Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа
Науки естественного цикла прошли в истории человечества длинный и сложный путь. Отказ от церковных догм, робкие попытки апробации гипотез, противостояние инквизиции – все это реалии истории естествознания как научной дисциплины. Наиболее интересным, на наш взгляд, является период Возрождения, когда происходит действительно отпочковывание отдельных наук от общей пранауки, формирование новой картины мира, отличной от той, которые несколько веков предлагала церковь
Введение 3
Глава 1. Роль эпохи Возрождения в формировании научных знаний 6
1.1. Общая характеристика эпохи 6
1.2. Институализация научных знаний 8
Глава 2. Анатомия эпохи Возрождения 13
2.1. Уровень развития анатомических и медицинских знаний 13
2.2. Леонардо Да Винчи и Везалий: вклад в развитие анатомии эпохи Возрождения 15
Заключение 24
Литература 26
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Медицинский институт
Кафедра «Анатомии человека»
Курсовая работа по дисциплине «Анатомия»
на тему
«Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий»
Выполнила: ст. гр.
.
Проверил: преп.
Пенза 2013 г.
Содержание
Науки естественного цикла прошли в истории человечества длинный и сложный путь. Отказ от церковных догм, робкие попытки апробации гипотез, противостояние инквизиции – все это реалии истории естествознания как научной дисциплины. Наиболее интересным, на наш взгляд, является период Возрождения, когда происходит действительно отпочковывание отдельных наук от общей пранауки, формирование новой картины мира, отличной от той, которые несколько веков предлагала церковь. И место изучения зарождения науки – Западная Европа – выбрано исходя из того, что именно в эпоху Возрождения происходит скачек в научных знаниях. К концу Средневековья Европа сильно уступала Востоку в развитии научной мысли. Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской государственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные центры Арабского мира: Багдад и Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные библиотеки.
Именно период Возрождения дает просвещённому 18 веку тот базис знаний, который позволяет ему проходить под знаком динамики.
Кроме того, именно Западная Европа и именно в 15-17 вв. стала центром Великих географических открытий. Организатором первых морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океан и берегам Африки был португальский принц Генрих (1394—1460), получивший в 19 в. прозвище «Мореплаватель». Он основал в Португалии обсерваторию и мореходную школу, способствовал развитию португальского кораблестроения. Экспедиции Генриха Мореплавателя положили начало португальской экспансии в Африку.
Таким образом, период 15-17 вв. в развитии естественной науки в Западной Европе является одним из важнейших в истории науки в целом и значимым в истории Европы в период эпохи Возрождения. Отражение данной проблемы в научных изданиях крайне разрозненно. А понимание значения периода, его событийности и проекции на последующие века весьма значимо только в совокупности и при анализе всех факторов, способствующих (или противостоящих) развитию научных дисциплин естественного цикла и их ключевых идей – социальных, идеологических, политических, экономических. Мы считаем, что только комплексный анализ периода позволит определить истинные причины развитие естественнонаучных знаний в Европе того периода. А такового в специальной литературе на данный момент нет. Именно такое положение дел, с одной стороны, важность эпохи в истории науки и истории Европы в целом, а с другой стороны, отсутствие комплексного анализа причины и механизмов развития с учетом всех факторов воздействия и определило актуальность темы нашего исследования.
Таким образом, цель нашей работы – изучить особенности развития естественнонаучных знаний в странах Западной Европы в 15-17 вв.
Объект исследования – зарождение и развитие знаний естественнонаучного цикла в Западной Европе.
Предмет исследования – процессы развития Западной Европы в 15-17 вв. и их влияние на развитие научной мысли.
Задачи работы:
Историография. Историография эпохи Возрождения создала совершенно новую светскую концепцию истории, новую, более близкую к науке периодизацию истории, которая в несколько видоизмененном виде сохранилась и до нашего времени. Эти новые представления, выработанные гуманистической историографией, несомненно, были большим шагом вперед по сравнению со средневековой историографией более раннего периода. Представителям гуманистической историографии был свойствен известный реализм в подходе к истории,
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался теоретико-методологический анализ исторической, научной и справочной (исторического, естественнонаучного и универсального содержания) литературы по исследуемой проблеме, а также изучение позиции на исходную проблему известных историков и деятелей науки.
Методология исследования: принцип историзма, принцип научности, системности, лигитимности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка информационных источников.
XV и XVI века вошли в историю Европы под названием «эпохи Возрождения», при этом имеется в виду возрождение того высокого уровня культуры, который был достигнут в античном мире. На самом же деле эта эпоха характеризуется гораздо более глубокими преобразованиями в жизни всего общества: именно в это время еще в недрах феодального строя возникает новый общественный строй — буржуазное общество.
Именно капитализация общества спровоцировала научный и технический скачек. Появление мануфактур потребовало усовершенствования имеющихся станков и технологий, а то и новых изобретений, что и было предоставлено наукой. Именно дисциплины естественнонаучного цикла и стали тем подспорьем экономики, которое породило базис промышленного расцвета той эпохи.
В этот период и с подачи тех же экономических требований в Западной Европе появляются порох, компас, дешевая бумага, часы, а также зарождаются основы печатания книг, что значительно их удешевляет, и делает более доступными, а это в свою очередь порождает распространение знаний не только в среде избранных, но и уходит в народ.
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством,— писал о XV—XVI вв. Ф. Энгельс,— эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации, содержащую в себе некоторые идеи, которые много позднее были вновь подхвачены Монталамбером и новейшим немецким учением о фортификации. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой» XVI века. Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми»1.
Энгельс называет «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы», издание бессмертного творения Коперника, бросившего «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда,— продолжает Энгельс,— начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии»2.
… Исторически сложилось так, что именно в математике начинают искать последний критерий истины. С одной стороны, чисто практическое преимущество, которое получал купец над конкурентами даже при небольшом улучшении способов вычисления своих координат на море, а с другой стороны, религиозные традиции, утверждавшие, что Вселенная построена богом по математическому плану, ставили математику в центр внимания. И если в начале Средних веков «математиками» называли людей, занимавшихся астрологией, и подвергали их преследованию как колдунов и чернокнижников, то Леонардо да Винчи пишет, что «тот, кто порочит высшую достоверность математики, тот питается сумбуром»3. И хотя по мере роста действительного могущества математики такие напыщенные декларации сменяются более трезвым пониманием ее возможностей, математика уже в то время становится и остается основным инструментом европейской культуры.
В XV—XVI вв. математика развивается главным образом в Италии, Франции и Германии, к которым в конце XVI в. присоединяется Голландия, переживавшая в это время первую в Европе буржуазную революцию.
Эпоха Возрождения характеризовалось крайне низким уровнем развития научных знаний. Это объясняется примитивным характером экономики и господством религии и церкви. Люди судили о естественном и социальном мире на основе религиозных догм или в лучшем случае по поверхностным наблюдениям над окружающей действительностью. В представлении средневековых ученых причудливо переплетались отдельные обрывки знаний, почерпнутых из античных источников или полученных в результате наблюдения и опыта, с произвольными умозаключениями и суеверием.
Церковь и схоластика были бессильны подавить живую научную мысль. Общественная практика ставила перед человеком проблемы, решить которые было невозможно на основе старых представлений. В то же время постепенно накапливались эмпирические знания. Все это подготовило коренной переворот в развитии научной мысли, который произошел в XV—XVII вв. в связи с глубокими экономическими сдвигами, приведшими к зарождению капитализма. Если до этого времени развитие производства и техники происходило на основе эмпирических данных, то теперь решающее значение приобретали научно обоснованные знания, суммирующие опыт и создающие теорию. Прогресс производства обогащал науку опытом, а наука в свою очередь работала над совершенствованием техники, технологии и организации производства.
Так в тесном взаимодействии с производством создавались основы современных наук.
Наибольших успехов в это время достигло естествознание4. Мощный толчок развитию наук о природе и Вселенной дали великие географические открытия, познакомившие европейцев с новыми материками, неизвестным до тех пор растительным и животным миром. Чрезвычайно обогатились представления о Земле и Вселенной. Было экспериментально доказано, что Земля шарообразна. Тем самым наука до основания поколебала религиозно-схоластические представления о мире и противопоставила им проверенные на опыте знания.
Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на антинаучном по самой сути принципе — истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и приспособленный к нуждам церковного мировоззрения Аристотель), и долг ученых — изучать и комментировать эту истину5.
Начиная со второй половины XV столетия на историческую арену выходят великие художники итальянского Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие; религиозные реформаторы: Лютер и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и другие; отважные путешественники: Колумб, Васко да Гама, Магеллан и многие другие; ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано, Рамус, Коммандино, Телезий, Гвидо Убальди, Порта. Список имен можно было бы значительно расширить.
Леонардо да Винчи является предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и других основателей современного естествознания. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения.
Леонардо живет в другое время, существенно отличное от времени Аристотеля. Он знает порох, наблюдал неоднократно полет снарядов и пуль, и число наблюдаемых движений, продолжающихся и после действия толкающей силы, у него больше, чем у Аристотеля. Поэтому он делает следующий шаг в понимании природы движения и фиксирует в природе наличие инерции и инерционного движения, приписывая его сохранению «природы насилия»6.
Механика Леонардо, Галилея и Ньютона обобщила новую практику артиллеристов, конструкторов оружия, кораблестроителей, мореплавателей.
Наблюдательность и острота физического мышления Леонардо позволили ему сделать интересные наблюдения и сформулировать ряд положений и задач. Так, он фиксирует важное свойство звуковых и водяных волн распространяться, не мешая друг другу (принцип суперпозиции).
Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое научное наследие не смогло послужить делу научного прогресса. Но то, что Леонардо жил, работал, думал, имело огромное значение. Устои средневековой науки расшатывались, и деятельность Леонардо, художника, инженера, мыслителя, помогала сокрушать старое и создавать новое7.
По мнению В. А. Кириллина, именно в этот период истории человечества вырабатывалась новая концепция мира8. Ученые XVII в. принадлежали к различным философским школам, имели различные религиозные или антирелигиозные убеждения. Но большинство из них сходно трактовало несколько вопросов философии природы, наиболее важных для научного исследования. Физический мир начинают мыслить, как своего рода гигантский механизм, части которого автоматически работают по неизменным законам. Нередко Вселенную сравнивали с часами.
М. Вебер говорит, что этот «образ — в применении только к античной системе небесных сфер — предложил в первый раз, кажется, Орем, сравнивший при этом бога с мастером, который, изготовив часы, предоставляет им затем ходить самим «в соответствии с установленным порядком»9. С часами, которые движутся под действием тяжести, сравнивал «небесную машину» Кеплер, надеявшийся объяснить ее действие с помощью магнитной силы. Декарт потел гораздо далее. Сохраняя сознание только за человеком, он уподобил ходу часов, состоящих только из колес и пружин, даже деятельность животных и их отдельных органов.
Информация о работе Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий