Модель сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:23, реферат

Описание работы

Пациент. Различие модели по – разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая – как более совершенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В .Хендерсон рассматривает пациента в целом ,считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.

Файлы: 1 файл

n1.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

Хендерсон представляет 14 элементов и рассматривает их как часть основного ухода 1. помочь пациенту нормально дышать 
2. помочь в приеме пище 
3. помочь в процессе выделений 
4. помочь в сознании удобного положения или в его смене (лежа, сидя, стоя и при ходьбе) 
5. помочь в удовлетворении потребности сна и отдыха 
6. помочь в выборе удобной одежды 
7. помочь поддерживать нормальную температуру тела 
8. помочь содержать тело в чистоте и защищать кожу и слизистые от повреждений 
9. помочь избегать опасностей окружающей среды и причинения вреда другим 
10. помочь общаться с другими, чтобы он мог выражать свои запросы и мысли 
11. помочь удовлетворять религиозные потребности и действовать так, как он считает правильным для себя 
12. помочь обрести для себя полезную деятельность, работу 
13. помочь в удовлетворении потребности отдыха и развлечений 
14. помочь в овладении знаниями 
Сестра должна владеть достаточной инициативой в своей деятельности и обязательно учитывать мнение пациента.

ОПИСАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ.

Описание Хендерсон объекта ухода.

А. «пациент»

По Хендерсон человек создает себе такой стиль жизни, чтобы удовлетворять основные потребности. Стиль жизни содействует здоровью человека. Если человек сам своим стилем жизни не способен удовлетворять свои потребности и содействовать здоровью, тогда сестра должна вступить в игру с замещающей деятельностью.

Б. Области сестринских проблем

Хендерсон считает, что в уходе мы ответственны за все действия пациента, связанные с удовлетворением потребностей. Сестра должна замещать те действия пациента, которые он должен бы делать сам, если бы был способен. Сестра помогает пациенту в тех действиях, которые помогают в удовлетворении потребностей (кормит, чтобы достаточно есть; кислород, чтобы дышать; клизма, чтобы выделять).

С. Общая цель в сестринской деятельности

По Хендерсон, целью в уходе является удовлетворение потребностей пациента, выздоровление и восстановление независимости. Целью ухода за умирающим является возможность спокойной смерти. Целью сестринской деятельности также является содействие сохранению или развитию оздоровительного стиля жизни пациента.

D. Методы ухода.

I. Всегда старайся понять  и истолковать физические и  эмоциональные потребности пациента, используя эмпатию. Выслушивай внимательно пациента, чтобы понять его запросы и нужды. 
II. Сделай отношения с пациентом естественными и последовательными. 
III. Планируй свою деятельность в виде письменного плана. 
IV. Действия сестры, замещающей действия пациента, должны приносить удовлетворение его потребностей.

V. Деятельность сестры  должна исходить из состояния  пациента, а также из влияющих  факторов в данном случае. 
VI. Распредели уход в течении суток в соответствии с потребностями и привычками пациента. 
VII. Создай удобную и доброжелательную обстановку. 
VIII. Научи пациента и его родственников действиям, которые помогут в удовлетворении его потребностей. 
IX. Обеспечь безопасность пациента в уходе и лечении.

X. Выполняй назначения  врача в лечении пациента.

4. Данная теория описывает  уход таким какой он есть, или таким какой он должен быть?

Хендерсон описывает уход таким, какой он по ее мнению есть или должен бы быть. Это не должно непременно соответствовать тому, как он осуществляется на самом деле.

5. Основной тезис теории. Сестринская деятельность исходит из основных потребностей человека. Сестра является помощником пациента в удовлетворении им потребностей, когда он сам себе не может помочь. 
6. Трактовка основных ценностей автором. По мнению Хендерсон: человек – это независимый, активный, мыслящий индивид, имеющий свои основные потребности, которые он выражает в своем индивидуальном стиле жизни, опирающийся на социально-культурный фонд. Обычно человек сам удовлетворяет свои потребности. В случае болезни он не справляется сам и поэтому нуждается в уходе. Родственники привлечены также в помощь по уходу за близким. Хендерсон не рассматривает пациента в связи со средой или обществом. Уход осуществляется в основном в учреждениях, и сестра в какой-то мере является помощницей врача.

Выводы: Теория Вирджинии Хендерсон – одна из первых попыток описать уход как самостоятельную профессию. Даже если ей это не удалось, она предлагает каркас работы с пациентом. Ее теория сильно повлияла на представление о сестринской деятельности во всем мире. Поздние модели ухода во многом опирались на теорию Вирджинии Хендерсон.

 

 

 Человек –  био-психосоциальный индивид, который способен и желает

ухаживать за собой  и нуждающийся в уходе. Призван сохранять свою жизнь,

здоровье и благополучие. Удовлетворение потребностей является целью

поведения, что заложено в сознании человека.

Модель самоухода.

Самоуход, это выполнение индивидом своих потребностей, чтобы сохранить

жизнь, здоровье и  благополучие.

Теория делится  на 3 части:

                      1. дефицит самоухода

                      2. самоуход

                      3. сестринские системы

 

   1. Исходя из  понятия здорового состояния  человека, может быть ограничен

      его  самоуход, тогда сестра может помочь в самоуходе или проводить

      необходимый  уход.

   2. Включает 3 понятия: самоуход, потребности в самоуходе, терапевтические

      потребности  самоухода.

   3. Представляет  функциональное видение проблемы  и направленное

      вмешательство  сестры, чтобы определить, как проводить  уход и

      планировать  деятельность сестры исходя из  дефицита самоухода.

 

 

 

САМОУХОД

1. универсальный

2. развивающийся

3. связанный с проблемами здоровья

 

1. основные потребности  человека в самоуходе

> нормально дышать

> достаточно пить

> достаточно есть

> уход при выделениях  и шлаках

> поддержание равновесия  между деятельностью и отдыхом

> сохранение равновесия  между уединением и общением  с людьми

> избежание опасностей, угрожающих жизни человека и ее благополучию

> стимулирование  деятельности и развития индивида  с соответствующими

   возможностями,  в различных социальных группах,  в известных границах и

   собственным  желанием человека быть нормальным  человеком.

 

2. Развивающиеся  потребности самоухода опираются на предположение – человек

   развивается  от зачатия до смерти. В процессе  развития на человека влияют

   определенные  факторы в течение всей жизни.  Человек проходит через

   испытания:  беременность или роды, смерть  близких людей.

3. К проблемам здоровья относятся больные люди, имеющие патологию (сюда

   также относятся  люди с дефектами и инвалидностью)  и у кого поставлен

   диагноз и  проводится лечение.

 

   Назначение  терапевтических потребностей меняется. Орем использует это

понятие, чтобы показать, что люди должны выполнять сами или  это должны

делать другие, чтобы  удовлетворить универсальные или  развивающиеся

потребности человека в самоуходе.

 

      Назначение  терапевтических потребностей:

 

a) Осуществление и удовлетворение потребностей самоухода

b) Соотношение разных потребностей

c) Факторы, влияющие на удовлетворение потребностей (возраст, пол, уровень

   развития, условия  жизни)

d) Методы/действия удовлетворения необходимых требований

 

 

 Дефицит самоухода – в теории Орем выступают 3 новых определения:

                o Объем самоухода

                o Ограничение самоухода

                o Дефицит самоухода

 Объем самоухода зависит от самого человека, от его умения

удовлетворять свои потребности, регулировать жизненные  процессы, сохранять

здоровье. Объем самоухода зависит от возраста человека, уровня его

здоровья, обученности и образованности, опыта жизни, культуры.

 

      Ограничение  самоухода – влияет на выполнение самоухода. Имеется 3

вида ограничений:

         1. Недостаточные знания

         2. Неспособность оценивать и принимать  решения

         3. Неспособность к действиям,  дающим результат

 

      Дефицит  самоухода. Орем отмечает как зависимость пациента от других в

удовлетворении своих потребностей. В этой ситуации родственники (близкие)

должны взять на себя самоуход этого человека. Если пациент или его

родственники не могут удовлетворить потребности  в самоуходе, этим уходом

должна заниматься медицина. Сестринские системы в  уходе – это объем

вспомогательных методов  и средств в удовлетворении потребностей пациента.

