Методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”.

Содержание работы

Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Опорный план
Распределительный метод оптимального плана
Решение транспортной задачи методом потенциалов
Всякий потенциальный план является оптимальным
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

адание.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

адание

Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.

Задания:

1.  Рассмотреть понятие транспортной задачи, ее типы.

2.  Рассмотреть различные методы решения транспортной задачи.

3.  Построить первый опорный план данной транспортной задачи двумя различными методами.

4.  Найти оптимальный план перевозок данной задачи методом потенциалов.

5.  Решить данную задачу с использованием MS Excel (привести описание решения).

6.  Составьте компьютерную программу по решению задач данного типа (привести описание программы, приложить программу в электронном виде).

Вариант 4.1.

На четырех складах  фирмы находится 70, 30, 40 и 60 холодильников  соответственно, которые следует  доставить в четыре магазина фирмы  в количестве 50, 70, 40 и 40 холодильников  в каждый из магазинов. Стоимости  перевозки одного холодильника с  первого склада в каждый из магазинов  составляют 6, 4, 9 и 7 денежных единиц соответственно, со второго склада - 7, 2, 5 и 6 денежных единиц, с третьего склада - 2, 6, 3 и 3 денежных единиц, с четвертого склада - 3, 3, 6 и 5 денежных единиц соответственно. Определить план перевозок холодильников со складов в магазины, при котором  общие затраты на перевозку были бы наименьшими.

 

Оглавление 

 

Задание

Введение

Транспортная задача

Математическая модель

Опорный план

Распределительный метод  оптимального плана

Решение транспортной задачи методом потенциалов

Всякий потенциальный  план является оптимальным

Заключение

Список используемой литературы  

 

 
Введение

Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая  ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь  была бы менее интересной, если бы это  было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем  у противника. Чтобы достичь наибольшего  эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу  действий. Раньше план в таких случаях  составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по  науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь  и в аналогичных терминах (“линейное  программирование, динамическое программирование”  и т.п.) обязано отчасти историческому  недоразумению, отчасти неточному  переводу с английского. По-русски лучше  было бы употребить слово “планирование”. С программированием для ЭВМ  математическое программирование имеет  лишь то общее, что большинство возникающих  на практике задач математического  программирования слишком громоздки  для ручного счета, решить их можно  только с помощью ЭВМ, предварительно составив программу. Временем рождения линейного программирования принято  считать 1939 г., когда была напечатана брошюра Леонида Витальевича  Канторовича “Математические методы организации и планирования производства”.

Под названием “транспортная  задача” объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам  линейного программирования и могут  быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений  транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны  специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют  найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное  решение.

Целью транспортной задачи является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель транспортной деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

1.  нужный товар;

2.  необходимого качества;

3.  в необходимом количестве доставлен;

4.  в нужное время;

5.  в нужное место;

6.  с минимальными затратами.

Объектом изучения являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

В данной курсовой работе будут  рассмотрены понятие транспортной задачи, ее типы, различные методы решения. Решена задача по заданию 4.1 с помощью MS Excel и приложена компьютерная программа по решению задачи данного типа.

 
Транспортная задача

Линейные транспортные задачи составляют особый класс задач линейного  программирования. Задача заключается  в отыскании такого плана перевозок  продукции с mскладов в пункт назначения n который, потребовал бы минимальных затрат. Если потребитель j получает единицу продукции (по прямой дороге) со склада i, то возникают издержки Сij. Предполагается, что транспортные расходы пропорциональны перевозимому количеству продукции, т.е. перевозка k единиц продукции вызывает расходы k С i j.

Далее, 

 

где aесть количество продукции, находящееся на складе i , и b- потребность потребителя j.

Замечание.

1. Если сумма запасов  в пунктах отправления превышает  сумму поданных заявок  то количество продукции, равное   остается на складах. В этом случае мы введем "фиктивного" потребителя n +1 с потребностью   и положим транспортные расходы pi,n +1 равными 0 для всех i.

2. Если сумма поданных  заявок превышает наличные запасы   то потребность не может быть покрыта. Эту задачу можно свести к обычной транспортной задаче с правильным балансом, если ввести фиктивный пункт отправления m + 1 с запасом   и стоимость перевозок из фиктивного пункта отправления во все пункты назначения принять равным нулю. 

 

Математическая модель 

 

где xij количество продукции, поставляемое со склада i потребителю j, а С i jиздержки (стоимость перевозок со склада i потребителю j). 

 

Опорный план

Решение транспортной задачи начинается с нахождения опорного плана. Для этого существуют различные  способы. Например, способ северо-западного  угла, способ минимальной стоимости  по строке, способ минимальной стоимости  по столбцу и способ минимальной  стоимости таблицы. Рассмотрим простейший, так называемый способ северо-западного  угла. Пояснить его проще всего  будет на конкретном примере:

Условия транспортной задачи заданы транспортной таблицей.

 

Таблица № 1

ПН

ПО

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы

аi

А1

10

8

5

6

9

48

А2

6

7

8

6

5

30

А3

8

7

10

8

7

27

А4

7

5

4

6

8

20

Заявки

bj

18

27

42

12

26

125


Будем заполнять таблицу  перевозками постепенно начиная  с левой верхней ячейки ("северо-западного  угла" таблицы). Будем рассуждать при этом следующим образом. ПунктВподал заявку на 18 единиц груза. Удовлетворим эту заявку за счёт запаса 48, имеющегося в пункте А1, и запишем перевозку 18 в клетке (1,1). После этого заявка пункта Вудовлетворена, а в пункте Аосталось ещё 30 единиц груза. Удовлетворим за счёт них заявку пункта В(27 единиц), запишем 27 в клетке (1,2); оставшиеся 3 единицы пункта Аназначим пункту В3. В составе заявки пункта Востались неудовлетворёнными 39 единиц. Из них 30 покроем за счёт пункта А2, чем его запас будет исчерпан, и ещё 9 возьмём из пункта А3. Из оставшихся 18 единиц пункта А12 выделим пункту В4; оставшиеся 6 единиц назначим пункту В5, что вместе со всеми 20 единицами пункта А4покроет его заявку. На этом распределение запасов закончено; каждый пункт назначения получил груз, согласно своей заявки. Это выражается в том, что сумма перевозок в каждой строке равна соответствующему запасу, а в столбце - заявке.

Таким образом, нами сразу  же составлен план перевозок, удовлетворяющий  балансовым условиям. Полученное решение  является опорным решением транспортной задачи: 

Таблица № 2

ПН

ПО

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы

аi

А1

10

18

8

27

5

3

6

9

48

А2

6

7

8

30

6

5

30

А3

8

7

10

9

8

12

7

6

27

А4

7

5

4

6

8

20

20

Заявки

bj

18

27

42

12

26

125


Составленный нами план перевозок, не является оптимальным по стоимости, так как при его построении мы совсем не учитывали стоимость  перевозок Сij.

Другой способ - способ минимальной  стоимости по строке - основан на том, что мы распределяем продукцию  от пункта Aне в любой из пунктов Bj, а в тот, к которому стоимость перевозки минимальна. Если в этом пункте заявка полностью удовлетворена, то мы убираем его из расчетов и находим минимальную стоимость перевозки из оставшихся пунктов Bj. Во всем остальном этот метод схож с методом северо-западного угла. В результате, опорный план, составленный способом минимальной стоимости по строке выглядит, так как показано в таблице № 3. При этом методе может получиться, что стоимости перевозок Cij и Cik от пункта Aк пунктам Bj

и Bравны. В этом случае, с экономической точки зрения, выгоднее распределить продукцию в тот пункт, в котором заявка больше. Так, например, в строке 2: C21 = C24, но заявка bбольше заявки b4, поэтому 4 единицы продукции мы распределим в клетку (2,1).

Таблица № 3

ПН

ПО

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы

аi

А1

10

8

5

42

6

6

9

48

А2

6

4

7

8

6

5

26

30

А3

8

7

27

10

8

7

0

27

А4

7

14

5

4

6

6

8

20

Заявки

bj

18

27

42

12

26

125


Способ минимальной стоимости  по столбцу аналогичен предыдущему  способу. Их отличие состоит в  том, что во втором способе мы распределяем продукцию от пунктов Bк пунктамAпо минимальной стоимости Cji.

Опорный план, составленный способами минимальных стоимостей, обычно более близок к оптимальному решению. Так в нашем примере  общие затраты на транспортировку  по плану, составленному первым способом F= 1039, а по второму F= 723. Клетки таблицы, в которых стоят ненулевые перевозки, являются базисными. Их число должно равняться m + n - 1. Необходимо отметить также, что встречаются такие ситуации, когда количество базисных клеток меньше чем m + n - 1. В этом случае распределительная задача называется вырожденной. И следует в одной из свободных клеток поставить количество перевозок равное нулю. Так, например, в таблице № 3: 

m + n - 1 = 4 + 5 - 1 = 8, 

а базисных клеток 7, поэтому  нужно в одну из клеток строки 3 или  столбца 2 поставить значение “0”. Например в клетку (3,5). Составляя план по способам минимальных стоимостей в отличии  от плана по способу северо-западного  угла мы учитываем стоимости перевозок Cij, но все же не можем утверждать, что составленный нами план является оптимальным. 

Распределительный метод  оптимального плана

Теперь попробуем улучшить план, составленный способом северо-западного  угла. Перенесем, например, 18 единиц из клетки (1,1) в клетку (2,1) и чтобы  не нарушить баланса перенесём те же 18 единиц из клетки (2,3) в клетку (1,3). Получим новый план. Подсчитав  стоимость опорного плана (она ровняется 1039) и стоимость нового плана (она  ровняется 913) нетрудно убедиться, что  стоимость нового плана на 126 единиц меньше. Таким образом, за счёт циклической  перестановки 18 единиц груза из одних  клеток в другие нам удалось понизить стоимость плана:

Таблица №4

ПН

ПО

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы

аi

А1

10

8

27

5

21

6

9

48

А2

6

18

7

8

12

6

5

30

А3

8

7

10

9

8

12

7

6

27

А4

7

5

4

6

8

20

20

Заявки

bj

18

27

42

12

26

125


На этом способе уменьшения стоимости в дальнейшем и будет  основан алгоритм оптимизации плана  перевозок. Циклом в транспортной задаче мы будем называть несколько занятых клеток, соединённых замкнутой, ломанной линией, которая в каждой клетке совершает поворот на 90°. Существует несколько вариантов цикла:

1.)                                           2.)                                 3.)

           
   

 

 

 
       
         

Нетрудно убедиться, что  каждый цикл имеет чётное число вершин и значит, чётное число звеньев (стрелок). Условимся отмечать знаком + те вершины цикла, в которых перевозки необходимо увеличить, а знаком - , те вершины, в которых перевозки необходимо уменьшить. Цикл с отмеченными вершинами будем называть означенным. Перенести какое-то количество единиц груза по означенному циклу, это значит увеличить перевозки, стоящие в положительных вершинах цикла, на это количество единиц, а перевозки, стоящие в отрицательных вершинах уменьшить на то же количество. Очевидно, при переносе любого числа единиц по циклу равновесие между запасами и заявками не меняется: по прежнему сумма перевозок в каждой строке равна запасам этой строки, а сумма перевозок в каждом столбце - заявке этого столбца. Таким образом, при любом циклическом переносе, оставляющем перевозки неотрицательными допустимый план остаётся допустимым.

Стоимость же плана при  этом может меняться: увеличиваться  или уменьшатся. Назовём ценой  цикла увеличение стоимости перевозок  при перемещении одной единицы  груза по означенному циклу. Очевидно, цена цикла ровна алгебраической сумме стоимостей, стоящих в вершинах цикла, причём стоящие в положительных  вершинах берутся со знаком +, а в отрицательных со знаком - . Обозначим цену цикла через g.

При перемещении одной  единицы груза по циклу стоимость  перевозок увеличивается на величину g. При перемещении по нему k единиц груза стоимость перевозок увеличиться наkg. Очевидно, для улучшения плана имеет смысл перемещать перевозки только по тем циклам, цена которых отрицательна. Каждый раз, когда нам удаётся совершить такое перемещение, стоимость плана уменьшается на соответствующую величину kg. Так как перевозки не могут быть отрицательными, мы будем пользоваться только такими циклами, отрицательные вершины которых лежат в базисных клетках таблицы, где стоят положительные перевозки.

Если циклов с отрицательной  ценой в таблице больше не осталось, это означает, что дальнейшее улучшение  плана невозможно, то есть оптимальный  план достигнут. Метод последовательного  улучшения плана перевозок и  состоит в том, что в таблице  отыскиваются циклы с отрицательной  ценой, по ним перемещаются перевозки, и план улучшается до тех пор, пока циклов с отрицательной ценой  уже не останется. При улучшении  плана циклическими переносами, как  правило, пользуются приёмом, заимствованным из симплекс-метода: при каждом шаге (цикле) заменяют одну свободную переменную на базисную, то есть заполняют одну свободную клетку и взамен того освобождают  одну из базисных клеток. При этом общее  число базисных клеток остаётся неизменным и равным m + n - 1. Этот метод удобен тем, что для него легче находить подходящие циклы. Можно доказать, что для любой свободной клетке транспортной таблице всегда существует цикл и притом единственный, одна из вершин которого лежит в этой свободной клетке, а все остальные в базисных клетках. Если цена такого цикла, с плюсом в свободной клетке, отрицательна, то план можно улучшить перемещением перевозок по данному циклу. Количество единиц груза k, которое можно переместить, определяется минимальным значением перевозок, стоящих в отрицательных вершинах цикла (если переместить большее число единиц груза, возникнут отрицательные перевозки).

Применённый выше метод отыскания  оптимального решения транспортной задачи называется распределённым; он состоит в непосредственном отыскании  свободных клеток с отрицательной  ценой цикла и в перемещении  перевозок по этому циклу.

Распределительный метод  решения транспортной задачи, с которым  мы познакомились, обладает одним недостатком: нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены. От этой трудоёмкой работы нас избавляет  специальный метод решения транспортной задачи, который называется методом  потенциалов. 

Решение транспортной задачи методом потенциалов

Этот метод позволяет  автоматически выделять циклы с  отрицательной ценой и определять их цены. Пусть имеется транспортная задача с балансовыми условиями

Стоимость перевозки единицы  груза из Aв Bравна C ij; таблица стоимостей задана. Требуется найти план перевозок xij, который удовлетворял бы балансовым условиям и при этом стоимость всех перевозок была минимальна.

Идея метода потенциалов  для решения транспортной задачи сводиться к следующему. Представим себе что каждый из пунктов отправления Aвносит за перевозку единицы груза (всё равно куда) какую-то сумму ai; в свою очередь каждый из пунктов назначения Bjтакже вносит за перевозку груза (куда угодно) сумму bj. Эти платежи передаются некоторому третьему лицу (“перевозчику“). Обозначим a+ b= čij (i=1. m; j=1. n) и будем называть величину čij псевдостоимостью" перевозки единицы груза из Aв Bj. Заметим, что платежи aи bне обязательно должны быть положительными; не исключено, что “перевозчик" сам платит тому или другому пункту какую-то премию за перевозку.

Также надо отметить, что  суммарная псевдостоимость любого допустимого плана перевозок  при заданных платежах (aи bj) одна и та же и от плана к плану не меняется. До сих пор мы никак не связывали платежи (aи bj) и псевдостоимости čij с истинными стоимостями перевозок C ij. Теперь мы установим между ними связь. Предположим, что план xij невырожденный (число базисных клеток в таблице перевозок ровно m + n - 1). Для всех этих клеток xij >0. Определим платежи (aи bj) так, чтобы во всех базисных клетках псевдостоимости были ровны стоимостям:

čij = a+ b= сij, при xij >0.

Что касается свободных клеток (где xij = 0), то в них соотношение между псевдостоимостями и стоимостями может быть, какое угодно. Оказывается соотношение между псевдостоимостями и стоимостями в свободных клетках показывает, является ли план оптимальным или же он может быть улучшен. Существует специальная теорема: Если для всех базисных клеток плана xij > 0,a+ b= čij= сij, а для всех свободных клеток xij=0,a+ b= čij≤ сij, то план является оптимальным и никакими способами улучшен быть не может. Нетрудно показать, что это теорема справедлива также для вырожденного плана, и некоторые из базисных переменных равны нулю. План обладающий свойством:

čij= сij (для всех базисных клеток) (1)

čij≤ сij (для всех свободных клеток) (2)

называется потенциальным планом, а соответствующие ему платежи (aи bj) - потенциалами пунктов Aи B(i=1,.,m; j=1,.,n).

Пользуясь этой терминологией  вышеупомянутую теорему можно сформулировать так: 

Всякий потенциальный  план является оптимальным

Итак, для решения транспортной задачи нам нужно одно - построить  потенциальный план. Оказывается  его можно построить методом  последовательных приближений, задаваясь  сначала какой-то произвольной системой платежей, удовлетворяющей условию (1). При этом в каждой базисной клетке получиться сумма платежей, равная стоимости перевозок в данной клетке; затем, улучшая план следует  одновременно менять систему платежей. Так, что они приближаются к потенциалам. При улучшении плана нам помогает следующее свойство платежей и псевдостоимостей: какова бы ни была система платежей (aи bj) удовлетворяющая условию (1), для каждой свободной клетки цена цикла пересчёта равна разности между стоимостью и псевдостоимостью в данной клетке: gi,j= сi,j - či,j.

Таким образом, при пользовании  методом потенциалов для решения  транспортной задачи отпадает наиболее трудоёмкий элемент распределительного метода: поиски циклов с отрицательной  ценой.

Процедура построения потенциального (оптимального) плана состоит в  следующем. В качестве первого приближения  к оптимальному плану берётся  любой допустимый план (например, построенный  способом минимальной стоимости  по строке). В этом плане m + n - 1 базисных клеток, где m - число строк, n - число столбцов транспортной таблицы. Для этого плана можно определить платежи (aи bj), так, чтобы в каждой базисной клетке выполнялось условие: a+ b= сij (3)

Уравнений всего m + n - 1, а число неизвестных равно m +n. Следовательно, одну из этих неизвестных можно задать произвольно (например, равной нулю). После этого из m + n - 1 уравнений можно найти остальные платежи ai, bj, а по ним вычислить псевдостоимости, či,j= a+ bдля каждой свободной клетки. 

Таблица №5

ПН / ПО

В1

В2

В3

В4

В5

ai

А1

10

č = 7

8

č = 6

5

42

6

6

9

č = 6

a1= 0

А2

6

4

7

č = 5

8

č = 4

6

č = 5

5

26

a2= -1

А3

8

č = 8

7

27

10

č = 6

8

č = 7

7

0

a3= 1

А4

7

14

5

č = 6

4

č = 5

6

6

8

č = 6

a4= 0

bj

b1= 7

b2= 6

b3= 5

b4= 6

b5= 6

 

a= 0, ®

b= 6, так как a+ b= С44 = 6, ®

a1= 0, так как a+ b= С14 = 6, ®

b= 5, так как a+ b= С13 = 5, ®

b= 7, так как a+ b= С41 = 7, ®

a2= - 1, так как a+ b= С21 = 6, ®

b= 6, так как a+ b= С25 = 5, ®

a3= 1, так как a+ b= С35 = 7, ®

b= 6, так как a+ b= С25 = 7.

Если оказалось, что все  эти псевдостоимости не превосходят  стоимостей čij £ сij, £ ³ то план потенциален и, значит, оптимален. Если же хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость больше стоимости (как в нашем примере), то план не является оптимальным и может быть улучшен переносом перевозок по циклу, соответствующему данной свободной клетке. Цена этого цикла ровна разности между стоимостью и псевдостоимостью в этой свободной клетке. В таблице № 5 мы получили в двух клетках čij ³ сij, теперь можно построить цикл в любой из этих двух клеток. Выгоднее всего строить цикл в той клетке, в которой разность čij - сij максимальна. В нашем случае в обоих клетках разность одинакова (равна 1), поэтому, для построения цикла выберем, например, клетку (4,2):

Таблица №6

ПН

ПО

В1

В2

В3

В4

В5

ai

А1

10

8

5

42

6

6

9

0

А2

6 +

4

7

8

6

5 -

26

-1

А3

8

7 -

27

10

8

7 +

0

1

А4

7 -

14

5 +

û

4

6

6

8

0

bj

7

6

5

6

6

 

Теперь будем перемещать по циклу число 14, так как оно  является минимальным из чисел, стоящих  в клетках, помеченных знаком - . При  перемещении мы будем вычитать 14 из клеток со знаком - и прибавлять к  клеткам со знаком +. После этого  необходимо подсчитать потенциалы aи bи цикл расчетов повторяется.

Итак, мы приходим к следующему алгоритму решения транспортной задачи методом потенциалов.

1. Взять любой опорный план перевозок, в котором отмечены m +n - 1 базисных клеток (остальные клетки свободные).

2. Определить для этого плана платежи (aи bj) исходя из условия, чтобы в любой базисной клетке псевдостоимости были равны стоимостям. Один из платежей можно назначить произвольно, например, положить равным нулю.

3. Подсчитать псевдостоимости či,j = a+ bдля всех свободных клеток. Если окажется, что все они не превышают стоимостей, то план оптимален.

4. Если хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость превышает стоимость, следует приступить к улучшению плана путём переброски перевозок по циклу, соответствующему любой свободной клетке с отрицательной ценой (для которой псевдостоимость больше стоимости).

5. После этого заново подсчитываются платежи и псевдостоимости, и, если план ещё не оптимален, процедура улучшения продолжается до тех пор, пока не будет найден оптимальный план. Так в нашем примере после 2 циклов расчетов получим оптимальный план. При этом стоимость всей перевозки изменялась следующим образом: F= 723, F= 709, F= Fmin = 703.

Следует отметить так же, что оптимальный план может иметь  и другой вид, но его стоимость  останется такой же Fmin = 703.

Составьте оптимальный план перевозки угля с минимальными транспортными  расходами с шахт Варгашорская (В), Западная (З) и Комсомольская (К), еженедельно  добывающих соответственно 26,32 и 17тыс. т. Покупатели угля расположены в  разных городах В, В, С и D, заявки которых составляют 28, 19, 12 и 16 тыс. т  между поставщиками и потребителями  представлены транспортной таблицей.

Шахты

Потребители

Добыча угля,

тыс. тонн в неделю

A

B

C

D

Западная

70

76

72

68

32

Варгашорская

80

84

82

77

26

Комсомольская

80

83

82

76

17

Заявки, тыс. тонн

28

19

12

16

 

Решение:

Математическая модель данной задачи имеет вид:

F = 70х11+76х12+72х13+68х14+80х21+84х22 +82х23+77х24+80х9+83х10 +82х11+76х12 →min

Экранная форма для  ввода условий задачи вместе с  введенными в нее исходными данными  представлена на рисунке:

При введении зависимостей лист MS Excel в режиме просмотра формул имеет  вид:

После отражения закономерностей  экранная форма принимает вид:

Окно "Поиск решения" после ввода всех необходимых данных задачи имеет следующий вид:

Оптимальное решение задачи в экранной форме имеет вид:

 

Минимальные транспортные расходы на перевозку угля равны 5715.

 
Заключение

В курсовой работе изложены основные подходы и методы решения  транспортной задачи, являющейся одной  из наиболее распространенных задач  линейного программирования. Решение  данной задачи позволяет разработать  наиболее рациональные пути и способы  транспортирования товаров, устранить  чрезмерно дальние, встречные, повторные  перевозки. Все это сокращает  время продвижения товаров, уменьшает  затраты предприятий и фирм, связанные  с осуществлением процессов снабжения  сырьем, материалами, топливом, оборудованием  и т.д.

Алгоритм и методы решения  транспортной задачи могут быть использованы при решении некоторых экономических  задач, не имеющих ничего общего с  транспортировкой груза. В этом случае величины тарифов cij имеют различный  смысл в зависимости от конкретной экономической задачи. К таким  задачам относятся следующие: оптимальное  закрепление за станками операций по обработке деталей. В них cij является таким экономическим показателем, как производительность. Задача позволяет  определить, сколько времени и  на какой операции нужно использовать каждый из станков, чтобы обработать максимальное количество деталей. Так  как транспортная задача требует  нахождения минимума, то значения cij берутся  с отрицательным знаком; оптимальные  назначения, или проблема выбора. Имеется m механизмов, которые могут выполнять m различных работ с производительностью cij. Задача позволяет определить, какой  механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности; задача о сокращении производства с учетом суммарных  расходов на изготовление и транспортировку  продукции; увеличение производительности автомобильного транспорта за счет минимизации  порожнего пробега. Уменьшение порожнего  пробега сократит количество автомобилей  для перевозок, увеличив их производительность; решение задач с помощью метода запрещения перевозок. Используется в  том случае, если груз от некоторого поставщика по каким-то причинам не может  быть отправлен одному из потребителей. Данное ограничение можно учесть, присвоив соответствующей клетке достаточно большое значение стоимости, тем  самым в эту клетку не будут  производиться перевозки. Таким  образом, важность решения данной задачи для экономики несомненна. Приятно  осознавать, что у истоков создания теории линейного программирования и решения, в том числе и  транспортной задачи, стоял русский  ученый - Леонид Витальевич Канторович.

 
Список используемой литературы

1.  Еремин И.И., Астафьев Н.Н. Введение в теорию линейного и выпуклого программирования М.; Наука, 1976 г.

2.  Карманов В.Г. Математическое программирование. - М.; Наука, 1986г.

3.  Моисеев Н.Н., Иванов Ю.П., Столярова Е.М. Методы оптимизации. - М.; Наука, 1978г.

4.  Иванов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. - М.; Наука, 1979г.

5.  Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. - М.; Наука, 1986г


 

 
Оценить/Добавить комментарий: 

Имя: 

 

Оценка: 
Неудовлетворительно 
Удовлетворительно 
Хорошо 
Отлично

 

 

 
Работы, похожие на Курсовая работа: Транспортная задача

Управление  морским транспортом

Технико-эксплутационные  характеристики судов (весовые, объемные, линейные) Технико-эксплутационные  характеристика судна: размерения, весовые  и ...  
Решение задачи на совокупный минимум балластных пробегов осуществляется с помощью специальных алгоритмов транспортной задачи линейногопрограммирования. 
i-индексы портов отправления, j-индексы портов назначения, lij- расстояние между портами, мили, Ai-ресурсы тоннажа в портах отправления, Bj-потребность в тоннаже в портах ...

Раздел: Рефераты по логистике 
Тип: реферат Просмотров: 3196 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Прикладная  математика

инистерство общего и профессионального  образования Российской Федерации  Государственный университет управления Кафедра прикладной математики ...  
Преобразовать данную задачу к виду основной задачи линейного программирования, решить ее методом направленного перебора базисных допустимых решений, обосновывая каждый шаг процесса ...  
Необходимо составить план перевозок, при котором запросы всех пунктов потребления были бы удовлетворены за счет имеющихся продуктов в пунктах производства и общие транспортные ...

Раздел: Рефераты по математике 
Тип: реферат Просмотров: 687 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

5 различных  задач по программированию

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Прикладная математика" Москва 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ...  
Необходимо составить план перевозок, при котором запросы всех пунктов потребления были бы удовлетворены за счет имеющихся продуктов в пунктах производства и общие транспортные ...  
Для найденной свободной клетки 31 строим цикл пересчета - замкнутую ломаную линию, соседние звенья которой взаимно перпендикулярны, сами звенья параллельны строкам и столбцам ...

