Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:48, реферат
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Тезисы исследовательской работы
«Влияние компьютера на состояние организма человека»
Работа учениц 9класса А
Васиной Кристины
Тимофеевой Ксении
МОУ«Гимназия №1» Г.Калачинска
Руководитель:
Сибилева Екатерина Николаевна
учитель информатики
Оленич Галина Геннадьевна
учитель биологии
МОУ «Гимназия №1» Г.Калачинска
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.
Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры .
Пресс- центром гимназии был проведен социологический опрос среди гимназистов. 78% восьмиклассников проводят за компьютером больше 45 минут в день без перерывов. Большинство первоклассников (80%) дома имеют компьютеры. Причем многие получили его еще до школы и активно им пользуются: 49% первоклассников работают на компьютере каждый день, из них , 44% учащихся проводят за компьютером не меньше 1 часа в день, 33% не меньше 30 минут в день и всего лишь 23% учащихся не больше 10-15 минут.
Данные исследования показали, что назрела необходимость для срочного формирования экологической культуры по вопросам использования компьютеров.
Исходя из значимости компьютеризации для развития личности и, в тоже время, беспечного отношения к санитарно-гигиеническим нормам для работы на компьютере со стороны учащихся, было решено выяснить влияние компьютера на физическое и психическое состояние организма человека.
Предположили,
что если человек, постоянно
не прислушивается к
Исследование проводилось в МОУ «Гимназия №1» города Калачинска с ноября по декабрь 2010 года на уроках информатики до
и после работы на компьютере – это эксперимент.( Причем организация работы в компьютерном классе соответствовала всем нормам СанПИНа. Продолжительность работы на компьютере составила 25 минут.) А в качестве контроля был выбран урок биологии (исследования в начале и в конце урока). Было проведено 2 повторности исследований для пульса и оценки внимания с помощью таблиц К. Платонова – Шульте, однократно проведено исследование функционального состояния организма человека с помощью субъективной самооценки - тест «Сан», корректурная проба и теппинг-тест.
Измерение пульса проводилось в течение минуты. Повышение пульса, а по некоторым источникам и его понижение, говорит об утомляемости организма.
Изучение изменения пульса и в ноябре и декабре свидетельствуют о том, что после работы на компьютере большее количество учащиеся утомляются, чем при работе в обычном режиме на уроке биологии. Пульс изменился в среднем за две пробы у 89% учащихся, тогда как на биологии это произошло у 60%.(диаграмма №1, таблица №2) Увеличение произошло небольшое в среднем на 5 ударов, но это в 2 раза больше, чем в контроле. (приложение №1,2)
Интервал увеличения пульса в эксперименте – от 2 ударов до 32 у одного учащегося, в контроле от 2 до 14 у одного учащегося.
Итак, исследования пульса показали, что изменении пульса произошло и в октябре и декабре месяце как после работы на компьютере, так и после работы на уроке биологии. Но увеличения пульса в опыте в 2 раза больше, чем в контроле в обоих месяцах. Это может свидетельствовать о влиянии компьютера на сердечно-сосудистую деятельность, выражающееся в изменении частоты сердечных сокращений, т.е. пульса.
Анализируя результаты оценки внимания с помощью таблиц К.Платонова – Шульте выяснили, что в среднем после работы на компьютере в ноябре и декабре время, затраченное на работу с таблицами, возросло у 82 % школьников, следовательно, внимание у них снизилось. Интервал повышения времени от 1 до 16 секунд. После работы на уроке биологии в среднем у 54% учащихся класса снизилось внимание. Это в 1,5 раза меньше, чем в эксперименте. В контроле интервал повышения времени от 1 до 19 секунд. Повышение времени на информатике составило в среднем за две пробы 3,47 секунды, а на биологии 2,12 секунды, что в 1,6 раза меньше.
Корректурная проба показала, что темп выполнения задания увеличился и после информатики и после биологии, но ошибок стало больше. Темп выполнения после работы на компьютере повышается больше, чем после обычного урока.
Однако качество выполнения ухудшается, так как концентрация внимания, переключаемость внимания снижается. Это происходит больше в эксперименте, чем в контроле.
Это может свидетельствовать о влиянии компьютера на внимание в направлении его снижения.