 

      Основные черты  помощи, включая медицинский уход:

 

1. Два партнера: один  нуждающийся, другой помогающий.

2. У нуждающегося  адекватные потребности, но возможности  удовлетворения их

   ограничены.

3. Помогающий регистрирует как потребности, так и способы их

   удовлетворения.

4. Помогающий поддерживает нуждающегося и помогает ему в развитии его

   возможностей  удовлетворения потребностей.

Орем считает, что ухаживать за пациентом должны профессионалы.

 

5 методов помощи в уходе:

1. Выполнение действий  для кого-то.

2. Руководство кем-то.

3. Поддержка кого-то (душевная или физическая).

4. Организация улучшения  окружения (условий).

5. Обучение кого-то.

 

Эти методы увеличивают способности  нуждающегося в самоуходе.

Орем рассматривает 3 разных систем ухода.

1. Полностью замещающие  системы

2. Частично замещающие  системы

3. Поддерживающие/обучающие  системы

Полностью замещающие системы включают 3 группы пациентов:

a) Пациенты в коме

b) Пациенты в сознании и компетентны и могут принимать решения в самоуходе,

   но кто  не в состоянии или ему нельзя  делать механических движений

c) Душевные больные, которые не способны принимать решения по самоуходу, но

   могли бы  за собой ухаживать, нуждаются  в руководстве

 

Важность данных методов:

                     o Деятельность для кого-то

                     o Руководство

                     o Поддержка и защита

 

Частично замещающие системы – можно использовать все 5 методов помощи.

Поддерживающие/обучающие  системы – пациент должен научится действиям,

которые удовлетворяли  бы терапевтические потребности  в самоуходе. Сюда

относятся 3, 4, 5 методы помощи в уходе.

 

 

ОПИСАНИЕ ТЕОРИИ УХОДА

А. «пациент»

Пациент рассматривается  как личность, у которой отсутствует  способность к

самоуходу и кто способен частично удовлетворять потребности в самоуходе.

Б. «сфера применения ухода»

Сфера ухода, где  отсутствует применение разных методов  самоухода.

В. «конкретные аспекты  в окружении пациента»

Факторы, влияющие на универсальные, развивающиеся и связанные с нарушением

здоровья потребности  и на его объем самоухода. Также важны личности

(ресурсы), которые  могут поддержать/заменить пациента  при отсутствии у него

способности осуществлять самоуход.

 

Г. «общая цель ухода»

Сохранить целостность  человека, его благополучие и поддерживать его

нормальное развитие. Конкретной целью ухода является научить пациента

(близких или других  личностей) удовлетворению необходимых  потребностей

самоухода, а также сохранению здоровья и благополучия. В некоторых

ситуациях целью является избежание страданий или стабилизация состояния

пациента.

 

Д. «методы ухода»

Включают: диагноз  ухода, задачи процесса ухода.

Е.»контекст ухода»

Связывает уход со здоровьем, болезнью и лечением для личностей, у которых

ухудшилось здоровье и отсутствует способность самоухода. Назначается

соответствующее медицинское  лечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На  первом этапе сестринского процесса- первичная оценка состояния пациента- сестра определяет, существуют ли связанные с поведением проблемы.

Так, например, молодой человек, находящийся  в лечебном учреждении по поводу перелома костей  голени, не желает ходить  с помощью костей, несмотря на предписание  врача. При этом он отказывается от помощи жены, считая ее виновной в его травме. В Данном случае наблюдается нарушения в агрессивной и зависимой подсистемах.

Другой  пример. Тридцатилетняя женщина страдает постоянными запорами избыточной массой тела – можно предположить нарушение равновесия как в выделительной, так и в подсистеме пищеварения.

На  втором этапе сестринского процесса следует подробно изучить подсистемы, вышедшие из равновесия. Д.Джонсон предлагает  выделять отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблемы. Сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополнительную информацию из различных источников (родственники ,лечащий итд).

В приведенном  примере. в частности, сестра должна определить, оказывался ли молодой человек в подобной ситуации прежде (родственники, лечащий врач итд.)

В приведенном  примере, в частности ,сестра должна определить, оказывался ли молодой человек в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность, недоверия к жене).Если оказывался ,то у пациента структурные (органические) изменения.

Информация о работе Модель сестринского дела