Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:11, реферат
Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность - очень сложное и многоаспектное явление. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели.
Введение
Характеристика действий
Основные виды движений
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Медицинский Университет
Кафедра Нормальной физиологии
СРС
На тему: «Физиология движений»
Выполнила: студентка специальности «Стоматология» группы 204 Балтабекова Б.К.
Проверила: доцент, к.б.н. Евневич А.М.
Караганда 2013
Содержание
Введение
Характеристика действий
Основные виды движений
Заключение
Список литературы
Введение
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается.
Без активности,
выражающейся в деятельности, невозможно
раскрытие богатства духовной жизни
человека: глубины ума и чувств,
силы воображения и воли, способностей
и черт характера. Деятельность - очень
сложное и многоаспектное явление.
В основе деятельности лежит система
движений и предметных действий, интегрированная
в единый комплекс, необходимый для
труда в любой области
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Движения человека - это осуществления действия, направленного на разрешение определенной задачи. Характер или содержание задачи определяет движение. Наша задача в данной работе выделить основные характеристики действия и движения, подробно рассмотреть их виды, структуру, а также способы осуществления действий и движений.
Характеристика действий
Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность.
Виды действия. Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.
Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.
Инстинктивные действия в собственном смысле слова (не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля), наблюдаются лишь в раннем детстве (например, сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) -- с волевыми и импульсивными.
По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые.
Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.
В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие -- это аффективная разрядка. Оно связно с аффективным переживанием. Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном в импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.
Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.
Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (психические, умственные). В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1).
Рис.1 Компоненты действия и их функции
К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия.
Сенсорные действия -- это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия -- это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.
Исследования советских психологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Действие - основная единица анализа деятельности и имеет подобную деятельности структуру: цель -- мотив, способ -- результат. Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это сознательный образ желаемого результата. Можно сказать, что действие - это пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. Мотивы порождают действия. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву - смысл действия; форма переживания смысла действия - осознание его цели. Действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.
По способу
функционирования действия могут быть
произвольными и
Выделяют следующие составные части действия:
· принятие решения
· реализация
· контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Таким образом, всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Способы выполнения действия. Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется.
Операция - это
конкретный способ осуществления действия.
Сколько есть различных способов
выполнения действия, столько можно
выделить различных операций. Характер
операции зависит от условий выполнения
действия, от имеющихся у человека
умений и навыков, от наличных инструментов
и средств осуществления
Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель. Способы различения действий и операций - осознаваемость и использование объективных поведенческих и физиологических индикаторов.
В зависимости от степени осознанности выделяют такие способы действия, как навыки и умения.
Навык - действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.
Очень существенное
значение для правильного понимания
и рациональной организации выработки
навыков имеет вопрос об их взаимодействии.
Он включает два вопроса - об интерференции
и переносе. Интерференция - это тормозящее
взаимодействие навыков, при котором
уже сложившиеся навыки затрудняют
образование новых навыков, либо
снижают их эффективность. Перенос
- распространение и
Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения -- возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат.