Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:25, реферат
Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное с этим повышение внутричерепного давления.
1. Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.
2. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.
3. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.
4. Литература.
Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т. д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.
Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения (с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами (так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается, и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.
В резидуальном периоде — проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.
Эффективность занятий лечебной
гимнастикой может быть повышена
специальными занятиями, трудотерапией,
которая в сочетании с
Особого подхода требуют
больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую
травму с нарушением жизненно важных
функций. Сложность двигательных дефектов
при подобных травмах обусловливается
комбинированным поражением пирамидных,
экстрапирамидных и мозжечковых
систем в различных сочетаниях и
проявлениях. Комплекс восстановительно-
Так, лечение положением
предусматривает устранение мышечной
дистонии — сочетания мышечной гипертонии
с гипотонией (как следствие подкорково-
При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.
Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.
Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций — апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.
В более поздние периоды
при обучении стоянию и ходьбе
применяют комбинированные
Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.
Многообразие двигательных
дефектов при черепно-мозговой травме
не позволяет привести конкретных комплексов
ЛФК при каждой форме, поэтому
специалисту следует
Таким образом, можно дополнить,
что система лечебно-
Всё вышеупомянутое нам демонстрирует табл.1.
Период |
Характер упражнений |
Ранний (2 – 5 сут.) |
Специальные дыхательные упражнения (пассивные, полупассивные) Лечение положением |
Промежуточный (от 5 до 30 сут.) |
Активная дыхательная гимнастика Лечение положением Общий массаж Лечебная гимнастика общеукрепляющего характера Специальная лечебная гимнастика |
Поздний (от 1 до 4 мес.) |
Ортостатическая гимнастика Общий и специальный массаж Общеукрепляющая гимнастика Специальная гимнастика Обучение стоянию и ходьбе Восстановление бытовых и трудовых навыков |
Резидуальный (до 2 лет) |
Общеукрепляющая и специальная гимнастика Восстановление или Трудотерапия Социальная ориентация (подготовка к прежней или другой профессии) |
Литература
Информация о работе Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме