68 |
|
6. |
Холодильники |
42 |
|
7. |
Игра на пианино |
80 |
|
8. |
Электрополотеры |
83 |
|
9. |
Электробритвы |
60 |
|
10. |
Детский плач |
78 |
|
11. |
Слив воды из крана |
44-50 |
Шум, проникающий
в комнату |
12. |
Наполнение ванны |
36-58 |
То же |
13. |
Наполнение водой
бачка в туалете |
36 – 67 |
|
14. |
Удар крышки клапана
мусоропровода |
42- 58 |
Шум,
проникающий в комнату |
15. |
Проход кабины лифта |
34-36 |
В смежных квартирах |
16. |
Удар дверей лифта |
44-52 |
То же |
17. |
Грузовой автомобиль |
80-98 |
|
18. |
Легковой автомобиль, троллейбус |
66-86 |
|
19. |
Мотоцикл |
72-84 |
|
20. |
Железнодорожный транспорт |
92-127 |
|
21. |
Вертолет |
100-120 |
|
22. |
Скоростные дороги |
87 |
|
23. |
Городские переулки |
75 |
|
24. |
Тихие переулки |
35-40 |
|
Приложение 2.
Влияние зеленых насаждений
на снижение уровня шума.
Способ посадки |
Ширина полосы, м |
Снижение уровня звука, дБА |
Однорядная или шахматная посадка
деревьев внутри полосы |
10-15
16-20 |
4-5
5-8 |
Двухрядная или расстояние
между деревьями 3-5 м |
21-25 |
8-10 |
Двухрядная или трехрядная
при расстоянии между рядами 3 м |
26-30 |
10-12 |
Приложение 3.
Источники инфразвуковых колебаний.
Источник инфразвука |
Характерный частотный диапазон
инфразвука |
Уровни инфразвука |
Автомобильный транспорт |
Весь спектр инфразвукового
диапазона |
Снаружи 70-90 дБ, внутри до 120
дБ |
Железнодорожный транспорт
и трамваи |
10-16 Гц |
Внутри и снаружи от 85 до 120 дБ |
Промышленные установки аэродинамического
и ударного действия |
8-12 Гц |
До 90-105 дБ |
Вентиляция промышленных установок
и помещений, то же в метрополитене |
3-20 Гц |
До 75-95 дБ |
Реактивные самолеты |
Около 20 Гц |
Снаружи до 130 дБ |