Нервная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 16:57, реферат

Описание работы

Одной из составляющих человека является его нервная система. Достоверно известно, что заболевания нервной системы отрицательно сказываются на физическом состоянии всего тела человека. При заболевании нервной системы начинает болеть как голова, так и сердце («мотор» человека).
Нервная система (sustema nervosum) — комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде и регуляцию деятельности отдельных органов и тканей.

Файлы: 1 файл

Nervnaya_sistema реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)
    1. Условные и безусловные рефлексы

Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

Для выработки условного рефлекса необходимо:

1. наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.);

2. многократное сочетание условного и безусловного раздра жителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании);

3. условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного;

4. в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать оборонительной реакции,не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание;

5. безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется;

6. возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;

7. необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса;

8. животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым;

9. при выработке условного рефлекса должна быть выраженамотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого — этот рефлекс не вырабатывается.

Условные рефлексы легче вырабатывать на экологически близкие данному животному воздействия. В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающимбезусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.

Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование функциональных временных связей в высших отделах ЦНС. Временная связь — это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей. И.П. Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры — корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов. Возбуждение от центра условного рефлекса может передаваться к центру безусловного рефлекса от нейрона к нейрону.

Следовательно, первый путь образования временной связи между корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов является внутрикортикальным. Однако при разрушении коркового представительства условного рефлекса выработанный условный рефлекс сохраняется. По-видимому, образование временной связи идет между подкорковым центром условного рефлекса и корковым- центре безусловного рефлекса. При разрушении коркового представительства безусловного рефлекса условный рефлекс также сохраняется. Следовательно, выработка временной связи может идти между корковым центром условного рефлекса и подкорковым центром безусловного рефлекса.

Разобщение корковых центров условного и безусловного рефлексов путем пересечения коры мозга не препятствует образованию условного рефлекса. Это свидетельствует о том, что временная связь может образоваться между корковым центром условного рефлекса, подкорковым центром безусловного рефлекса и корковым центром безусловного рефлекса.

Имеются различные мнения по вопросу о механизмах образования временной связи. Возможно, образование временно связи происходит по принципу доминанты. Очаг возбуждения с безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного, так как безусловный раздражитель всегда биологически более значим для животного. Этот очаг возбуждения является доминантным, следовательно притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Если возбуждение прошло по каким-либо нервным цепям, то в следующий раз оно по этим путям пройдет значительно легче (явление «проторения пути»). В основе этого лежат: суммация возбуждений, длительное повышение возбудимости синаптических образований, увеличение количества медиатора в синапсах, увеличение образования новых синапсов. Все это создает структурные предпосылки к облегчению движения возбуждения по определенным нейронным цепям.

Другим представлением о механизме формирования временной связи является конвергентная теория. В ее основе лежит способность нейронов отвечать на раздражения разных модальностей. По представлениям П.К. Анохина, условный и безусловный раздражители вызывают распространенную активацию корковых нейронов благодаря включению ретикулярной формации. В результате восходящие сигналы (условного и безусловного раздражителей) перекрываются, т.е. происходит встреча этих возбуждений на одних и тех же корковых нейронах. В результате конвергенции возбуждений возникают и стабилизируются временные связи между корковыми представительствами условного и безусловного раздражителей.

 Безусловные рефлексы  — постоянные врожденные реакции  организма на определенные воздействия  внешнего мира, осуществляемые при  посредстве нервной системы и  не требующие специальных условий  для своего возникновения.

Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма разделяют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции — на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно-исследовательские и др.; в зависимости от отношения животного к раздражителю — на биологически положительные и биологически отрицательные. Безусловные рефлексы возникают главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс— при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца). Ориентировочно - исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и проявляется обычно в повороте головы и движении животного в сторону раздражителя. Биологический смысл его заключается в обследовании данного раздражителя и всей внешней окружающей обстановки.

К сложным безусловным рефлексам относятся такие, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями К таким рефлексам часто относят инстинкты

Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы.

Безусловные рефлексы (видовые, прирожденные рефлексы) — врожденные реакции организма на определенные воздействия внешней или внутренней среды, осуществляемые при посредстве ЦНС и не требующие специальных условии для своего возникновения. Термин введен И. П. Павловым и обозначает, что рефлекс безусловно возникает, если на определенную рецепторную поверхность нанесено адекватное раздражение. Биологическая роль безусловных рефлексов состоит в том, что они приспосабливают животное данного вида в форме соответствующих актов поведения к постоянным, привычным для него факторам среды.

 

 

 

 

    1. Сон

Сон(somnus) — функциональное состояние центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) узнаваемой психической деятельности. Сон как физиологическое состояние отличается от ряда патологических состояний (сопор, кома), при которых также отсутствует или снижается активное взаимодействие организма с окружающей средой, своей обратимостью и возможностью быстрого перехода в состояние бодрствования под влиянием внешних факторов.

 Физиологический сон не однороден, включает различные функциональные состояния мозга. Выделяют фазу медленного и фазу быстрого сна. Названия эти определяются характерными для каждой фазы особенностями ритмики электроэнцефалограммы Фаза медленного сна (ФМС) разделяется на 4 стадии, отличающиеся биоэлектрическими электрофизиологическими, вегетативными, электроокулографическими и поведенческими (глубина сна, пороги пробуждения) характеристиками. Первая стадия ФМС (дремота) характеризуется исчезновением альфа-ритма, являющегося признаком спокойного, расслабленного бодрствования, снижением амплитуды ритмов ЭЭГ, появлением на электроокулограмме медленных движений глаз. Вторая стадия ФМС (сон средней глубины) проявляется на ЭЭГ ритмом «сонных веретен», при котором отдельные колебания потенциалов с частотой 13—16 в 1 с группируются в «пачки», напоминающие форму веретена. При этом урежается частота дыхания и сердечных сокращений. Третьи и четвертая стадии ФМС составляют так называемый дельта-сон. Они характеризуются появлением медленной ритмики (дельта-волн) на ЭЭГ (частота 1—2 в 1 с). В третьей стадии дельта-волны сочетаются с «сонными веретенами», в четвертой — дельта-ритм доминирует. Дельта-сон отличается наиболее высокими порогами пробуждения еще большим урежением частоты дыхания и сердечных сокращений.

Фаза быстрого сна (ФБС) выделяется на основании низкоамплитудной ритмики ЭЭГ: сочетание медленных и высокочастотных ритмов, появление быстрых движений глаз на электроокулограмме, резкое снижение тонуса мыши шеи и диафрагмы рта, неустойчивость вегетативных показателей.

Сон у детей:

В онтогенезе человека можно выделить три периода формирования цикла сон — бодрствование. Первый из них соответствует первому месяцу жизни, когда новорожденный проводит во сне 16—20 ч: при этом еще нет определенного ритма чередования основных стадий С. Второй период — полифазический сон, в процессе которого ребенок, помимо длительного ночного сна, спит еще и днем. Так, ребенок в возрасте 5—9 мес. днем спит три раза, с 9 мес. до 11/2 лет — 2 раза, а после 11/2 лет и до 4—5 лет — 1 раз. Третий период наступает после 5—6 лет, когда устанавливается монофазический тип сна — в ночное время. Продолжительность ночного сна у детей дошкольного и младшего школьного возраста достигает 10—11 ч. Особенностью С. у детей раннего возраста является преимущественная представленность фазы быстрого сна, который по своей феноменологии отличается от быстрого сна у детей более старшего возраста и взрослых. По мере созревания физиологических систем мозга, связанных с регуляцией С., доминирующее место нанимает фаза медленного сна.

У детей нередко встречаются инсомнические жалобы, обусловленные прежде всего эмоциональными, невротическими расстройствами. Отмечаются также так называемые паросомнии: ночные страхи и кошмары, нередко сочетающиеся с ночным недержанием мочи, что свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.

 

 

    1. Механизм памяти

Память — это психический процесс, включающий в себя:

а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;

б) сохранение в памяти того, что было запомнено;

в) воспроизведение запомненного;

г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Известные в психологии механизмы памяти делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движенрш, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.

 «Повторение — мать  учения». Действительно, процесс обучения  насыщен приемами повторения. Однако  следует помнить, что в процессе  повторения механизмы памяти  работают не сами по себе, а  в системе личности. Запоминает  не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

Повторение — самый распространенный механизм запоминания.

Здесь нужно знать следующие правила:

а) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

б) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;

в) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная (оперативная) память, следует активнее включить свою внутреннюю речь. Предположим, Вам надо запомнить ряд цифр из плана (документа). При этом необходимо удержать информацию более, чем на несколько секунд. Без повторения здесь никто не обходится. Это закон запоминания. Процесс повторения как бы подхватьгоает слабый, стирающийся след сигнала (информации) и освежает его, закрепляет в памяти. Таким образом, чтобы запомнить большой по объему материал, его надо повторять.

Информация о работе Нервная система