Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:56, реферат
Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Поскольку человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях человеческих взаимоотношений, он испытывает воздействия коллектива, социальных факторов
.Введение.
2.Термин «Антропология»
3.Антропометрия
4.Типы телосложения
5.Влияние внутренних факторов.
6.Влияние внешних (социальных) факторов на строение и развитие скелета.
7.Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН:
1.Введение.
2.Термин «Антропология»
3.Антропометрия
4.Типы телосложения
5.Влияние внутренних факторов.
6.Влияние внешних (социальных) факторов на строение и развитие скелета.
7.Заключение
Список использованной литературы
1.Введение.
Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Поскольку человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях человеческих взаимоотношений, он испытывает воздействия коллектива, социальных факторов. Поэтому анатомия изучает человека не только как биологический объект, но учитывает при этом влияние на него социальной среды.
Одним из методов изучения анатомии на живом человеке является антропометрия.
2.Термин «Антропология»
Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно
“наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое
использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово
преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к
физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые
встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.:
“Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах,
частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В
1533 г. появилась книга
итальянца Галеаццо Капелла “
рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных
вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая
психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О
строении человеческого тела в методическом описании”.
Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось
двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом
теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой. Такой двойственный
смысл имеет, например, “антропология” в одном английском сочинении,
опубликованном анонимно в 1655 г. под заголовком “Отвлеченная антропология
или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и
анатомических выводах”.
Французские энциклопедисты придавали термину “антропология” очень широкое
значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие
философы XVIII — начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию
главным образом вопросы психологии. В течение XIX в. и до сего времени в
Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о
физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных
народов и племен в прошлом и настоящем.
В советской науке принято строгое разделение терминов “антропология”,
“этнография”, “археология”. Под археологией понимают науку, изучающую
историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под
этнографией —отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне
живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения,
передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология же
изучает вариации физического типа человека во времени и в пространстве.
Рассматривая последовательное развитие отдельных отраслей естествознания,
Энгельс писал: “В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее время — так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории”. Эта
характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего
взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука
анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм движения. “Подобно тому как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой”. Антропология есть
отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической
организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо
качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях
общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, орнитология — птиц и т. п.
Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических
закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание.
3.Антропометрия — совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела (размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.). При этом пользуются измерительными и описательными признаками. Измерительные признаки выражаются в числах, описательные (например, цвет глаз, форма грудной клетки, живота, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах и т. п.) — устанавливаются при осмотре путем сличения с различными эталонами — таблицами и моделями (рис. 1).
Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении физического развития. При контроле за физическим развитием детей антропометрия имеет особое значение, т. к. является показателем роста и формирования организма. На первом году жизни ребенка измерение роста, веса, окружности головы, груди и др. производится при медосмотрах ежемесячно, в дошкольном возрасте — не менее двух раз в год, у школьников — ежегодно. Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний или свидетельством нарушения режима. Антропометрия применяется также при диспансеризации, медицинском освидетельствовании призываемых в армию (см. Служба в армии), при проведении врачебного контроля за спортсменами. Простейшие измерения проводятся при самоконтроле. Результаты антропометрии используют в промышленности при разработке стандартов на размеры одежды, обуви, мебели, при проектировании и оборудовании современного рабочего места и др. Большое значение имеет антропометрия в криминалистике и судебной медицине.
Для получения достоверных данных при антропометрии измерения проводят на обнаженном теле, обычно утром. Повторные измерения должны производиться, по возможности, в одно и то же время.
Антропометрические точки: 1-верхушечная;2 — волосяная ; 3 — лобная; 4 — верхненосовая ; 5 — нижненосовая ;6 — подбородочная ;7 — шейная ;8 — надгрудинная (suprasternale); 9 — плечевая ; 10 — среднегрудинная ;11 — нижнегрудинная; 12 — лучевая (radiale); 13 — пупковая ;14 — подвздошно-гребешковая ;15 — подвздошно-остистая передняя ;16 — лобковая ;17 — вертельная ;18 — шиловидная ;19 — фаланговая ;20 — пальцевая; 21 — верхнеберцовая ;22 — нижнеберцовая ; 23 — конечная; 24 — пяточная.
Рост (длину тела) измеряют обычно ростомером (рис. 2). Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.
Вес тела устанавливают с помощью медицинских весов. Измеряемый сталовится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется производить утром, натощак.
