Уход за здоровым ребенком
Методика антропометрических
исследований
Методика
антропометрических исследований
унифицирована и предусматривает
измерения тела стандартными
измерительными инструментами.
Измерение
длины тела
У детей
первых 2 лет жизни производится
в лежачем положении с помощью
специального ростомера в виде
доски длиной 80 см и шириной
40 см. Боковая сторона ростомера
представляет собой сантиметровую
шкалу, вдоль которой скользит
подвижная поперечная планка. Ребенка
укладывают в ростомер на спину
так, чтобы его макушка плотно
прикасалась к неподвижной поперечной
планке ростомера.
Помощник фиксирует
голову ребенка в положении,
при котором нижний край глазницы
и верхний край наружного слухового
прохода находятся в одной
вертикальной плоскости. Ноги
ребенка распрямляют легким надавливанием
на колени. Подвижную планку ростомера
плотно прижимают к пяткам. Расстояние
между подвижной и неподвижной
планками соответствует длине
тела ребенка.
- Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост.
Масса тела
определяют
на специальных детских весах
с максимально допустимой нагрузкой
до 25 кг и точностью измерения
до 10 г . Вначале взвешивают пеленку,
затем при закрытом коромысле
на весы и ранее взвешенную
пеленку укладывают полностью
раздетого ребенка таким образом,
чтобы его голова и плечевой
пояс находились на широкой
части лотка, а ножки — на
узкой.
Окружность
головы
определяют
наложением ленты, проводят ее
сзади по затылочной точке,
а спереди — по надбровным
дугам. Ленту накидывают в направлении
от правой височной области
до левой и результат определяют
надолбом. Окружность головы
новорожденного 34-36см. Замедление после
5 лет.
Расчет окружности головы
детям до 1года:
Окружность головы
ребенка 6 мес. – 43см, на
каждый недостающий месяц 1,5;
(n х 1,5) - 43 на каждый
последующий месяц 43+ (n х 0,5); n- недостающий
или последующий месяц
2. Для детей 2-15лет. Окружность
головы ребенка 5лет-50см. На каждый
недостающий год отнять по
1см.
(n х 1,0) - 50.
На каждый последующий
год прибавка 0,6см.
50+(n х 0,6). n- недостающий или последующий
месяц
Окружность
груди
Окружность груди
измеряют трижды: при спокойном дыхании,
на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок
должен находиться в положении стоя с
опущенными руками. Измерительную ленту
накладывают сзади под нижними углами
лопаток при отведенных в сторону руках.
Затем руки опускают и проводят ленту
спереди по средне- грудинной точке.
Окружность
груди новорожденного 32-34см. К 4 месяцем
окружность головы и груди
сравнивается, а затем увеличения
грудной клетки опережает рост
головы
Расчет окружности груди до 1года:
окружности груди в 6мес.
- 45 см.
До 6 месяцев на каждый
недостающий месяц отнять 2см;
(n х 2,0) - 45
на каждый последующий
месяц после 6 мес.
45+ (n х 0,5);
n- недостающий или последующий
месяц.
2. Для детей 2- 15 лет.
окружности груди в 10лет
- 63 см. На каждый недостающий год
отнять по 1,5см.
63- 1,5 х(10-n).
На каждый последующий
год прибавка 3см.
63+3 см х(n -10). n- недостающий
или последующий месяц
Методика
оценки индивидуального физического
развития детей
Для более
точной оценки всех 4 показателей
физического развития ребенка
и выяснения пропорциональности
антропометрических данных широкое
применение нашли центильные таблицы
Все дети разделены на 6 групп, что соответствует
6 колонкам.
- 1 колонка — 3-й центиль т.е. у 3% детей из общего количества детей каждого возраста имеются такие показатели физического развития, которые указаны в I колонке таблицы.
- II колонка - 10-й центиль, т.е. показатели физического развития, которые превышают цифр, указанных в колонке, имеют все 10% от общей суммы детей, включая 3% из первой колонки;
- III колонка — 25-й центиль;
- IV колонка — 75-й центиль
- V колонка — 90-й центиль
- VI колонка — 97-й центиль;
Средними, или
условно нормативными, размерами
считаются значения, характерные
для половины здоровых детей
соответствующего пола и возраста,
т.е. если параметры физического
развития ребенка оказались в
пределах от III до IV колонок центильных
таблиц, то они указывают на среднее физическое
развитие обследованного ребенка и имеют
место у 50% (75% — 25% = 50%) детей.
Задачи:
- Мальчику 5 лет. Длина тела 111 см, масса тела 20 кг, окружность головы 52 см, окружность грудной клетки 53 см .
- Мальчику 4 мес. Длина тела 58 см, масса тела 5400 г, окружность головы 48 см, окружность грудной клетки 43 см.
- Девочке 8 мес. Длина тела 68 см, масса тела 9700 г, окружность головы 46см, окружность грудной клетки 46 см.
Сделайте вывод о состоянии
физического развития детей.
гипотрофия
Гипотрофия
— это хроническое расстройство
питания, вызванное недостаточным
поступлением в организм или
неполноценным всасыванием питательных
веществ, что клинически проявляется
нарушением физического развития
ребенка
- I степени дефицит массы тела равен 10—15%
- II степени — 15 — 30%
- III степени — более 30%.
