Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:28, реферат
События войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Ликвидация крепостной зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. В 1813—1814 годах возникают сообщества гвардейских офицеров на идейной основе, так называемые «артели». Из двух артелей: «Священной» и «Семёновского полка», в начале 1816 года в Петербурге формируется Союз спасения.
Введение....................................................................................................... 3
1.Предпосылки к восстанию…………………………………..………… 4
2.Цели движения декабристов………………………………………….... 5
3.Восстание………………………………………………………………... 9
4.Арест и суд…………………………………………………………...… 10
5.Отправка в Сибирь……………………………………………………. 12
6.Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции............................................................................................................. 13
Заключение................................................................................................. 24
Список литературы.................................................................................... 26
После подавления восстания
декабристов правительство
В Сибири школы чаще всего
организовывались при монастырях, где
жило много послушников, которые
обучались чтению церковных книг,
нотному пению и иконописи, «хотя
и без всякого оттенка
Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей - далеко не все сибирские города имели школы. Поэтому сибиряки отдавали детей на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.
Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, изыскивали способы снабжения школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.
20
Декабристы продолжили и
развили прогрессивные идеи в
области просвещения М.В. Ломоносова,
Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические
взгляды декабристов были значительным
шагом вперед по сравнению с теориями
русских и зарубежных, в том
числе французских
Особое значение придавали декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения - наука Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла.
Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин - создатель школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.
При создании школы в Ялуторовске И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.
Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был награжден камилавкой и получил в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».
Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели
21
отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.
Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.
Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу разрешить открытие женской школы в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 г. об обучении девочек при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие - его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева.
1 июля 1846 г. женская школа
открылась. Вначале в ней
Женская школа, руководимая воспитанницами Якушкина - А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского - продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 г. обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.
Ялуторовская женская школа прошла тернистый путь и открыла новую страницу в истории женского образования в Сибири. Просветительство И.Д. Якушкина и его сподвижников по ялуторовской ссылке, организация ими первых народных школ в Ялуторовске изучены в большей степени, чем последствия этой деятельности; ее влияние на развитие народного образования в Западной Сибири рассмотрены недостаточно и не получили необходимой аргументированной оценки. Новые архивные находки позволяют раскрыть влияние ялуторовских школ на образование в Западной Сибири. В литературе встречаются лишь упоминания об организации декабристами первой женской школы в Тобольске.
В 1849 г. декабрист П.Н. Свистунов, при содействии и непосредственном участии И.Д. Якушкина, открыл женскую школу в Тобольске - первое в городе и второе в губернии (после Ялуторовска) женское учебное заведение. Эта школа, как и Ялуторовская, содержалась на средства общественности, учителями в школе безвозмездно работали декабристы и местные учителя гимназии. Тобольская школа обрела успех и популярность - через пять лет в ней обучались свыше ста учениц, вскоре она
22
была преобразована в Мариинскую женскую школу. Это событие получило широкий политический резонанс. Особая значимость такого события связана с тем, что оно совершилось вопреки намерениям центральных правительственных ведомств и помимо них. В 1853 г. открылась женская школа в Омске.
Вся деятельность ссыльных
декабристов в Сибири была направлена
на ускорение социально - экономического,
общественно - политического и культурного
развития края. В письмах, сочинениях,
в практической деятельности, на общественном
поприще декабристы поднимали актуальные
вопросы современной им эпохи - вопросы
развития народного образования, здравоохранения,
подъема общего уровня культуры народных
масс, продуманного освоения огромных
пространств и несметных
Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».
Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.
Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.
Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В
23
сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.
Важнейшими чертами
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя новые приемы и методы
обучения, декабристы значительно расширили
уровень общеобразовательной
Заключение
В 1856 г., после смерти Николая I, в связи с коронацией нового императора Александра II был издан манифест об амнистии декабристов и разрешении им возвратиться из Сибири. В живых декабристов оставалось только человек сорок — около ста человек уже погибли на каторге и в ссылке.
Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири. Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался на Петровском заводе: связи с европейской Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми. Возвратившись после амнистии в европейскую Россию, некоторые декабристы (например, Оболенский) приняли участие в крестьянской реформе 1861 г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря. Но были декабристы, резко отрицательно отнесшиеся к куцей крестьянской реформе, руководимой дворянами-крепостниками. В их числе был и только что упомянутый член Славянского общества И. Горбачевский. «Постепенность, переходное состояние, благоразумная медленность — все это для меня такая философия, которую я никогда не понимал,— писал он своему другу Оболенскому.— Помещикам сказать стоило бы только (крестьянам) — делайте, что хотите, слушайте, кого хотите, берите свое
24
и что вам нужно и необходимо тоже, идите, куда хотите... управляйтесь сами, как знаете». Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «Струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».
25
Литература:
1. Восстание декабристов: Документы / М. В. Нечкина. – М.: Наука, 1986. – 399с.
2. Антонов С. Ссыльные декабристы /С. Антонов. – Новосибирск: Книга, 1985. – 327с.
3. Болоцких В. Декабристы в Ялоторовске: мировоззрения и
деятельность / В. Болоцких. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского
университета, 1989. – 299с.
4. Белоголовый Н. А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах.
Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. – 311с.
5. История России с древнейших времен до 1861 г. / Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1996. – 599с.
6. Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. / А.А.Корнилов. – М.:
Высшая школа, 1993. – 446с.
7. К 170-летию восстания декабристов // Отечественная история – 1995. - №6.
8. М. Нечкина. Декабристы / М. Нечкина. – М.: Наука, 1975. – 125с.
26