Значение И. П. Павлова в учении высшей нервной деятельности. Развитие рефлекторной теории И. П. Павлова в учении в учении о функциональной с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:00, реферат

Описание работы

В данной работе будет раскрыто понятие «рефлекс», его роль и значение в организме.

Содержание работы

Введение
1. Рефлекторная теория и ее основные принципы
2. Рефлекс – понятие, его роль и значение в организме
3. Рефлекторный принцип построение нервной системы. Принцип обратной связи
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Павлов Физиология.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Однако одними «высочайшими указами» деятельность нервной системы  не ограничивается. Она не только отдаёт распоряжения, но и строго следит за их исполнением — анализирует сигналы от рецепторов, расположенных в органах, которые трудятся по её заданию. Благодаря этому корректируется объём работ в зависимости от состояния «подчинённых». По сути дела, организм является саморегулирующейся системой: он осуществляет жизнедеятельность по принципу замкнутых циклов, с обратной информацией о достигнутом результате. К такому выводу ещё в 1934 г. пришёл академик Пётр Кузьмич Анохин (1898—1974), соединивший учение о рефлексах с биологической кибернетикой.

Чувствительный и двигательный нейроны — альфа и омега  простой рефлекторной дуги: с одного она начинается, другим заканчивается. В сложных рефлекторных дугах  образуются восходящие и нисходящие клеточные цепи, соединённые каскадом вставочных нейронов. Так осуществляются обширные двусторонние связи между  головным мозгом и спинным.

Образование условнорефлекторной  связи требует ряда условий:

1. Многократное совпадение  во времени действия безусловного  и условного раздражителей (точнее, с некоторым предшествованием  действия условного раздражителя). Иногда связь образуется даже  при однократном совпадении действия  раздражителей.

2.Отсутствие посторонних  раздражителей. Действие постороннего  раздражителя во время выработки  условного рефлекса приводит  к торможению (или вообще к  прекращению) условно-рефлекторной  реакции.

3.Большая физиологическая  сила (фактор биологической значимости) безусловного раздражителя по - сравнению  с условным раздражителем.

4. Деятельное состояние  коры головного мозга.

Согласно современным  представлениям, нервные импульсы передаются при осуществлении рефлексов  по рефлекторным кольцам. Рефлекторное кольцо включает не меньше 5 звеньев.

Необходимо отметить, что  последние данные исследований ученых (П. К. Анохин и др.) подтверждают именно такую кольцеобразную схему рефлекса, а не схему рефлекторной дуги, не раскрывающей полностью этот сложный  процесс. Организм необходимо получает информацию о результатах совершенного действия, информацию о каждом этапе  протекающего действия. Не имея ее, мозг не может организовать целенаправленную деятельность, не может выправить  действие при вмешательстве в  реакцию каких-либо случайных (мешающих) факторов, не может остановить деятельности в необходимый момент, при достижении результата. Это привело к необходимости  перейти от представления о разомкнутой  рефлекторной дуге к представлению  о циклической иннервационной структуре, в которой имеется обратная связь  — от эффектора и объекта деятельности через рецепторы к центральным  нервным структурам.

Эта связь (обратный поток  информации от объекта деятельности) является обязательным элементом. Без  него организм оказался бы оторванным от среды, в которой живет и на изменение которой направлена его деятельность, в том числе и человеческая деятельность, связанная с использованием орудий производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, испытывая  на себе воздействие множества разнообразных  сигналов из внешнего мира и из организма, кора больших полушарий мозга  совершает сложную аналитико-синтетическую  деятельность, заключающуюся в разложении на части сложных сигналов, раздражителей, сопоставлении их со своим прошлым  опытом, выделении в них основного, главного, существенного и объединении  элементов этого главного, существенного. Эта сложная аналитико-синтетическая  деятельность коры больших полушарий  головного мозга, обусловливающая  широту, многообразие, активность обратных нервных связей, обеспечивает человеку лучшую приспособляемость к внешнему миру, к изменившимся условиям жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Аспиз М.Е. – Энциклопедический  словарь юного биолога. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.: ил.

2. Володин В.А. – Энциклопедия  для детей. Т. 18. Человек. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.: ил.

3. Гращенков Н.И., Латаш  Н.П., Фейгенберг И.М. – Философские  вопросы физиологии высшей нервной  деятельности и психологии. –  М.: 1963. – 370 с.: ил.

4. Козлов В.И. – Анатомия  человека. Учебник для студентов  институтов физической культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 462 с.: ил.

5. Кузин В.С. – Психология. – М.: Высш. школа, 1982. – 256 с.: ил.

6. Петровский Б.В. –  Популярная медицинская энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1979. – 483 с.: ил.


Информация о работе Значение И. П. Павлова в учении высшей нервной деятельности. Развитие рефлекторной теории И. П. Павлова в учении в учении о функциональной с