Декабристы в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

События войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Ликвидация крепостной зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. В 1813—1814 годах возникают сообщества гвардейских офицеров на идейной основе, так называемые «артели». Из двух артелей: «Священной» и «Семёновского полка», в начале 1816 года в Петербурге формируется Союз спасения.

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3
1.Предпосылки к восстанию…………………………………..………… 4
2.Цели движения декабристов………………………………………….... 5
3.Восстание………………………………………………………………... 9
4.Арест и суд…………………………………………………………...… 10
5.Отправка в Сибирь……………………………………………………. 12
6.Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции............................................................................................................. 13
Заключение................................................................................................. 24
Список литературы.................................................................................... 26

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

После подавления восстания  декабристов правительство перешло  к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению  образование». По уставу гимназий и  училищ 1828 г. усиливалась сословная  замкнутость в системе образования  и нарушалась преемственная связь  школ. Одногодичные приходские школы  предназначались для обучения детей  самых низких сословий, уездные училища  с трехгодичным сроком обучения - для  детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения - для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство  финансировало в основном университеты и гимназии. По школьному уставу 1828 г. в гимназическом курсе был  сокращен объем предметов естественнонаучного  цикла, а в уездных училищах вообще запрещалось их преподавание, зато во всех заведениях предписывалось изучать  Закон Божий. Школы Сибири были переданы в подчинение сначала гражданским  губернаторам, а затем и генерал-губернаторам.

В Сибири школы чаще всего  организовывались при монастырях, где  жило много послушников, которые  обучались чтению церковных книг, нотному пению и иконописи, «хотя  и без всякого оттенка школьного  характера жизни». Но на грамотность  духовенство смотрело иначе. Митрополит и консистория неоднократно посылали указы в заказные правления о  побуждении священно- и церковнослужителей отдавать детей в учение, но указов не слушались; приходилось налагать на виновных денежные штрафы, но и это  мало действовало, и духовные правления  вынуждены были прибегать к более  серьезным мерам;

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем  низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей - далеко не все сибирские города имели  школы. Поэтому сибиряки отдавали детей  на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.

Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую  ступень: создавали учебники и учебные  пособия, изыскивали способы снабжения  школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали  и внедряли новые прогрессивные  методы обучения.

20

Декабристы продолжили и  развили прогрессивные идеи в  области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том  числе французских просветителей XVIII века.

Особое значение придавали  декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством  нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а  средством просвещения - наука    Народное образование, равно как  и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все  же, где бы ни жили бывшие узники, они  изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными  названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских  школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или  иного ремесла. 

Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин - создатель  школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и  тысячи километров, к нему приезжали  посланцы учиться постановке учебного дела.

При создании школы в Ялуторовске  И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.

Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был  награжден камилавкой и получил  в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».

Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели

21

отличную подготовку и  с легкостью поступали в другие учебные заведения.

Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой  мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.

Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу  разрешить открытие женской школы  в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 г. об обучении девочек  при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие - его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева.

1 июля 1846 г. женская школа   открылась. Вначале в ней училось   двадцать учениц, но к 1850 г. - насчитывалось   уже пятьдесят шесть. Из-за  недостатка средств женская школа   вначале была платной.

Женская школа, руководимая  воспитанницами Якушкина - А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского - продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 г. обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.

Ялуторовская женская школа прошла тернистый путь и открыла новую страницу в истории женского образования в Сибири. Просветительство И.Д. Якушкина и его сподвижников по ялуторовской ссылке, организация ими первых народных школ в Ялуторовске изучены в большей степени, чем последствия этой деятельности; ее влияние на развитие народного образования в Западной Сибири рассмотрены недостаточно и не получили необходимой аргументированной оценки. Новые архивные находки позволяют раскрыть влияние ялуторовских школ на образование в Западной Сибири. В литературе встречаются лишь упоминания об организации декабристами первой женской школы в Тобольске.

В 1849 г. декабрист П.Н. Свистунов, при содействии и непосредственном участии И.Д. Якушкина, открыл женскую  школу в Тобольске - первое в городе и второе в губернии (после Ялуторовска) женское учебное заведение. Эта  школа, как и Ялуторовская, содержалась на средства общественности, учителями в школе безвозмездно работали декабристы и местные учителя гимназии. Тобольская школа обрела успех и популярность - через пять лет в ней обучались свыше ста учениц, вскоре она

22

была преобразована в  Мариинскую женскую школу. Это событие  получило широкий политический резонанс. Особая значимость такого события связана  с тем, что оно совершилось  вопреки намерениям центральных  правительственных ведомств и помимо них. В 1853 г. открылась женская школа  в Омске.

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного  развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы  развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и  утверждения передовых приемов  хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они  мечтали о создании благоприятных  условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.

Декабристы всегда считали  Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой  окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление  о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного  развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению  к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование  «к смягчению суровых нравов и  введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу  и вечное поселение обрекала декабристов  на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что  изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права  публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное  онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось  той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть  участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм  как единое и цельное течение  и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым  повторением идей программы «Союза благоденствия». В 

23

сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы  во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией  на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте  и ремеслам, применение методики взаимного  обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости  от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились  Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что  в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому  они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили  уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое  внимание уделялось предметам естественнонаучного  цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Заключение

В 1856 г., после смерти Николая I, в связи с коронацией нового императора Александра II был издан  манифест об амнистии декабристов и  разрешении им возвратиться из Сибири. В живых декабристов оставалось только человек сорок — около ста человек уже погибли на каторге и в ссылке.

Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в  Сибири.  Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался  на Петровском заводе: связи с европейской  Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми. Возвратившись   после   амнистии   в   европейскую   Россию, некоторые декабристы (например, Оболенский) приняли участие в  крестьянской реформе 1861 г., оказавшись на  стороне либерального  помещичьего  лагеря.  Но  были декабристы, резко  отрицательно отнесшиеся к куцей  крестьянской реформе, руководимой  дворянами-крепостниками. В их числе  был и только что упомянутый член Славянского общества И. Горбачевский. «Постепенность, переходное   состояние,   благоразумная медленность —  все это для меня такая философия, которую я никогда не понимал,—  писал он своему другу Оболенскому.—  Помещикам сказать   стоило   бы   только   (крестьянам) —  делайте,   что хотите,   слушайте,   кого   хотите, берите свое

24

и что вам нужно и  необходимо тоже,   идите,   куда   хотите...   управляйтесь сами, как  знаете». Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «Струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Литература:

1.  Восстание декабристов:  Документы / М. В. Нечкина. – М.: Наука, 1986. – 399с.

2. Антонов С. Ссыльные декабристы /С. Антонов. – Новосибирск: Книга, 1985. – 327с.

3.  Болоцких  В.  Декабристы  в  Ялоторовске:  мировоззрения   и 

деятельность / В. Болоцких. – Новосибирск:  Изд-во  Новосибирского

университета, 1989. – 299с.

4.  Белоголовый  Н. А.  Из  воспоминаний  сибиряка  о  декабристах.

Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. – 311с.

          5.  История России  с древнейших  времен  до 1861 г. / Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1996. – 599с.

6.  Корнилов  А. А.  Курс  истории  России XIX в. / А.А.Корнилов. – М.:

Высшая школа, 1993. – 446с.

7.  К 170-летию восстания декабристов // Отечественная история – 1995. - №6.

8.  М. Нечкина. Декабристы / М. Нечкина. – М.: Наука, 1975. – 125с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 


Информация о работе Декабристы в Сибири