Способы общения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 05:54, научная работа

Описание работы

Цель работы: выяснить, как животные способны передавать информацию друг другу.

Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Посмотреть видеофильмы о живой природе на эту тему;
3. Побеседовать с учителем биологии;
4. Понаблюдать за своими домашними животными: собакой, кошкой и попугаем
5. Оформить работу;
6. Создать презентацию;

Файлы: 1 файл

Способы общения животных.docx

— 294.20 Кб (Скачать файл)

Некоторые водные млекопитающие, особенно те, что проводят часть времени на суше, совершают демонстративные действия, связанные с защитой территории и размножением. За этими немногими исключениями, зрительная коммуникация используется слабо.

Обонятельные и тактильные сигналы. Обонятельные сигналы, вероятно, не играют большой роли в коммуникации водных млекопитающих, служа лишь для взаимного опознавания родителей и детенышей у тех видов, которые проводят значительную часть жизни на лежбищах, например у тюленей. Киты и дельфины обладают, по-видимому, обостренным чувством вкуса, помогающим определить, стоит ли есть пойманную рыбу.

У водных млекопитающих тактильные органы распределены по всей коже, и чувство прикосновения, особенно важное в периоды ухаживания и заботы о потомстве, хорошо развито.

 

 

 

 

Методы изучения общения животных

В идеале коммуникацию животных следует изучать в природных условиях, но в отношении многих видов (особенно млекопитающих) сделать это трудно из-за скрытного характера животных и их постоянных передвижений. Кроме того, многие животные ведут ночной образ жизни. Птицы часто пугаются малейшего движения или даже просто вида человека, а также предупреждающих криков и действий других птиц. Лабораторные исследования поведения животных позволяют получить много новой информации, но в неволе животные ведут себя иначе, чем на свободе. У них даже развиваются неврозы и, зачастую, прекращается репродуктивное поведение.

Любая научная проблема требует, как правило, применения методов наблюдения и эксперимента, и то и другое лучше проводить в контролируемых условиях лаборатории, однако для изучения коммуникации лабораторные условия не вполне пригодны, так как ограничивают свободу действий и реакций животного.

В полевых исследованиях для наблюдения за некоторыми млекопитающими и птицами используются укрытия из кустов и веток. Человек, находящийся в укрытии, может перебить свой запах несколькими каплями жидкости, выделяемой скунсом, или другим сильно пахнущим веществом.

Для фотографирования животных необходимы хорошие камеры и особенно телеобъективы, однако шум, издаваемый камерой, может спугнуть животное. Для изучения звуковых сигналов используют чувствительный микрофон и звукозаписывающую аппаратуру, а также дисковидный параболический отражатель из металла или пластика, который фокусирует звуковые волны на микрофоне, помещенном в его центр. После записи могут быть обнаружены звуки, которые человеческое ухо не слышит.  Некоторые звуки, издаваемые животными, лежат в ультразвуковом диапазоне; их можно услышать, прокручивая ленту с меньшей скоростью, чем при записи. Это особенно полезно при изучении звуков, издаваемых птицами.

С помощью звукового спектрографа получают графическую запись звука, «голосовой отпечаток», «препарируя» звуковую спектрограмму, можно выявить различные компоненты птичьего крика или звуков других животных, сравнить брачные призывы, призывы к пище, звуки-угрозы или предупреждения и иные сигналы.

В лабораторных условиях изучают в основном поведение рыб и насекомых, хотя получено и немало сведений о млекопитающих и других животных. Дельфины довольно быстро привыкают к открытым лабораториям – бассейнам, дельфинариям и т. п. лабораторные компьютеры «запоминают» звуки насекомых, рыб, дельфинов и других животных и позволяют выявить стереотипы коммуникативного поведения.

Таким образом, комплекс сигнальных структур и поведенческих реакций, в ходе которых они демонстрируются, образует специфическую для каждого вида сигнальную систему.

У изученных видов рыб число специфических сигналов видового кода колеблется от 10 до 26, у птиц - от 14 до 28, у млекопитающих - от 10 до 37. Явления, подобные ритуализации, могут складываться и в эволюции межвидового общения.

В качестве защиты от хищников, разыскивающих добычу по запаху, у видов-жертв вырабатываются отпугивающие запахи и несъедобность тканей, а для защиты от хищников, пользующихся при охоте зрением, - отпугивающая окраска (Покровительственная окраска и форма).

Если бы человек научился общению с животными, это принесло бы немало пользы: например, мы могли бы получать от дельфинов и китов информацию о жизни моря, недоступную или, по крайней мере, труднодоступную для человека.

Изучив коммуникативные системы животных, человек сможет лучше подражать зрительным и звуковым сигналам птиц и млекопитающих. Такое подражание уже принесло пользу, позволяя приманивать изучаемых животных в их естественных местообитаниях, а также отпугивать вредителей.  Записанные на пленку крики тревоги воспроизводят через громкоговорители для отпугивания скворцов, чаек, ворон, грачей и других птиц, повреждающих посадки и посевы, а синтезированные половые аттрактанты насекомых применяют для заманивания насекомых в ловушки. Исследования строения «уха», расположенного на передних ногах кузнечика, позволили усовершенствовать конструкцию микрофона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Язык кошки, собаки и попугая

Мы решили, используя метод наблюдения, выяснить, каким образом наши домашние животные кот, попугай и собака общаются с нами, с людьми, и между собой. Кот и попугай – питомцы Дениса, собака – Ростислава.

Попугай. Из рассказа Дениса: «В ходе наблюдения выяснилось, что попугай общается с людьми и другими животными (с котом) при помощи звуков и поведения. У многих домашний попугайчик ассоциируется с постоянными резкими криками, но это не так и на самом деле он не является основной звуковой темой у волнистых попугайчиков. На такой пронзительный крик можно нарваться в том случае, если попугай чем-то сильно взволнован или же у него отличное, и даже дерзкое, настроение. Обычно такой крик сопровождается полетами по клетке и хлопаньем крыльев по решетке. Мы часто выпускаем попугайчика свободно полетать по дому. Гуляя по полу в комнате, он может иногда присвистнуть, мы уже поняли, что означает такой звук – в целом попугая все устраивает, но ему скучно.  В качестве приветствия он может дружески стукнуть закрытым клювом протянутый ему палец, также он поступает, приветствуя кота, но если мы всегда только рады такому общению, то кот – не очень. Когда же мы переставляем его клетку, и он находится при этом в ней, то можно услышать жалобное «пииииууу», как будто бы попугай не понимает, что происходит и спрашивает: «Что? Куда?». Периодически можно наблюдать, как попугай, устроившись перед зеркалом, начинает петь свою любимую песню. В такие моменты мы стараемся его не беспокоить – не портить ему настроение. Очень забавно смотреть за тем, как попугай общается с котом. Они дружат, но попугай постоянно задирается – то хвост клюнет, то провоцирует всячески кота, а потом с резким криком отлетает на шкаф. Очень любит наш попугайчик помогать по хозяйству, особенно маме в приготовлении обеда или ужина, так и норовит что-нибудь утащить. Попугайчик живет у нас уже давно, и вся наша семья находится с ним в дружеских отношениях».

 

 

 

Кот. Из рассказа Дениса: «Кот Кеша – это второй обитатель нашей квартиры, он уже довольно старый кот, большую часть дня любит поспать. Помимо общеизвестных мурлыкания и мяукания, кошка имеет характерные только ей звуки, жесты и знаки. Мурлыканье – это вибрация голосовых связок. Кошачий язык – это не очень сложно! Мурлыканье, например, чаще всего означает, что все хорошо и даже более чем. Мурлыканье кошачье всем нам знакомо — кошки мурлычут, общаясь с хозяином. Однако, замурлыкать они могут, когда обижены или взволнованы. Свое обычное «мяу» кот тоже может произносить по-разному – это может быть приветственным дружественным звуком или резким тянущимся, если кот чем-то недоволен или что-то выпрашивает. Кроме того, если посмотреть кошкам внимательно в глаза, то можно понять их эмоции по расширению и сужению зрачка. Когда кот чего-то боится, то зрачки чаще всего расширены, если злится – сужены. Прижатые к голове уши означают готовность к драке, а если подняты и как будто развернуты вперед – это символизирует настороженность, проявляется, если кот услышал новые для него звуки. Все кошки любят тереться мордочкой о своих хозяев или о предметы, и наш кот не исключение. Когда он трется усами и о ноги или о руки, то это символизирует доверие и любовь к нам, так как при этом он обычно падает на спину и подставляет живот, а живот у кошек одно из слабозащищенных мест. Бывает так, что кот трется усами о какой-либо предмет, мы понимаем это как любопытство. Но когда кот вдруг запрыгивает к кому-либо из семьи на грудь и начинает перебирать лапами, как будто мять, и при этом мурлыкать - это бесспорно проявление его любви к нам».

