В социальном и эмоциональном отношении
созревание подростков заключает в себе
новые пути оценки мира и своего отношения
к нему. Они могут придумывать идеальные
семьи, религии, философские системы, общественные
устройства, а потом сравнивать и сопоставлять
задуманное с весьма несовершенными личностями
и организациями, знания о которых они
почерпнули из собственного ограниченного
опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка
в поисках вдохновляющего единства идеалов
становится умом идеологическим».
В
отечественной психологии впервые научную
возрастную периодизацию детства на основе
анализа существенных особенностей самого
детского развития создал Л.С.Выготский.
Его ученики и последователи развили основные
идеи, заложенные Выготским в периодизацию
развития (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович
и др.).
Разрабатывая периодизацию возрастного
развития, Л.С.Выготский опирался на понимание
конкретно-исторической природы детства
вообще и его отдельных периодов в частности.
Он считал, что в любом обществе продолжительность
детства, его периодизация и тем более
его содержание в каждом
возрастном периоде определяются требованиями
общества к детству, т.е. конкретно-исторической
ситуацией развития ребенка.
К началу каждого возрастного периода
складывается своеобразное, специфическое
для данного возраста единственное и неповторимое
отношение между ребенком и средой, которое
Л.С.Выготский назвал «социальной ситуацией
развития в данном возрасте».
2. Показатели физического и психического
развития.
1.Младенчество
(от рождения до 1 года).
Ведущей деятельностью является
непосредственное эмоциональное
общение. Внутри и на фоне
его формируются ориентировочные
действия, ощущения и восприятия.
Активное функционирование зрительного
и слухового анализаторов является
важным моментом в психическом
развитии ребенка. На основе
зрительного и слухового сосредоточения
происходит упорядочение двигательной
активности ребенка и формирование
реакции. Новообразованием этого
возраста является формирование
потребности в общении с другими
людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.
Наибольший интерес в этом
возрасте представляет начальная
фаза развития высшей нервной
деятельности. Новорождённый имеет
3 безусловных рефлекса - пищевой (сосательные
движения), оборонительный (крик в ответ
на неблагоприятные раздражения, мигание)
и ориентировочный (поворот головы в сторону
света и т. п.). На этой базе постепенно
формируются более или менее сложные условные
рефлексы. В первые дни отмечаются неупорядоченные
спонтанные движения рук и ног, нескоординированные
движения глаз, крики без слёз, отсутствие
улыбки, диффузные ответные реакции (движение
всем телом, одновременное сгибание ног).
В конце 1-го месяца жизни, на 2-м и 3-м месяце
движения глаз становятся координированными,
появляется фиксированное следование
глаз за движущимися предметами, поворачивание
головы в сторону звука, зачатки внимания
к окружающему, улыбка, плач со слезами.
На 4-м месяце формируются намеренные движения
(хватание), ребёнок начинает сидеть, переходить
из лежачего в сидячее положение, появляется
узнавание лиц и простейших предметов.
На 7 - 8-м месяце спонтанные движения постепенно
исчезают, ребёнок начинает стоять, держась
за опору, воспринимать, понимать и запоминать
слова. К концу 1-го года ребёнок овладевает
свободной ходьбой, произносит первые
осмысленные слова. По данным Н. И. Касаткина,
образование условных рефлексов с разных
рецепторов протекает неодновременно:
сначала, в конце 1-го и на 2-м месяце, образуются
условные рефлексы на вестибулярные (изменение
положения тела) и слуховые раздражители,
затем на запахи и вкусовые раздражители
и лишь потом, в конце 2-го, в начале 3-го
месяца, на зрительные, тактильные и проприоцептивные
раздражители. Нет ещё должного соответствия
между рецепторной и эффекторной частями
рефлекса: восприятие, как правило, значительно
богаче скудных и однообразных ответных
движений, что, по-видимому, объясняется
ещё недостаточным развитием двигательного
участка коры, а также медленным развитием
дифференцировок. Из всех видов чувствительности
наиболее развита в этом возрасте кожная,
на базе которой образуется наибольшее
количество рефлексов.
2.Ранний
возраст (от 1 года до 3 лет).
К концу 2-го года жизни
у ребёнка прорезываются все
молочные зубы и соответственно
изменяются процессы пищеварения,
происходит более энергичный
рост тела, развитие внутренних
органов и двигательного аппарата.
Ребёнок бегает, сохраняя устойчивое
положение, танцует, но его
движения при этом всё ещё
сохраняют какой-то штампованный,
однообразный характер. Условные
рефлексы образуются быстро, но
отличаются большой неустойчивостью
и непрочностью, сохраняя эту
особенность вплоть до 5-летнего
возраста. Развитие рецепторной
стороны речи в этом возрасте заметно
опережает развитие её активной стороны:
ребёнок свободно понимает обращённые
к нему слова, но ещё неправильно их произносит.
Развитие речи в этом возрасте накладывает
свой отпечаток на условно-рефлекторные
процессы: вновь образующиеся условные
рефлексы всегда "озвучиваются речью"
.В течение 2 - 3-го года жизни интенсивно
увеличивается запас слов ребёнка. На
3-м году жизни он, как правило, овладевает
грамматическим строем языка, умеет правильно
употреблять падежные и глагольные формы.
Овладение речью в этом возрасте кладёт
начало длительному развитию интегрирующей
функции коры. Слова уже в начальный период
овладения ими являются в большей или
меньшей степени обобщающими раздражителями,
т. е. становятся второсигнальными раздражителями
.Из-за частого употребления в различных
условиях эти второсигнальные раздражители
очень быстро превращаются в своеобразные
"слова-интегранты", обозначая не
отдельные предметы, а их классы.Появление
таких слов вносит значительные изменения
в процессы высшей нервной деятельности:
возникают и постепенно приобретают главенствующее
значение рефлексы на обобщённые второсигнальные
раздражители, на восприятие отношений
между предметами и т. д. Однако достаточное
развитие эти рефлексы получают лишь в
последующие возрастные периоды.
3.Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Движущими силами развития
психики дошкольника являются
противоречия, которые возникают
в связи с развитием целого
ряда потребностей ребенка. Важнейшие
из них: потребность в общении,
с помощью которого усваивается
социальный опыт; потребность во
внешних впечатлениях, в результате
чего происходит развитие познавательных
способностей, а также потребность в движениях,
приводящих к овладению целой системой
разнообразных навыков и умений.
Этот возраст в известном
отношении является переломным:
почти все органы тела к
7 годам приобретают свойственную
им структуру и в дальнейшем
их развитие выражается лишь
в их росте и усовершенствовании
взаимосвязей друг с другом. В
нервной ткани заканчивается
образование дендритов нервных
клеток, в связи с чем улучшаются процессы
взаимосвязи между различными отделами
мозга. Снижается свойственная предыдущему
возрасту лёгкая возбудимость нервных
центров и усиливаются тормозные процессы.
Улучшается работа двигательного участка
коры - движения ребёнка дошкольного возраста
более координированы и более сложны и
разнообразны по сравнению с движениями
ребёнка раннего возраста. К 6 - 7 годам
ребёнок овладевает основными видами
локомоций - ходьбой, бегом, прыганием,
лазанием, метанием. В процессе упражнения
его движения освобождаются от излишних
и мешающих элементов (нескоординированные
движения рук при беге, боковые качания
тела), он оказывается способным овладеть
такими сложными видами передвижения,
как ходьба на лыжах, катание на коньках,
фигурное катание и т. д. Вместе с тем улучшается
способность к выполнению очень тонких,
требующих точной координации движений
- держание карандаша и ручки при письме
или рисовании, завязывание узла и т. д.,
выполняемых мелкими мышцами рук. Дошкольник
отличается от взрослого поразительной
подвижностью, огромной массой выполняемых
в течение дня движений без явных признаков
утомления. В известной степени это объясняется
тем, что ребёнок этого возраста затрачивает
на свои движения значительно меньше энергии
из основного обмена, чем взрослый человек
(15% против 25% у взрослого). Однако это не
должно приводить к снижению внимания
воспитателя к вопросам переутомления
дошкольника. У детей 6 - 7 лет наблюдается
известное несоответствие в развитии
сердца и кровеносных сосудов: в своём
росте сердце отстаёт от роста сосудов
и поэтому хуже справляется с работой,
чем в предшествующий и последующий возрасты.
В то же время сердце дошкольника отличается
лёгкой возбудимостью, т. к. увеличение
размеров сердечной мышцы в этом возрасте
отстаёт от быстрого развития процессов
её иннервации; это создаёт условия, при
которых сильное возбуждение сердечной
мышцы легко может привести к её истощению.
Всё это ставит перед воспитателями задачу
самого внимательного отношения к вопросам
физической нагрузки на организм ребёнка
дошкольного возраста. Продолжает совершенствоваться
деятельность коры головного мозга: процессы
генерализации и иррадиации всё более
и более теряют свой диффузный характер;
начинают развиваться и совершенствоваться
процессы элективного обобщения и элективной
иррадиации . Поэтому вместо того, чтобы
реагировать на внешние раздражения диффузно,
всем телом, ребёнок научается отвечать
точными движениями руки. Увеличивается
лабильность нервно-мышечной системы:
мышцы и нервы быстрее переходят от покоя
к рабочему состоянию и наоборот. Совершенствуется
вторая сигнальная система. В связи с первыми,
пока ещё элементарными занятиями по овладению
грамотой в коре головного мозга начинают
формироваться физиологические механизмы
чтения и письма. В 5 - 6-летнем возрасте
начинает складываться более или менее
определённо тип высшей нервной деятельности.
4.Младший школьный возраст (от
7 до 11 - 12 лет).
Развитие психики детей этого
возраста осуществляется главным
образом на основе ведущей
деятельности - учения. Учение для
младшего школьника выступает
как важная общественная деятельность,
которая носит коммуникативный
характер. В процессе учебной
деятельности младший школьник
не только усваивает знания, умения
и навыки, но и учится ставить
перед собой учебные задачи (цели),
находить способы усвоения и
применения знаний, контролировать
и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного
возраста являются произвольность психических
явлений, внутренний план действий, рефлексия.
В этот период ежегодная
прибавка в росте составляет
в среднем 5 см, вес же увеличивается
на 2 - 2,5 кг, а за весь период
в среднем на 18 кг. Заметно увеличивается
окружность грудной клетки (до 64
см) и меняется к лучшему её
форма, становится более приспособленной
к выполнению своей функции.
Т. о., функция дыхания представляется
потенциально улучшенной, однако ввиду
слабости дыхательных мышц остаётся всё
ещё несовершенной: дыхание младшего школьника
относительно учащённо и поверхностно,
в выдыхаемом воздухе только 2% углекислоты
против 4% у взрослого человека. Масса сердца
в отношении веса всего тела приближается
к нормам взрослого: 4 г на 1 кг веса всего
тела. Однако пульс остаётся учащённым
- до 84 - 90 ударов в минуту против 70 - 72 у
взрослого; поэтому снабжение всех тканей
организма кровью почти в 2 раза больше,
чем у взрослого (за счёт убыстрённого
кругооборота крови). Сердце лучше справляется
с этой работой (по сравнению с предыдущими
и последующими возрастами), т. к. просвет
артерий в младшем школьном возрасте относительно
более широк. Вместе с тем сердце продолжает
оставаться легко возбудимым, в его работе
нередко наблюдается аритмия под влиянием
различных, иногда даже незначительных,
внешних влияний. Кровь содержит меньшее
(по сравнению со взрослыми) количество
гемоглобина (от 70 до 74% против 80% у взрослого).
Мышцы у детей этого возраста ещё слабы,
особенно мышцы спины, и не способны длительно
поддерживать тело в правильном положении,
что может привести к плохой осанке. Правда,
мышечная система у учащегося начальной
школы способна к интенсивному развитию,
что находит своё выражение в увеличении
как объёма мышц, так и мышечной силы, но
её развитие происходит не само по себе,
а в связи с достаточным количеством движения
и мышечной работы. Кости скелета, особенно
позвоночника, также отличаются слабостью
и большой податливостью внешним воздействиям.
Поэтому у младших школьников нередко
наблюдается искривление позвоночника,
что в свою очередь приводит к задержке
развития грудной клетки, к стойким нарушениям
работы сердца и лёгких, к уменьшению жизненной
ёмкости последних. Всё это указывает
на то, что организм младшего школьника
ещё не приспособлен к условиям статического
положения при учебных занятиях в школе.
Поэтому для младших школьников так важны
и необходимы повседневные систематические
физические упражнения. В младшем школьном
возрасте (к 8 - 9 годам) заканчивается анатомическое
формирование структуры головного мозга.
Однако в функциональном отношении Мозг
ещё слабо развит. Его развитие совершается
под влиянием и в связи с учебными занятиями
в школе, которые требуют длительного
напряжения внимания, сосредоточенной
умственной работы, заучивания и удерживания
в памяти учебного материала, подчинения
всей работы и поведения установленному
в школе режиму и правилам дисциплины.
В связи с этим происходит усиление процессов
возбуждения и торможения, улучшаются
процессы дифференцировки; постепенно
ещё более возрастает роль второй сигнальной
системы, хотя первая сигнальная система
на протяжении всего возраста сохраняет
свое весьма важное значение, что требует
правильного применения наглядных методов
обучения.
5.Подростковый возраст (от 11 - 12 до 14 -
15 лет).
Характерными новообразованиями
подросткового возраста есть
стремление к самообразованию
и самовоспитанию, полная определенность
склонностей и профессиональных
интересов.
Этот возраст совпадает по
времени со вторым периодом
вытяжения, отличительной особенностью
которого является рост тела
в длину за счёт роста конечностей.
Развитие скелета совершается
неравномерно, и установившиеся
в предыдущем возрасте пропорции
тела изменяются: в то время как
кости позвоночника и конечностей растут
быстрыми темпами, наблюдается отставание
в росте грудной клетки, которая становится
очень узкой. По своему общему виду подросток
делается худощавым. Наблюдается диспропорция
в развитии мышц и костей: в своём развитии
мышцы не поспевают за ростом костей и
лишь вытягиваются вследствие своей эластичности;
это приводит к ухудшению координации
движений, которые у подростка становятся
неловкими, угловатыми; часто подростки
не знают "куда деть руки". Вместе
с тем в этот период увеличивается мышечная
сила, которая, однако, ещё не сопровождается
развитием мышечной выносливости; это
расхождение нередко является причиной
мышечного перенапряжения, т. к. подростки,
испытывая прилив сил, часто берутся за
мышечную работу, которая по своей интенсивности
и длительности намного превосходит их
возможности. Усиленный рост костей позвоночника,
таза, конечностей может сопровождаться
нарушением их структуры и искривлением
в результате тяжёлой мышечной работы,
связанной с чрезмерными мышечными напряжениями.
Всё это заставляет очень внимательно
относиться к постановке физического
воспитания подростков, подбирать и дозировать
упражнения в соответствии с указанными
особенностями их возраста. Это требование
диктуется также и особенностями сердечнососудистой
системы подростка: по своим темпам рост
сердца перегоняет в этом возрасте рост
всего тела; в то время как масса сердца
подростка увеличивается более чем в 2
раза, вес тела - лишь в 1,5 раза. Увеличение
мощности сердца превосходит те возможности
для его работы, которые предоставляются
всё ещё относительно небольшими просветами
артерий, в результате чего при мышечной
работе значительно повышается кровяное
давление. Подросткам противопоказаны
чрезмерные силовые упражнения, требующие
резких сильных движений, а также соревнования
в скоростном беге. Наиболее пригодны
для данного возраста физические упражнения
средней интенсивности при относительно
длительной мышечной работе. Хотя развитие
анатомической структуры головного мозга
к этому возрасту завершено, продолжается
интенсивное функциональное развитие
центральной нервной системы, особенно
коры головного мозга. Увеличивается количество
и сложность ассоциативных путей между
различными отделами коры, получают дальнейшее
развитие физиологические механизмы речи,
чтения и письма, в условно-рефлекторных
процессах возрастает роль второй сигнальной
системы. Однако специфические для подростка
особенности эндокринной деятельности
накладывают свой отпечаток на работу
мозга: отмечается повышенная возбудимость,
неуравновешенность нервных процессов,
быстрая утомляемость нервных клеток
и вследствие этого резкая, кажущаяся
немотивированной, смена настроений и
поведения подростка. Всё это в немалой
мере объясняется совершающимся в этом
возрасте процессом полового созревания,
который у девочек начинается с 11 - 12, а
у мальчиков несколько позже, с 12 - 13 лет,
и заканчивается у девочек в среднем к
15, а у мальчиков - к 16 - 17 годам. В эти годы
девочки обгоняют в физическом развитии
мальчиков: в 11 - 15 лет они и по росту и по
весовым показателям превосходят мальчиков,
хотя в предыдущем возрасте преимущество
в этом отношении было у мальчиков. Но
начиная с 15 лет мальчики вновь обгоняют
девочек в физическом развитии и сохраняют
это преимущество на протяжении последующих
лет.
Половое созревание вносит
резкие изменения в жизнедеятельность
организма. Половые железы являются
железами смешанного типа, выполняя
двоякую функцию, относящуюся
и к внутренней и к внешней
секреции: 1) в созревшем состоянии
они вырабатывают половые клетки;
2) выделяют внутрь организма половые
гормоны, оказывающие очень сильное
и разнообразное влияние на
деятельность внутренних органов.
Обе эти функции половых желёз
активизируются неодновременно: эндокринная
деятельность намного опережает
выработку половых клеток. В результате,
задолго до половой зрелости
у подростков появляются вторичные
половые признаки - изменение общих
форм тела (напр., увеличение грудных желёз,
интенсивное отложение жира в подкожной
клетчатке, быстрый рост тазовых костей
у девочек, ломка голоса и появление растительности
на лице у мальчиков и т. д.). Одновременно
у подростков появляются половые влечения,
возникает интерес к сексуальным вопросам.
При этом поскольку половые влечения и
возбуждения наступают ранее полового
созревания, резко нарушается внутреннее
равновесие организма, что получает своё
отражение и в поведении подростка. В этом,
переходном, периоде дети нуждаются в
особо внимательном педагогическом руководстве,
в переключении их бурно растущей энергии
в сторону здоровых проявлений - серьёзных
интеллектуальных интересов, занятий
искусством, активного участия в общественной
жизни и в производительном труде и т.
д. При отсутствии такого педагогического
влияния и руководства половые влечения
у подростков могут принять вредные для
их здоровья и психики формы (онанизм).
К концу этого возрастного периода гормоны
половых желёз угнетают деятельность
гипофиза и зобной железы, ранее стимулировавших
рост организма.
6.Юношеский
(старший школьный) возраст (от 14
- 15 до 17 - 18 лет).
В юношеском возрасте происходит
интенсивное физиологическое и
психическое развития. Особое значение
в юношеском возрасте приобретает
моральное воспитание, основные
виды деятельности - учение и посильный
труд, увеличивается диапазон социальных
ролей и обязательств.Психическое
развитие личности в юношеском возрасте
тесно связано с обучением, трудовой деятельностью
и усложнением общения со взрослыми. В
связи с началом трудовой деятельности
отношения между личностью и обществом
значительно углубляются, что приводит
к наиболее четкому пониманию своего места
в жизни
Начало этого возраста совпадает
с окончанием процесса полового
созревания (пубертатный возраст). В
этом возрасте темпы роста
тела в длину замедляются, зато
увеличивается прирост в весе,
в силу чего в конце периода
по пропорциям тела и внешнему
виду старшеклассники приближаются
постепенно к взрослым. В этом
возрасте всё ещё продолжается
окостенение скелета (оно заканчивается
к 24 - 25 годам), но мышцы достигают
уже 43 - 44% веса тела, отмечается
большой рост мышечной силы
и выносливости, снова улучшается
координация движений. Старшеклассникам
доступны все виды силовых
упражнений и упражнений на
выносливость, они без вреда для
себя могут участвовать в соревнованиях
по скоростным видам спорта. Приходит
в норму соотношение массы
сердца и кровеносных сосудов,
частота пульса и высота кровяного
давления вплотную приближаются
к нормам взрослых, работа сердца
становится более устойчивой. Завершается
развитие центральной нервной
системы, достигает высокого совершенства
вторая сигнальная система.