Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:09, реферат
Гигиена зрения – это простые правила, которые необходимо соблюдать для сохранения и поддержания хорошего зрения. Регулярное соблюдение правил гигиены зрения позволит значительно снизить риск появления заболеваний глаз.
Общие принципы гигиены зрения.
Каждый человек обязан беречь глаза. Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам.
Введение – 3
Основная часть:
Косоглазие - 6
Нарушение функции цветоощущения - 7
Гигиенические требования к просмотру диафильмов и телепередач - 8
Освещение - 8
Медицинский контроль зрения у детей - 11
Заключение - 14
Список используемых источников - 15
План:
Введение – 3
Основная часть:
Заключение - 14
Список используемых
источников - 15
Введение.
Гигиена зрения – это простые правила, которые необходимо соблюдать для сохранения и поддержания хорошего зрения. Регулярное соблюдение правил гигиены зрения позволит значительно снизить риск появления заболеваний глаз.
Общие принципы гигиены зрения.
Каждый человек обязан беречь глаза. Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам.
Во-первых, крайне важно, что в процессе чтения свет был правильным. Это убережет глаза от перенапряжения.
Источник света при чтении должен располагаться сверху и позади читающего таким образом, чтобы свет падал из-за плеча. Запрещается читать, если свет исходит в лицо.
Освещение помещения, где человек читает, должно быть довольно ярким. В сумраке читать нельзя, так как от этого портится зрение. Рабочий стол должен располагаться таким образом, чтобы окно или другой источник света находились слева.
Искусственный источник света, например, настольная лампа, обязательно должна быть прикрыта плафоном, так как прямые световые лучи в противном случае будут резать глаза. При чтении с включенной настольной лампой основное освещение также лучше оставлять – это создаст плавный переход от менее интенсивного света к более интенсивному.
Слишком интенсивный свет слепит глаза, становится причиной перенапряжения зрения, в результате чего глаза быстро устают. Кроме того, вредно читать, к примеру, в едущем автомобиле, так как текст в результате тряски находится на разном расстоянии от глаз.
В гигиене зрения очень
важно соблюдать правильное расстояние
между глазами и текстом, которое
должно быть не менее тридцати сантиметров.
При рассмотрении чего-либо с близкой
дистанции глазные мышцы
Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у тех людей, кто постоянно работает за монитором.
Для профилактики близорукости необходимо подвергать себя воздействию ультрафиолетовых лучей. В случае нехватки ультрафиолетовых лучей происходит нарушение обмена в организме фосфора и кальция. По этой причине сокращается приспосабливающая способность глаз. Под воздействием лучей солнца витамин D, находящийся в клетках кожного покрова, становится активным и нормализует правильное всасывание соединений фосфора и кальция в организме.
Огромную роль в гигиене зрения играет сбалансированное питание, которое должно включать в себя необходимое количество витаминов, в частности «глазных» витаминов A и D. Витамин Д включается в состав таких продуктов как говяжья печень и морская сельдь, яичный желток и натуральное сливочное масло.
Витами A крайне важен для зрения, так как отвечает за способность глаз видеть в сумерках. При дефиците этого витамина расстраивается острота зрения, кожа утрачивает тонус, становится уязвимой для воспалительных процессов. Витамин A в изобилии содержится в печени трески, сливках и куриных яйцах. Существует и такое вещество, как провитамин A, называемый каротином. Каротин необходим в организме человека для синтеза витамина А. Каротина много в моркови и болгарском перце, шиповнике и луке, абрикосах и листовом салате.
Основная часть.
В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.
Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием здоровья в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки—желтом пятне.
Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.
При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно снижение зрения. Окружающие отдаленные и особенно близкие предметы могут быть расплывчатыми, неконтрастными.
Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так у 95% новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза ребенка и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки.
Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.
В возникновении близорукости немалое значение имеет усиленное напряжение органа зрения во время рассматривания картинок, вышивания и других занятий. Это напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с которыми дети имеют дело. В возникновении близорукости имеют определенное значение также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе), наследственные факторы.
Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 — средней и свыше 6 — высокой.
Близорукость может резко
изменить поведение и даже характер ребенка.
Он становится рассеянным, быстро утомляется,
близко подносит предметы к глазам, прищуривается,
ходит с низко опущенной головой, начинает
горбиться. Кроме того, у ребенка могут
появиться жалобы на боль в глазах, головные
боли, на то, что предметы перед глазами
расплываются, двоятся. Некоторые дети
при сосредоточенном рассматривании предметов,
утомлении начинают косить. Ребенка с
указанными симптомами надо направить
к врачу-офтальмологу (глазному).