Пример.
Ребенку
8 мес. При рождении масса тела
3600 г, длина тела 52 см. В указанном
возрасте показатели физического
развития соответственно равны
6900 г и 73 см.
Расчет:
ДМТ в указанном возрасте —
9200 г, долженствующая длина тела
- 73 см, дефицит массы тела = 9200 —
6900 = 2300 = 25%.
Диагноз:
гипотрофия II степени.
паратрофия.
Превышение массы тела относительно
роста свидетельствует об избыточности
питания ребенка, что на первом году жизни
называется паратрофией.
Степени:
І - 11—20%
ІІ — 21—30%
ІІІ— 31% и больше
Причины:
- нерациональное вскармливание
- конституциональная склонность
- нарушения метаболизма (быстрое всасывание и усвоение жиров)
-
Гипостатура
Это
одинаковое отставание роста
и массы тела у детей первого
года жизни по сравнению со
средними нормативными показателями
соответствующего возраста.
При
этом фактическая масса
тела хоть и меньше средних показателей,
однако отвечает росту ребенка.
Биологическая
акселерация
За последнее
столетие отмечается ускоренный
рост и созревание детей по
сравнению с прежними временами,
что является признаком биологической
акселерации. Причины:
- значительная миграция населения планеты и бракосочетания лиц разных рас;
- более рациональное питание;
- часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
- экологические факторы;
Нанизм
Нанизм (карликовость — нарушение
физического развития, выражающееся
отставанием в росте по сравнению
со средней нормой для возраста,
пола, популяции, расы.
Классификация нанизма :
- карликовость с пропорциональным телосложением;
- карликовость с непропорциональным телосложением.
гигиены
детей первого года
- умывание на 1-м месяце жизни проводится 1 раз в день (утром), на 2-3-м месяце и далее — 2 раза в день (утром и вечером), обязательно теплой кипяченой водой: можно лицо протереть ватой. С 5-го месяца жизни ребенка можно умыть водопроводной водой (температура 18—20°С); умывает малыша мама или медсестра;
- протирать ротовую полость грудному ребенку в связи с нежностью и возможным легким травмированием слизистой оболочки нельзя;
- ушные раковины протираются во время умывания; наружные слуховые проходы очищаются сухими турундами из ваты только по показаниям:
- глаза при необходимости промываются от наружного угла к внутреннему углу стерильной марлей, смоченной чаем;
- в носовой ход на глубину 1—1,5 см вводится стерильный ватный жгутик, смоченный стерильным вазелиновым маслом (в каждый ход отдельный жгутик), после чего оперативно кругообразным движением изнутри кнаружи ход очищается.
- ногти, как и старшим детям, обрезаются 1 раз в неделю;
- чем меньше ребенок, тем чаще его необходимо подмывать, так как это делается после каждого мочеиспускания и дефекации; подмывать нужно только проточной водой. Девочек — обязательно в направлении спереди назад. После этого кожу необходимо вытереть и смазать стерильным маслом (подсолнечным, специальным детским кремом);
гигиенической
ванны:
- частота — первое купание обычно делается на 2-й неделе жизни, когда отпадает остаток пуповины и затягивается пупочная ранка :
в I
полугодии — каждый день, во II
полугодии — через день;
- ванна проводится в определенное время — не раньше чем через 1 ч после кормления или за 40-50 мин до него, а также за 1—1,5 ч до сна. После ванны необходимым является отдых малыша на протяжении получаса.
- ванночку (пластмассовую, эмалированную) перед каждым купанием, особенно ребенка первых месяцев жизни, необходимо хорошо вымыть, после чего ополоснуть горячей водой;
- температура воды:
1-й месяц — 37,5—37°С;
2-6 мес. - 37-36,5°С;
после 6-го месяца — 36,5—36°С;
- до 6 мес. — лежа так, чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попасть в наружные слуховые проходы). Для этого можно подставить что-то под головную часть ванночки (есть ванночки со специальной для этого приподнятой головной частью) или придерживать голову ребенка на руке. Вода наливается до уровня сосков ребенка, оставляя открытой верхнюю часть груди;
- после 6 мес. — положение сидячее.
Последовательность:
- водой, 2 раза в неделю с детским мылом, помыть всю поверхность кожи, особенно складки (на шее, между ягодицами, за ушами, в подмышечных, паховых областях и др.);
- приподняв ребенка над водой, сполоснуть его чистой водой из отдельной посуды;
- быстро завернуть малыша в пеленку и аккуратным прикосновением высушить всю кожу;
- смазать складки стерильным маслом;
- запеленать ребенка или одеть.
Отказ от
груди
Затруднения
в акте сосания могут зависеть
и от матери, и от ребенка:
- тугая грудь (сцедить молоко перед кормлением)
- плоские или втянутые соски- поглубже ввести сосок в рот ребенку и при этом надо сцедить ему в рот несколько капель молока
- насморк или боли в ушах ребенка
- врожденные аномалии
- метеоризм
- молочница