Биологическая адаптация человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

В англо-американской научной традиции антропология включает в себя, прежде всего, этнологию, лингвистику, фольклор; особую роль в англо-американской традиции играет культурная антропология, которая исследует антропологические и социологические основы культуры. Но прежде всего антропология понимается как учение о сути человека8.

Файлы: 1 файл

Биолог адапт чел-ка (антропология - ФСИН).docx

— 54.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Человек – высшая ступень эволюции живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры1.

Адаптация – это приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды2. Адаптация бывает двух видов: приспособление человека к внешней среде (аккомодация) и приспособление внешней среды к себе (ассимиляция)3.

Жизнь человека – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определённых целей, это разнообразное научение4.

Приспособление человека к окружающему его миру (адаптация) рассматривается целым комплексом наук, как естественных, так и прикладных. Например, философия стремится выработать наиболее общее представление о природе и сущности человека, его месте в исторически меняющемся мире и смысле человеческого бытия в этом мире5. Психологическую адаптацию (приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счёт присвоения норм и ценностей данного общества) рассматривают такие науки, как юридическая психология, гендерная психология, конфликтология, психология межличностных отношений и др. Социальную адаптацию (процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни) изучают социология, социальная педагогика, социальная психология и др.6

Вопрос о природе человека, наряду с выяснением его сущности, является весьма важным и остаётся актуальным в философской антропологии. Вопрос этот исключительно сложен и поэтому стал предметом многочисленных дискуссий и споров. Суть их состоит в столкновении двух крайних позиций.

Представители первой из них – биологизаторской, характерной для многих школ современной западной философии, но в той или иной степени получившей распространение и у ряда отечественных авторов, признают в качестве определяющих природу человека, прежде всего биологические факторы: развитость мозга, врождённые задатки, темперамент и др.

Другая крайняя позиция – социологизаторская – сводится к почти полному отрицанию роли организма человека, считая его лишь необходимой предпосылкой человеческой жизнедеятельности, и абсолютизирует роль социальных факторов. Предпринимаются попытки разрешить спор через констатацию биосоциальной природы человека. Такой двухфакторный подход зачастую корректируется указанием на социальную сущность человека.

Большинство учёных согласны с тем, что развитие, как общества, так и человека идёт по законам не природным, а социальным. Если быть последовательным, то придётся признать существование в человеке двух сущностей. Понимая это, сторонники биосоциальной природы человека специально оговаривают, что биологический фактор играет подчинённую роль, а сущность человека однозначно социальна7.

В рамках темы, мы рассматриваем именно биологический подход к изучению человека и, соответственно, биологический фактор адаптации человека. Проблема человека как преимущественно биологического существа освещается в социальной экологии и антропологии.

Понятие антропологии как специальной науки о человеке впервые возникло в 1594 г., этот термин принадлежит О. Гасману, опубликовавшему работу «Психологическая антропология». Понятие антропологии с самого начала применялось (да и сейчас применяется) неоднозначно: в естественнонаучном смысле как биология человека, как «третья биология», наряду с ботаникой и зоологией. Основоположник естественнонаучной антропологии – немецкий анатом И. Блюменбах, специалист по проблемам происхождения и развития рас.

В англо-американской научной традиции антропология включает в себя, прежде всего, этнологию, лингвистику, фольклор; особую роль в англо-американской традиции играет культурная антропология, которая исследует антропологические и социологические основы культуры. Но прежде всего антропология понимается как учение о сути человека8.

Нас интересует конкретно естественнонаучный смысл понятия «антропология», поэтому в рамках заданной темы задачами исследования будут:

– рассмотреть суть биологической адаптации человека;

– дать характеристику основных адаптивных типов человека.

При изучении темы имеет смысл подобрать разную литературу по экологии, антропологии, философии, биологии, концепциям современного естествознания, так как тема биологической адаптации человека освещается в этих науках хоть и со схожих, но всё же немного различных позиций.

 

  1. Биологическая адаптация человека

    1. Человек в системе животного мира

Появление жизни на Земле – это событие масштаба Вселенной. В развитии жизни на Земле следует выделить несколько важнейших этапов:

– зарождение жизни, то есть простейших организмов – простейших прокариотов;

– появление более высокоразвитых организмов – эукариотов;

– появление многоклеточных организмов и функциональная дифференциация клеток внутри организмов;

– появление организмов с твёрдыми скелетами, а затем возникновение высших животных;

– возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга;

– появление человека как вида Homo Sapiens.

Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такое видение человека выражено в понятии индивида, т.е. единоличного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Индивид – это человек как представитель вида Homo Sapiens, наделённый общими для этого вида качествами9.

Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли. Он – один из миллионов биологических видов, населяющих Землю10. В системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo Sapiens). Особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Сходство с млекопитающими особенно велико. Это, прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле. Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 0 С. В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти. Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины и др., мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т.д.).

Рудименты и атавизмы – важное доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение, хотя и сохранились – полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные рёбра и др.11

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения хвостатых или волосатых людей. Появление признаков, свойственных нашим далёким предкам, называется атавизмом. Всё это указывает на несомненное родство человека и животных.

Есть выражение: «Человек – царь природы». Конечно, скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека, у орла зрение гораздо острее, чем у нас, нашим зубам и когтям не сравниться с мощными когтями и зубами льва, а наша сила значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более – леопарда, тигра, слона. И всё же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном вращательных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объёмное цветовое зрение. В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества12.

    1. Научное исследование человека. Развитие человека в антропогенезе

Научное исследование человека стало возможным после разработки Ч. Дарвином эволюционной теории возникновения новых видов живых организмов. Опираясь на эту гипотезу, немецкий учёный Э. Геккель выдвинул гипотезу, в которой полагал человека потомком особого вида обезьян, дриопитеков (лесных обезьян), отделившихся от магистральной ветви развития этого вида 70 млн. лет назад13.

В 1871 г. Ч. Дарвин издаёт свою новую работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой он на основе тщательного анализа данных сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, археологии высказал идею о происхождении человека от древнейших видов обезьян. Эта концепция антропогенеза ещё называется симиальная (обезьянья). Наука располагает следующими фактами, подтверждающими эту гипотезу. Во-первых, сходство анатомо-физиологических особенностей человека и антропоидов (человекообразных обезьян). Во-вторых, с помощью современных методик молекулярной биологии установлено совпадение молекул ДНК и белков у человека и антропоидов. Так, например, шимпанзе и человек имеют 91% одинаковых генов. В-третьих, человеческий зародыш проходит в своём развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного, поэтому на разных этапах эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон. В-четвёртых, доказательствами теории антропогенеза являются найденные останки предков человека. Например, в Южной Америке, Африке найдены древнейшие ископаемые предки человека, которые получили название австралопитеков. Австралопитеки считаются ближайшими предшественниками людей. Они отличались от остальных обезьян тем, что жили не на деревьях, а в равнинной местности, охотились на животных, используя орудия труда, умели строить примитивные жилища.

Австралопитеки воплотили в себе три основных условия превращения обезьяны в человека: прямохождение, совершенствование руки и развитие мозга14. Первым «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей. Хождение на двух ногах снизило скорость передвижения и освободило передние конечности. Теперь в них можно было держать камни для обороны и нападения, выкапывать коренья, искать плоды15. Постепенно происходило совершенствование руки, уменьшение передних конечностей, поскольку уже не было необходимости цепляться за ветки деревьев: прямохождение позволило австралопитекам перейти от древесной жизни к земной. Переходу к прямохождению способствовало изменение климата, похолодание и исчезновение тропических лесов. Выжили только те виды животных, которые смогли приспособиться к новым условиям.

Встав на задние конечности, древнейшие гоминиды увеличили обзор окружающего мира, что явилось одним из факторов, способствовавших развитию мозга. Именно развитие мозга позволило австралопитекам создавать орудия сначала для обороны, а затем для труда.

Существует множество гипотез антропогенеза, которые пытаются выявить факторы, позволившие появиться более совершенному виду по сравнению с другими гоминидами. Эти гипотезы базируют свои объяснения на развитии высшей нервной деятельности и мозга. Причинами этого часто называются взрыв сверхновой звезды, действие радиоактивного излучения в результате землетрясений и разлома горных пород, содержащих радиоактивные вещества, изменение геомагнитного поля Земли и перемена её магнитных полюсов.

Биологическая концепция антропогенеза легла в основу трудовой концепции антропогенеза, одним из авторов которой является Ф. Энгельс. Создание и совершенствование орудий труда предками человека, согласно трудовой теории антропогенеза, легло в основу отделения человека от животного мира и возникновения человеческого общества.

Помимо биологической и трудовой теорий антропогенеза можно говорить о других концепциях: креационистская концепция (человек сотворён Богом или мировым разумом); мутационная концепция (причина появления человека как биологического вида состоит в мутациях и аномалиях в природе); космическая концепция (человек – потомок инопланетных цивилизаций)16.

Биологическая концепция антропогенеза подтверждается многочисленными научными данными. Но человека ни наука, ни философия, ни тем более религия не рассматривали как животное или же просто как потомка животных. Человек имеет фундаментальные отличия от животного, которые в определённой степени формируются благодаря общественной жизни людей. Во-первых, это способность к понятийному мышлению, т.е. способность к формированию отвлечённых, абстрактных представлений о предметах. Во-вторых, речь, которая в отличие от системы общения животных с помощью сигналов (первая сигнальная система), представляет собой общение с помощью слов (вторая сигнальная система). В-третьих, способность к труду, т.е. такой преобразовательной деятельности, с помощью которой создаются орудия труда и то, чего ранее не существовало в природе.

Биологическая эволюция завершилась 30-40 тыс. лет назад после возникновения Homo Sapiens. После этого развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Биологическое и социальное начала выступают генетически и социально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального17.

Информация о работе Биологическая адаптация человека