Раздел: Рефераты по информатике, программированию 
Тип: шпаргалка Просмотров: 266 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

5 различных  задач по программированию

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Прикладная математика" Москва 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ...  
ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГОПРОГРАММИРОВАНИЯ 
перевозки единицыпродукта из пункта отправления в пунктназначения известна для

Раздел: Рефераты по информатике, программированию 
Тип: реферат Просмотров: 115 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Минимизация стоимостей перевозок

Московский Государственный  Колледж Информационных Технологий Курсовой проект по предмету " Языкипрограммирования и разработка программного ...  
Суммарное количество груза, доставляемого в каждый пунктназначения изо всех пунктов отправления должно быть равно заявке (bj) поданной данным пунктом. 
Новый базисный план начинается путем сложений выбранной величины с величинами , стоящих в клеткахцикла со знаком І + І и вычитанием этой величины из величины , стоящей в клетке со ...

Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию 
Тип: реферат Просмотров: 187 Комментариев: 1 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Решение задач транспортного типа методом потенциалов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ  ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет  заочно-послевузовского обучения КУРСОВАЯ РАБОТА По ...  
Другой способ - способ минимальной стоимости по строке - основан на том, что мы распределяем продукцию от пунктаAi не в любой из пунктов Bj, а в тот, к которому стоимость ...  
Если в этом пункте заявка полностью удовлетворена, то мы убираем его из расчетов и находим минимальную стоимостьперевозки из оставшихся пунктов Bj.

Раздел: Рефераты по статистике 
Тип: реферат Просмотров: 2178 Комментариев: 2 Похожие работы 
Оценило: 3 человек Средний балл: 2.7 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Оптимизация доставки инсектицидного средства в  Ростове-на-Дону

Курсовая работа по дисциплине: "Исследование операций и принятие решений" Выполнил студент гр. 3-1 Амирджанян В.Г. Южный федеральный  университет ...  
Известны стоимость (время перевозки) единицы перевозкиcij единицы товара из Ai в Bj. 
Используя транспортную задачу линейногопрограммирования, мы получили оптимальный планперевозок, т.е. план по которому время доставки будетминимальна, а значит и минимальными ...

Раздел: Промышленность, производство 
Тип: реферат Просмотров: 101 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Решение транспортной задачи в Excel

Содержание Введение §1. Постановка Транспортной задачи (ТЗ) для n переменных §2. Пример решения Транспортнойзадачи §3. Транспортные задачи по ...  
Наоборот, в способе минимальной стоимости (МС) для заполнения выбирается клетка текущей таблицы сминимальной ценой перевозки, что в большинстве случаев (но не всегда) приводит к ...  
ШАГ 2. В качестве перевозок в эту клетку назначаем наименьшую из ai и потребности bj.

Раздел: Рефераты по математике 
Тип: курсовая работа Просмотров: 5859 Комментариев: 1 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Математические  методы в экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат  на тему: Математические методы в экономике. Выполнила: О.В ...  
Известна также стоимость cij перевозки единицы продукта изпункта Ai в пункт Bj . 
Требуется составить такой план перевозок, при котором всезаявки пунктов потребления полностью выполнялись быпунктами отправления, а общая стоимость перевозок быламинимальной.

Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию 
Тип: реферат Просмотров: 2794 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Транспортная политика в Республике Беларусь

Введение В данном дипломном  проекте на тему "Формирование транспортной политики и объединеннойтранспортной системы" я рассмотрю пути формирования ...  
Количество груза аi, которое может отгрузить поставщик i ( i =1.3), и стоимость перевозки из пункта i в пункт j единицы груза Сij заданы таблицей.( bj- потребности, j= 1,5) 
Условие закрытости модели не выполняется =ai > =bj, поэтому введём фиктивного потребителя В4 с потребностью В4 = = ai - = bj = 380-320 = 60 и положив соответствующие им тарифы ...

Раздел: Рефераты по экономике 
Тип: дипломная работа Просмотров: 3072 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 



Информация о работе Методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи