Становление биологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Биология (от греч. биос - жизнь, логос - наука, учение), совокупность наук о живой природе. Современная биология уходит корнями в древность и берёт начало в странах Средиземноморья (Др. Египет, Др. Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель.

Содержание работы

Содержание
Введение
Глава 1. Историческое развитие биологии в XIХ-XX вв
1.1 Исторический обзор
1.2 Вклад российских учёных в развитии биологических наук
Глава 2. Современное развитие биологии
2.1 Кольские биологические институты
2.2Перспективы и современные концепции развития науки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая становление биологии как науки.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822-1885)- статистик - экономист, ихтиолог, выдающийся исследователь рыбного хозяйства России. В 1859-1860 гг. по заданию Министерства государственных имуществ работал на Мурмане и Белом море, исследовал рыбные и звериные промыслы, дал промысловую характеристику этим районам и рекомендации по дальнейшему освоению богатств морей Севера.

ДЕРЮГИН КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ (1878-1938) - гидробиолог, ихтиолог, гидролог, исследователь северных морей. В 1899-1904 гг. участвовал в организации, открытии и первых исследованиях Мурманской биологической станции, а в 1935-1937 гг. - Дальнезеленецкой биологической станции (ныне Мурманский морской биологический институт Кольского филиала РАН ).

КЛЮГЕ ГЕРМАН АВГУСТОВИЧ (1871-1956) - зоолог, доктор биологических наук. В 1908-1933 гг.- был директором Мурманской биологической станции. Исследовал флору и фауну Баренцева моря. В 1926-1928 гг. был председателем Общества изучения Мурманского края.

КНИПОВИЧ  НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ( 1862-1939) - советский гидролог, зоолог, почетный член АН СССР, исследователь Баренцева моря. В 1898-1901 гг. возглавлял Мурманскую научно-промысловую экспедицию по изучению Баренцева моря. В 1921 г. участвовал в съемке гидрологического разреза вдоль Кольского меридиана и работах Мурманской биологической станции, а в 1925 г. - в разработке с учеными ПИНРО плана широких гидрологических исследований в Баренцевом море.

КРЕПС ГЕРМАН МИХАЙЛОВИЧ ( 1896-1944) - русский натуралист, основатель Лапландского заповедника. В 1920-1929 гг. работал геоботаником в колонизационном отделе Мурманской железной дороги, старшим научным сотрудником Мурманской биологической станции. Организатор опытного сельхозпункта в Хибинах (1922 г.), преобразованного в ПОВИР. Организатор первой комплексной экспедиции в бассейн оз. Имандра (1924 г). Организатор и участник вывоза первой опытной партии апатитовой руды с плато Расвумчорр (1926 г.). С 1930 г. - директор Лапландского государственного заповедника. Участвовал в работах по акклиматизации ондатры и реакклиматизации бобра в Мурманской области. Редактор первой книги о Лапландском заповеднике. В 1936 г. отстранен от должности директора заповедника, лишен именного оружия. Именем Крепса названа одна из вершин в Лапландском заповеднике, его имя носит так же Дом-музей заповедника.

КРЕПС ЕВГЕНИЙ  МИХАЙЛОВИЧ (1899-1985) - океанолог, биохимик, физиолог, ученик И.П.Павлова, работал кольским уездным врачом. Организатор лаборатории сравнительной физиологии на Мурманской биологической станции. Провел целый ряд исследований пищевых цепей в Баренцевом море. Академик, Герой Социалистического Труда. В 30-х годах незаконно репрессирован.

МИДДЕНДОРФ  АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (1815-1894) - русский естествоиспытатель и путешественник. В 1840 г. с К.М.Бэром совершил путешествие на Кольский полуостров. Исследовал восточный берег полуострова, Вайда-губу. Пешком и на лодке прошел от Колы до Кандалакши, изучая биологию птиц и животных. Уточнил на картах географическое положение многих Кольских рек, озер и населенных пунктов. В 1870 г. у берегов Мурмана исследовал нордкапскую ветвь Гольфстрима.

МЕСЯЦЕВ ИВАН ИЛЛАРИОНОВИЧ (1885-1940) - зоолог, океанолог. В 1911 г. будучи студентом физико- математического факультета Московского университета впервые приехал на Север, работал на Мурманской биологической станции. Один из организаторов и директор Плавучего морского научного института (1921-1933, ПИНРО). Под руководством И.П.Месяцева создано первое советское научное судно Персей, на котором он возглавлял ряд экспедиций в Баренцево и Карское моря. Научные труды ученого заложили основы советской океанологии.

ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1750-1827) - русский естествоиспытатель, путешественник, член Петербургской Академии наук. В 1771-1772 гг. работал на Мурмане, изучал быт и рыбные промыслы поморов. Опубликовал ряд очерков и статей историко-этнографического и природоведческого характера, в том числе Описание Колы, которая является первой печатной работой о Кольском крае

ПЛЕСКЕ ФЕДОР  ДМИТРИЕВИЧ (1858-1932) - зоолог. В 1882 г. окончил Петербургский университет. В 1886-1896гг. работал в Зоологическом музее Петербургской Академии наук. Проводил зоологические исследования на Севере. Написал книгу о млекопитающих и птицах Кольского полуострова

СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ  ОЛЕГ ИЗМАИЛОВИЧ (1906-1990)- русский натуралист, доктор биологических наук, организатор научно-исследовательских работ в Лапландском биосферном заповеднике. В 1917 г. 11-летним мальчиком начал вести фенологический дневник на метеостанции Петровка, Тамбовской губернии. В 1930 г. приехал на Север работать наблюдателем на метеорологической станции в Хибинах. Автор фундаментального труда <Экология тетеревиных птиц>. Инициатор общественной кампании по востановлению Лапландского заповедника, после его закрытия в 1951, и работ по расширению границ заповедника в 1983-1984 гг. В 1990 г. награжден Орденом Трудового Красного знамени.

ЭЙХФЕЛЬД  ИОГАН ГАНСОВИЧ (1893-1986) - ботаник, растениевод, академик АН ЭССР. В 1923-1940 гг. возглавлял ПОВИР (Полярное отделение Всесоюзного института растениеводства в Хибинах), был одним из инициаторов создания первых совхозов на Севере. Совместно с Н.И.Вавиловым изучал возможность продвижения сельскохозяйственных культур на север страны и создания овощной и кормовой базы на Кольском полуострове, разработал приемы освоения болот и тундровых почв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное развитие биологии

2.1 Кольские биологические институты

 

На Кольском полуострове есть три  основных института, которые наряду с обучением студентов вносят вклад в развитие науки.

МГГУ

Музей истории МГГУ создан приказом ректора от 14 сентября 2004 года № 284 (общ) как структурное подразделение Московского городского педагогического университета. Зав. музеем была назначена Г.Н.Черных. В течение года выполнялся оригинальный дизайн-проект помещения музея, шел сбор материалов и документов, и  в октябре 2005 года к 10-летию МГПУ музей был открыт. Красную ленточку у дверей музея разрезали ректор-основатель МГПУ В.В.Рябов и Глава управы района РостокиноП.М.Поволоцкий. Первыми посетителями музея стали члены Ученого совета университета, преподаватели и сотрудники, многочисленные делегации, прибывшие на празднование 10-летия МГПУ.

Прошло 5 лет, и сегодня  музей является главным выставочно-презентационным  центром Университета. Здесь представлены документы и материалы, отражающие историю создания МГПУ, развитие факультетов и кафедр, научнотельскую деятельность, международные связи, воспитательную работу, достижения в спорте и многое другое. В музее хранится личный архив ректора МГПУ.

Музей является научно-исследовательским, учебно-воспитательным и культурным подразделением, осуществляющим поиск, учет, хранение, изучение и пропаганду памятников истории России, истории отечественного и столичного образования и истории МГПУ.

Основными целями деятельности музея являются: поиск, сбор, изучение и систематизация, учет и хранение материалов и документов по истории Университета, факультетов,кафедр, институтов и подразделений; документальной информации о преподавателях, сотрудниках,выпускниках, постоянное обновление и пополнение музейной коллекции.

Формирование у студентов и аспирантов знаний об истории создания и развития Университета, его роли в подготовке кадров для г.Москвы, сохранение и развитие традиций Университета, изучение и пропаганда лучшего педагогического опыта, профориентация среди школьников на получение профессии учителя.

Гражданско-патриотическое воспитание студентов на примере  жизни и подвига Героя Советского Союза Е.Ф.Колесовой, ветеранов войны и труда-преподавателях и сотрудниках университета.

Значительная часть  кадров высшей квалификации готовится в рамках самого университета. Подготовка кандидатов наук в аспирантуре МГПУ осуществляется с 1993 года. Неуклонно растет число специальностей аспирантуры. Сегодня их насчитывается 10.

В МГПУ созданы студенческое научное общество, научно-исследовательские  лаборатории студентов: лаборатория по разработке и созданию тактильных книг для слабовидящих детей, методическая научно-исследовательская лаборатория раннего обучения иностранным языкам.

Проводятся конкурсы и выставки студенческих научных  работ, массовые научно-технические мероприятия НИРС, конференции, организованные в рамках ежегодных научно-практических конференций МГПУ. Реализуются такие комплексные формы НИРС, как Недели науки, Декады науки и Научные ассамблеи факультетов вуза. Результаты научных исследований студентов успешно прошли апробацию в ряде международных, всероссийских и региональных научно-практических мероприятий.

Студенты участвуют  в реализации таких проектов и  программ, как международная программа «PRIED»;  международные проекты «Актуальные проблемы детей и подростков Арктического региона», «Летняя школа социальной работы»  детская деревня «Киндердорф» (г. Кандалакша) региональный проекты «Луч добра», «Кольская энциклопедия», «Воды Севера» и др.

 

МГТУ

 

На основании распоряжения Совета Министров СССР от 11 января 1950 г. впервые в СССР и в мире в городе Мурманске было создано высшее мореходное училище (МВМУ) в системе рыбной промышленности страны. До этого ни в СССР, ни в других странах мира не было высшего учебного заведения, специально готовившего кадры для работы на флотах рыбной промышленности. Начальником училища был утвержден Раевский Николай Павлович, работавший до назначения заместителем начальника объединения «Мурманрыба». 1 сентября 1950 г. начался первый учебный год.

Мурманск был избран для создания высшего мореходного училища  не случайно:

  • незамерзающий порт, дающий возможность круглогодичного выхода во все океаны и моря планеты;
  • Мурманск — порт, расположенный на берегу залива одного из крупнейших морей земного шара — Баренцева моря, которое располагает богатыми рыбными банками вблизи побережья Кольского полуострова;
  • здесь началось создание рыбной промышленности страны и был создан крупнейший центр рыбной индустрии на Севере. Здесь трудились опытные кадры промысловиков и работников береговых предприятий;
  • в послевоенные годы развернулось техническое перевооружение флота рыбной промышленности. Флот непрерывно пополнялся новейшими добывающими, транспортными и др. типами судов. Эксплуатация новой техники потребовала подготовки высококвалифицированных кадров морских инженеров для работы на судах непосредственно в море.

МВМУ не имело своего здания — оно располагалось в части помещений Мурманского среднего мореходного училища (теперь колледж имени И.И.Месяцева).

В 1955 г. состоялся первый выпуск инженеров  для флота рыбной промышленности В 1957 г. училище получило первое учебное здание (теперь учебный корпус А).

Конечно, начинать новое дело было нелегко. Многое пришлось создавать практически с нуля, например, было не ясно какие требования должны предъявлятся к морским инженерам ведь никто в мире не готовил таких специалистов. Но упорный труд и вера в успех дали свои результаты.

Сегодня МГТУ является крупным научно-образовательным центром Северо-Запада России. Вуз ведет подготовку по 39 направлениям и специальностям. Появились новые направления «Технология продуктов общественного питания», «Эксплуатация транспортных средств», «Радиотехника», «Нефтегазовое дело», «Геология и разведка полезных ископаемых» и др.

В МГТУ работает редакция журнала "Вестник  МГТУ" и многотиражной газеты "Университетский курьер" (издается с 15 сентября 1983 года), а также музей университета.

Выпускники МГТУ работают на современных  многотоннажных судах флота рыбной промышленности, на судоремонтных заводах, в рыбных портах, в научно-исследовательских учреждениях, в учебных заведениях, фирмах и т.д., во всех бассейнах нашей страны, странах СНГ, в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Они сыграли важную роль в развитии рыбной промышленности страны, в освоении новых районов Мирового океана, в совершенствовании промысловой и технической эксплуатации флотов рыбной промышленности, в решении других проблем рыбного хозяйства и др. отраслей хозяйства. Немало выпускников работало и работает в государственных и общественных организациях.

 

 

2.2 Перспективы и современные концепции развития науки

 

В XX в. роль биологии в системе естествознания непрерывно возрастала. Выражением этой тенденции являются следующие процессы: укрепление связи биологии с точными и гуманитарными науками; развитие комплексных и междисциплинарных исследований; увеличение каналов взаимосвязи с теоретическим познанием и сферой практической деятельности, прежде всего с глобальными проблемами современности; явное участие запросов практики в актуализации тех или иных проблем биологического познания; непосредственно программирующая роль биологии по отношению к аграрной, медицинской, экологической и другим видам практической деятельности; возрастание ответственности ученых-биологов за судьбы человечества (прежде всего в связи с перспективами генной инженерии); проявление гуманистического начала биологического познания, широкое внедрение ценностных подходов и др. Все в большей мере становится ясно, что логика биологического познания в перспективе будет непосредственно задаваться потребностями практического преобразования природы, развития общественных отношений и интересов людей.

Методологические  установки биологии XX в. значительно отличаются от методологических регулятивов классической биологии (см. 7.4.7). Назовем основные направления, по которым произошло их размежевание.

  • Во-первых, качественно новое представление объекта познания (полисистемное видение биологического объекта, отказ от моноцентризма и организмоцентризма в пользу полицентризма и популяционного стиля мышления). Представление о том, что «клеточкой» эволюционного процесса выступает не организм, а популяция, может рассматриваться как исходный момент в формировании системы методологических установок неклассической биологии.
  • Во-вторых, качественно новая гносеологическая ситуация, требующая явного указания на условия познания, на особенности субъект-объектных отношений; невозможность пренебречь ролью и позицией субъекта познания в окончательном результате биологического исследования.
  • В-третьих, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов. На этом пути формируются методологические установки, предполагающие: 
    + единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; 
    + единство операций расчленения, редукции к более элементарным компонентам и процессов интегрирующего воспроизводства целостной организации; 
    + диалектическое сочетание структурного и исторического подходов; 
    + понимание причинности, учитывающее диалектику необходимости и случайности, внутреннего и внешнего через единство функционально-целевого и статистически-вероятностного подходов; 
    + единство эмпирических исследований и процесса интенсивной теоретизации биологического знания, включающего его формализацию, математизацию, аксиоматизацию и др.
  • В-четвертых, в XX в. заметно преобразовывается мировоззренческая функция биологии. В начале XXI в. мировоззренческая нацеленность биологии, ориентированность ее результатов на конкретизацию наших представлений об отношении человек— мир реализуется:

Информация о работе Становление биологии как науки