Окружность груди измеряют сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку кзади — под углом лопаток, спереди — под соском (у женщин — на IV ребре).
Окружность живота определяют сантиметровой лентой в положении стоя при спокойном дыхании, ленту накладывают на уровне пупка.
Окружность плеча измеряют сантиметровой лентой при максимальном напряжении двуглавой мышцы и при разогнутой руке.
Спирометрия — определение жизненной емкости легких, т. е. максимального объема воздуха, выдыхаемого после глубокого вдоха; производится спирометром. Измерение проводят 2—3 раза, учитывают максимальный результат.
Динамометрия — измерение силы мышц, производится пружинными динамометрами — становым и ручным. Ручка станового динамометра должна находиться на уровне колен; динамометр растягивают без рывков, не сгибая при этом ноги в коленях и руки в локтях. Ручной динамометр вкладывают в кисть руки шкалой кверху; при сжатии прибора руку свободно опускают книзу или отводят в сторону; отмечают наибольший показатель после 2—3 измерений.
4.Типы телосложения.
Под телесной конституцией понимается совокупность всех индивидуальных качеств человека, которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения. Понятно, что эти качества - морфологические, физиологические, гормональные и др. - являются относительно стабильными. Поэтому их наиболее типичные совокупности могут быть выделены эмпирически, подобно составным фотографиям, т. е. путем объединения индивидуальных случаев, в результате которого их общие, совпадающие детали как бы усиливаются, составляя тип, а частные - устраняются.
Именно эту стратегию использовал немецкий психиатр Э. Кречмер для построения основных типов телесной конституции. По результатам тщательного обследования 260 его пациентов таких типов оказалось три:
а) астенический (или лептосомный),
б) атлетический,
в) пикнический.
Астенический
Астенический (от греч. asthenes - слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.
Атлетический
Атлетический (от греч. athletes - борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.
Пикнический
Пикнический (от греч. pyknos - плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) - при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники - люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо - широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению лица астенического и атлетического типа - интереснее, пикнического - правильнее.
Тип строения тела, как было показано Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой “карикатуры определенных нормальных типов личности”. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофренников, Кречмер назвал ”шизотимным”; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, - “циклотимиками”. “Шизотимикам” свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчуждениям, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. “Циклотимики” описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенными типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт поведения.
5.Влияние внутренних факторов.
Рентгенологическое исследование
выявляет ряд морфологических изменений
костей, зависящих от деятельности других
органов. Особенно ясно при рентгенографии
определяется связь между костной системой
и эндокринными железами. Активное включение половых
желез влечет за собой начало полового
созревания — пубертатный период. Перед
этим, в предпубертатный период, усиливается
деятельность гипофиза. К началу предпубертатного
периода появляются все основные точки
окостенения, причем отмечается половое
различие в сроках их появления: у девочек
на 1 — 4 года раньше, чем у мальчиков. Наступление
предпубертатного периода, связанного
с функцией гипофиза, совпадает с появлением
точки окостенения в гороховидной кости,
относящейся к категории сесамовидных
костей.
Накануне пубертатного периода окостеневают
и другие сесамовидные кости, а именно
у пястно-фалангового сочленения I пальца.
Начало пубертатного периода, когда, по
выражению известного исследователя эндокринных
желез Бидля, «половые железы начинают
играть главную мелодию в эндокринном
концерте», проявляется в костной системе
наступлением синостозов между эпифизами
и метафизами, причем самый первый такой
синостоз наблюдается в I пястной кости.
Поэтому на основании сопоставления его
с другими данными о половом развитии
(появление терминальной растительности,
наступление менструаций и т. п.) синостоз
I пястной кости считается показателем
начинающегося полового созревания, т.
е. показателем начала пубертатного периода;
у ленинградских жителей синостоз 1 пястной
кости наступает в возрасте 15 — 19 лет у
юношей и в 13 — 18 лет у девушек, т. е. несколько
раньше.
Полная половая зрелость также получает
известное отражение в скелете: в это время
заканчиваются синостозы эпифизов с метафизами
во всех трубчатых костях, что наблюдается
у женщин в возрасте 17 — 21 года, а у мужчин
— в 19 — 23 года. Так как с окончанием процесса
синостозирования заканчивается рост
костей в длину, становится понятным, почему
мужчины, у 'которых половое созревание
завершается позже, чем у женщин, в массе
имеют более высокий рост, чем женщины.
» Учитывая эту связь костной системы
с эндокринной и сопоставляя данные о
возрастных особенностях скелета с данными
о половом созревании и общем развитии
организма, можно говорить о так называемом
костном возрасте. Благодаря этому по
рентгенологической картине некоторых
отделов скелета, особенно кисти, можно
определить возраст данного индивидуума
или судить о правильности у него процесса
окостенения, что имеет практическое значение
для диагностики, судебной медицины и
пр. При этом, если «паспортный» возраст
указывает на число прожитых лет (т. е.
на количественную сторону), то «костный»
возраст до известной степени свидетельствует
о качественной их стороне.
При рентгенологическом исследовании
выявляется также зависимость строения
кости от состояния нервной системы, которая,
регулируя все процессы в организме, осуществляет,
в частности, трофическую функцию кости.
При усиленной трофической функции нервной
системы в кости откладывается больше
костной ткани и она становится более
плотной, компактной (остеосклероз). Наоборот,
при ослаблении трофики наблюдается разрежение
кости — остеопороз. Нервная система оказывает
также влияние на кость через мускулатуру,
сокращением которой она управляет (о
чем будет сказано ниже). Наконец, различные
части центральной и периферической нервной
системы обусловливают форму окружающих
и прилегающих костей. Так, все позвонки
образуют позвоночный канал вокруг спинного
мозга. Кости черепа образуют костную
коробку вокруг головного мозга и приобретают
форму последнего. Вообще костная ткань
развивается вокруг элементов периферической
нервной системы, в результате чего возникают
костные каналы, борозды и ямки, служащие
для прохождения нервов и других нервных
образований (узлов).
Развитие кости находится также в весьма
тесной зависимости от кровеносной системы.
Весь процесс окостенения от момента появления
первой точки окостенения до окончания
синостозирования проходит при непосредственном
участии сосудов, которые, проникая в хрящ,
способствуют его разрушению и замещению
костной тканью. При этом костные пластинки
откладываются в определенном порядке
вокруг кровеносных сосудов, образуя остеоны
с центральным каналом для соответствующего
сосуда. Следовательно, кость при своем
возникновении строится вокруг сосудов.
Этим же объясняется образование сосудистых
каналов и борозд в костях на месте прохождения
и прилегания к ним артерий и вен.
Рис. 1. Схема
возрастных изменений кости в связи с
изменениями ее артериального русла. 1 — неонатальный этап; 2 — инфантильный
этап; 3 — ювенильный этап; 4 — зрелый этап;
5 — сенильный этап.
Окостенение и рост кости после рождения
также протекают в тесной зависимости
от кровоснабжения. Как показали исследования
М. Г. Привеса, можно наметить ряд этапов
возрастной изменчивости кости, связанной
с соответствующими изменениями кровеносного
русла (рис. 1).
1. Неонатальный этап, свойственный плоду (последние
месяцы внутриутробного развития) и новорожденному;
сосудистое русло кости разделено на ряд
сосудистых районов (эпифиз, диафиз, метафиз,
апофиз), которые между собой не сообщаются
(замкнутость, изолированность) и в пределах,
которых сосуды не соединяются друг с
другом, не анастомозируют (концевой характер
сосудов, «конечность»).
2. Инфантильный этап, свойственный детям до начала
наступления синостозов; сосудистые районы
еще разобщены, но в пределах каждого из
них сосуды анастомозируют друг с другом
и концевой характер их исчезает («замкнутость»).
3. Ювенильный этап, свойственный юношам, начинается
установлением связей между сосудами
эпифиза и метафиза через эпифизарный
хрящ, в силу чего начинает исчезать и
«замкнутость» эпифизарных, метафизарных
и диафизарных сосудов.
4. Зрелый этап, свойственный взрослым; наступают
синостозы и все внутрикостные сосуды
составляют единую систему: они не «замкнуты»
и не «конечны».
5. Сенильный этап, свойственный старикам; сосуды
становятся тоньше и вся сосудистая сеть
беднее. На форму и положение костей влияют
и внутренности, для которых они образуют
костные вместилища, ложа, ямки и т. п. Формирование
скелета и органов относится к началу
эмбриональной жизни; при своем развитии
они оказывают влияние друг на друга, почему
и получается соответствие органов и их
костных вместилищ, например грудной клетки
и легких, таза и его органов, черепа и
мозга и т. п.