По данным анкеты «САН» (таблица №1 и №12) оценка самочувствия после работы на компьютере в среднем по всему классу составляет 5,1 что представляет собой среднее значение показателя. Из общего числа анкетируемых высокий и выше среднего уровень самочувствия имеют 19 учащихся (90%), ниже среднего – 2 ученика (10%).
Оценка активности после работы на компьютере в среднем по классу составляет 4,4 – ниже контроля. Оценку активности ниже среднего имеет 1 ученик (5%), 9 учащихся – среднюю (45%), 10 – выше средней (50%), высокий - 1(5%).
Оценка
настроения после работы на
компьютере в среднем по
При проведении теппинг- теста выявлено, что работоспособность после информатики снизилась у большего количества учащихся (67%), чем на биологии (33%).
Итак, работа на компьютере влияет на функциональное состояние организма человека.
Мы установили, что компьютер влияет на значения показателей пульса, внимания, работоспособности, субъективной самооценки снижаются после работы на компьютере на уроке информатики в большей степени, чем на уроке биологии.
Наиболее сильное влияние работа на компьютере оказывает на внимание.
Если человек пренебрегает мерами безопасности при общении с компьютером, то его здоровью будет нанесён вред.
Тест «Таблицы Шульте»
Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).
Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации.
Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию — работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (таблица Шульте)
Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
14 |
18 |
7 |
24 |
21 |
22 |
1 |
10 |
9 |
6 |
16 |
5 |
8 |
20 |
11 |
23 |
2 |
25 |
3 |
15 |
19 |
13 |
17 |
12 |
4 |
22 |
25 |
7 |
21 |
11 |
6 |
2 |
10 |
3 |
23 |
17 |
12 |
16 |
5 |
18 |
1 |
15 |
20 |
9 |
24 |
19 |
13 |
4 |
14 |
8 |
9 |
9 |
11 |
23 |
20 |
14 |
25 |
17 |
1 |
6 |
3 |
21 |
7 |
19 |
13 |
18 |
12 |
24 |
16 |
4 |
8 |
15 |
2 |
10 |
22 |
5 |
14 |
12 |
23 |
2 |
18 |
25 |
7 |
24 |
13 |
11 |
3 |
20 |
4 |
18 |
8 |
10 |
19 |
22 |
1 |
21 |
15 |
9 |
17 |
6 |
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов.
САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).
Активность — 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества.. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Самочувствие хорошее |
Самочувствие плохое | |||||||
2 |
Чувствую себя сильным |
Чувствую себя слабым | |||||||
3 |
Пассивный |
Активный | |||||||
4 |
Малоподвижный |
Подвижный | |||||||
5 |
Веселый |
Грустный | |||||||
6 |
Хорошее настроение |
Плохое настроение | |||||||
7 |
Работоспособный |
Разбитый | |||||||
8 |
Полный сил |
Обессиленный | |||||||
9 |
Медлительный |
Быстрый | |||||||
10 |
Бездеятельный |
Деятельный | |||||||
11 |
Счастливый |
Несчастный | |||||||
12 |
Жизнерадостный |
Мрачный | |||||||
13 |
Напряженный |
Расслабленный | |||||||
14 |
Здоровый |
Больной | |||||||
15 |
Безучастный |
Увлеченный | |||||||
16 |
Равнодушный |
Взволнованный | |||||||
17 |
Восторженный |
Унылый | |||||||
18 |
Радостный |
Печальный | |||||||
19 |
Отдохнувший |
Усталый | |||||||
20 |
Свежий |
Изнуренный | |||||||
21 |
Сонливый |
Возбужденный | |||||||
22 |
Желание отдохнуть |
Желание работать | |||||||
23 |
Спокойный |
Озабоченный | |||||||
24 |
Оптимистичный |
Пессимистичный | |||||||
25 |
Выносливый |
Утомляемый | |||||||
26 |
Бодрый |
Вялый | |||||||
27 |
Соображать трудно |
Соображать легко | |||||||
28 |
Рассеянный |
Внимательный | |||||||
29 |
Полный надежд |
Разочарованный | |||||||
30 |
Довольный |
Недовольный |
Информация о работе Влияние компьютера на состояние организма человека