Собака. Из рассказа Ростислава: «Наш пес живет в нашей семье уже довольно-таки давно и по его повадкам, жестам, лаю мы уже научились определять настроение и намерения собаки. Конечно, чаще всего он лает. И практически всегда на это есть какая – либо причина. Так как это дворовой пес, то обычно своим лаем он предупреждает нас о гостях или же об опасности. Когда мы, дети, выходим во двор, своим лаем он пытается привлечь к себе внимание, призывая поиграть с ним. Когда пес чем-то испуган, лай приобретает высокие ноты, переходя в визг и скулеж. Если же рассержен, то наоборот  лает басом и рычим. Иногда пес использует вой для общения с собаками из других дворов, при этом обязательно следует ответ. Во время игр пес может даже прихрюкивать от радости, прыгать, вилять хвостом, это означает хорошее, радостное, игривое настроение. По движениям хвоста тоже можно понять настроение собаки. Обычно, если хвост прямой и поднят – это настороженность, виляние – радость, хвост опущен – грусть, неуверенность, а если поджат – страх. Так как пес нам доверяет и любит нас, то во время игр часто падает на спину и подставляет живот, что также означает то, что он признает в нас хозяев. Иногда в качестве приветствия пытается подать нам лапу. Бывает и такое, что может подойти, положить голову на колени и прикрыть глаза, что тоже, думаю, означает любовь к нам и умиротворение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В ходе выполнения исследовательской работы мы учащиеся 5а класса, Денис и Ростислав, смогли подтвердить свою гипотезу – у каждого вида животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и насекомых есть свой язык звуков, жестов или других знаков, с помощью которых они общаются между собой или с другими видами. Изучение языка способов общения животных позволяет людям лучше понимать их и использовать эти знания в процессе приручения или дрессировки. Что же касается домашних животных, то мы сделали выводы о том, что они могут не только общаться с нами, но и понимать нашу речь. Вернее, ту интонацию, с которой произносятся отдельные фразы.

В ходе работы поставленная перед нами цель была достигнута, а задачи решены. Мы изучили дополнительную литературу по данному вопросу, посмотрели фильмы ВВС о своих домашних питомцах, что позволило лучше понять их поведение и язык. В помощь учителю биологии мы разработали презентацию по теме «Способы общения животных». А для владельцев кошек, собак и попугаев памятку «Как понять своего питомца?», которая содержит расшифровку самых распространенных звуков и знаков животных. Ведь понимая их язык, мы сможем наладить гармоничные отношения со своими питомцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Дарвин Ч. «Выражение  эмоций у человека и животных», соч. т. 5, М., 1953г.

2. Клотца Дж. У. «От создания мира» (http://www.goldentime.ru/hrs_appendyx.htm).

3. Панов Е. Н. «Общение  в мире животных», М. «Знание», 1970 г.

4. Панов Е. Н. «Сигнализация  и язык животных», М. «Знание», 1970 г.

5. Тинберген Н. «Поведение животных», М. «Мир», 1978 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Способы общения животных»

в рамках курса «Основы проектно-исследовательской деятельности»

 

Выполнили: Бурангулов Денис, учащийся 5А класса,

Тютюкин Ростислав, учащийся 5А класса

Руководитель: Толкачева И.С., учитель химии

 

 

 

 

с. Донское, 2015 г.


Информация о работе Способы общения животных