Детей с плохим зрением во время занятий
обычно сажают ближе к источнику света
и к столу воспитателя. Воспитатель следит
за тем, чтобы дети, которым выписаны очки,
обязательно пользовались ими. Очки должны
быть правильно подобраны к глазам ребенка
(центры стекол должны точно совпадать
с центром глаз, а дужки очков — удобно
и плотно держаться за ушами). При постоянном
перекашивании, сползании очков они могут
оказаться бесполезными и даже вредными,
а потому эти дефекты нужно быстро исправлять
у оптика. Если соблюдаются гигиенические
требования к органу зрения, близорукость
может не прогрессировать в течение многих
лет.
Детей 6—7 лет, у которых имеется даже маленькая
близорукость, нельзя отдавать в специальные
школы; недопустимо, чтобы они совмещали
занятия в школе с занятиями музыкой. Следует
ограничивать их зрительные нагрузки,
больше уделять внимания физическому
развитию, закаливанию, играм на свежем
воздухе.
Косоглазие
Косоглазие возникает при неправильном
от рождения или нарушенном в течение
жизни строении оптической системы одного
или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость),
а также при нарушении согласованного
движения обоих глазных яблок, осуществляющегося
глазодвигательными мышцами. При этом
совместное (бинокулярное) зрение страдает,
предметы перед глазами начинают расплываться,
двоиться, ребенок не видит их четкого
изображения. Стремясь найти для глаз
такое положение, при котором бы предметы
были видны четко, ясно, больной начинает
косить.
Сначала такое косоглазие
бывает заметным только при утомлении,
раздражении или
Обычно косоглазие появляется рано, на втором и третьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости),
постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый,то левый.
В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу больной, независимо от своей воли и сознания, всю зрительную нагрузку переносит на здоровый глаз, при этом больной глаз постепенно атрофируется.
Лечение косоглазия начинается, с назначения ребенку даже в возрасте 1—2 лет очков. Для правильного подбора очков детям в течение 10 дней в оба глаза вводят лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. В течение этого времени и двух недель после введения лекарства ребенок плохо видит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, вышивать, играть в игры, связанные с рассмотрением мелких предметов.
Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном.
Чтобы избежать косоглазия и недопустить атрофирования здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная работа осуществляется больным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зрения в нем, как правило, постепенно восстанавливается.
Нарушение функции цветоощущения
Способность здоровых детей различать цвета во многом зависит от того, какое внимание будут уделять этому вопросу взрослые.
Цветное зрение развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек — фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Считают, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Поэтому для развития цветного зрения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в эти цвета, использовать также предметы, окрашенные в голубой, синий и фиолетовый цвета. Гирлянды шариков в детской коляске следует развешивать на расстоянии 30—50 см от глаз ребенка. Причем в центре помещать оранжевые и зеленые, а на периферии — красные, желтые, голубые, синие и фиолетовые шары. Обычно при правильном развитии и воспитании детей к третьему году ребенок хорошо разбирается в трех основных цветах и может при надлежащем упражнении осваивать и другие. Однако, если у него имеется отклонение в функции цветоощущения, он можт на занятиях рисованием или в игре с кубиками путать цвета. Неосведомленные работники детских учреждений ошибки детей принимают за невнимание, а иногда и за обдуманную шалость, делают им замечания, наказывают, снижают оценки за работу. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденного дефекта зрения.
Нарушение функции цветоощущения
у девочек встречается
В зависимости от места
и степени поражения нервного
аппарата, воспринимающего цвета, симптомы
заболевания могут быть различны.
Слепые на красный цвет обычно путают
светло-красный с темно-
Цветовое зрение у ребенка
можно развить, давая ему игрушки
разного цвета, и особенно различной
их яркости (насыщенности). Так как
нарушение функции
Гигиенические требования к просмотру диафильмов и телевизионных передач
На состояние зрения оказывает
влияние просмотр диафильмов и телевизионных
передач. Для охраны зрения у детей
в дошкольных учреждениях необходимо
выполнять гигиенические
Диапозитивные фильмы должны по содержанию соответствовать возрасту детей. Количество кадров в фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25—30, средних — 35—40 и старших — 45—50. Детям 3—5 лет можно показать один-два диапозитивных фильма в течение 12—15 мин, старшим (6— 7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 мин.
Экраны для показа диафильмов должны быть белыми (можно использовать белое полотно или ватманскую бумагу). Лучше всего иметь специальный экран ЭПП-1 или ЭПП-2 с коэффициентом отражения, равным 0,8. Центр экрана располагается на уровне глаз дошкольников, сидящих на стульях (1—1,2 м от пола). Так как яркость освещения экрана зависит от срока службы лампы в фильмоскопе, то надо следить, чтобы этот срок не превышал 20—30 ч, т. е. 40—50 сеансов.
Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний — не более 4 м от экрана.