Периферическая нервная система человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

Организм человека – это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система, в которой все органы и системы органов, клетки и их совокупность, существуют взаимодействуя между собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и контролируемые нервной системой в результате поступающих по ней команд из генов и мозговых центров в виде условных и безусловных рефлексов обеспечивающих автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для выполнения ими запрограммированных жизненно необходимых функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переферическа нервная система.docx

— 358.08 Кб (Скачать файл)

     Рецепторы  воспринимают различные стимулы (световые, звуковые, термические, механические, химические) и преобразуют их энергию  в нервные импульсы. Афферентные  нервные волокна передают эти  импульсы телам чувствительных нейронов, которые расположены в спинномозговых ганглиях – с рецепторов кожи, скелетных  мышц и внутренних органов, а также  чувствительным нейронам ганглиев черепно-мозговых нервов, расположенным в разных отделах  головы.

     Центральная часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В центрах спинного и головного  мозга сенсорная информация анализируется, оценивается и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу.

     Становление рефлекторной функции нервной системы  начинается еще в период внутриутробного  развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон  развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода  стимулируются рецепторы мышц, сухожилий  и суставов, что способствует созреванию проводящих систем.

     Формирование  рефлекторной функции находится  в полном соответствии с морфологическим  развитием нервной системы. Доказано, что сначала происходит созревание нейронов рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.

     Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных  ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая  переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные  движения свойственны 2 – 3 месячному  плоду: в ответ на раздражение  поверхности тела у него возникают  ограниченные действия и простые  рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и  поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются  и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у  плода с 4 – 5 месяцев. Диффузность  ответных реакций при этом сменяется  тенденцией к их локализации в  области раздражения.

     В 9 – 11 месяцев у плода формируются  структуры, участвующие в осуществлении  хватательного рефлекса. Развиваются  рецепторы кожи, чувствительные нервные  волокна руки, устанавливается связь  мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется  в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс  становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.

     Рефлекс Бабинского хорошо выражен с момента  рождения и до полугода, затем он исчезает. Подошвенный рефлекс формируется  после рождения и к 3 годам остается единственной реакцией на раздражение  подошвы. Сухожильные рефлексы хорошо развиты у детей первого года жизни.

     Дети  лучше, чем взрослые, различают, какой  именно участок кожи раздражается. Что связано с ростом кожной поверхности  без соответствующего увеличения числа  нервных волокон.

     Ядра  черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего  нерва, формируются рано. С их развитием  связано становление некоторых  регуляторных механизмов – дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной  и других функций. Ядра блуждающего  нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного  развития. К полутора годам жизни  ребенка количество клеток в ядрах  блуждающего нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего  нерва сформированы так же как  и у взрослого.

     У плода и новорожденного проявляются  рефлекторные влияния на дыхание. У  новорожденного хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также рефлекторная остановка  дыхания при резком запахе.

     К моменту рождения наиболее развиты  пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.

     Среди рефлексов положения тела у новорожденного в первый месяц жизни хорошо выражен  тонический шейный рефлекс. Он постепенно исчезает к концу первого года жизни.

     Восприятие  обонятельных раздражений связано  с созреванием обонятельного  и тройничного нервов. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные  различают приятные и неприятные запахи.

     Регуляция температуры тела у новорожденных  и детей первого огда жизни  несовершенна.

     Ребенок рождается с определенным набором  врожденных рефлекторных реакций, но уже  со 2-го дня жизни у него начинают формироваться условные рефлексы, приспосабливающие  его к внешней среде. С возрастом  скорость выработки условных рефлексов  увеличивается.

     При нарушениях работы периферической нервной  системы возникают различные  заболевания.

     Невритами называют воспалительные заболевания  периферических нервов. Невриты проявляются  сильными болями по ходу соответствующего нерва, слабостью и атрофией (уменьшением  в размерах) мышц, которые иннервируются  воспаленным нервом, часто наблюдаются  изменения чувствительности кожи к  холоду, теплу, боли, касанию, могут  отмечаться нарушения движений. Наиболее частыми причинами невритов являются травмы, интоксикации, инфекционные заболевания, а также нарушения обмена веществ (диабет), недостаточность кровоснабжения нерва за счет нарушений микроциркуляции.

     Невралгия – ярко выраженный симптом воспаления какого-либо нерва. Представляет собой  приступообразную острую, ноющую, жгучую или тупую боль по ходу нерва. Причиной этого страдания может служить  как само воспаление нерва, или нервных  сплетений, так и заболевание  позвоночника или патология в  тканях, окружающих нервный ствол (сдавливание  нерва опухолью, отеком вследствие травм или инфекции).

     Радикулиты  – наиболее распространенные заболевания  периферической нервной системы, при  которых в воспалительный процесс  вовлекаются пучки нервных волокон, отходящие из спинного мозга. Наиболее распространенная причина радикулита – заболевания позвоночника. Различные  травмы позвоночника, переохлаждение, ряд инфекционных заболеваний также  способны вызвать радикулиты.

     Онемение  и покалывание может явиться  следствием дефицита кальция и магния. Принимайте по 1000 мг кальция и 500 мг магния ежедневно в течение 2 – 3 недель. Ощущение покалывания и онемения может вызвать дефицит линолевой  кислоты, незаменимой жирной кислоты, из которой в организме образуются простагландины. Увеличьте потребление  полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, содержащихся в маслах – оливковом, подсолнечном, льняном, софоровом. Дефицит  витаминов группы В может вызвать  онемение и покалывание, поскольку  все эти витамины играют важную роль в нормальном функционировании нервной  системы

     Механизмы повреждения периферической нервной  системы многообразны и зависят  от этиологии заболевания. В детском  возрасте в основе патогенеза чаще лежат инфекционные нейроаллергические реакции. В таких случаях пусковым толчком к развитию болезни являются различные возбудители, часто вирусного  происхождения. Под их влиянием формируются  новые антигены, способствующие развитию иммунопатологических гуморальных  и клеточных реакций, или гиперчувствительности  немедленного и замедленного типов. При этом поражается преимущественно  периферическая нервная система, но возможны также изменения головного  и спинного мозга. При инфекционных заболеваниях любой ПН. является по сути ПРН, так как патологический процесс в начале локализуется в  корешках и лишь за тем распространяется на периферические нервы (и центральную  нервную систему). Большое значение для развития патологического процесса имеют возникающие сосудистые нарушения  и демиелинезация. Существенную роль играет также реактивность организма  и проницаемость гематоэнцефалического  барьера, на которые влияют многие провоцирующие  факторы.

     ПН  и ПРН у детей встречаются  реже, чем у взрослых. В детском  возрасте преобладают первичные  и вторичные инфекционно-аллергические  ПРН. При всех видах ПН и ПРН  развивается однотипный синдром, характеризующийся  следующими основными симптомами: вялым  тетрапарезом, более выраженным в  дистальных отделах конечностей, болями и нарушениями чувствительности по периферическому полиневритическому типу, различными преимущественно дистальными вегетативными расстройствами.

     Невралгия тройничного нерва (болевой тик  Труссо)

     Болеют  люди пожилого возраста (после 40 лет) и  чаще женщины.

     Невралгия тройничного нерва является мультифакториальным  заболеванием. Указывают на этиологическую роль общих инфекций, хронических  местных инфекций, таких как гайморит, атеросклероза сосудов с нарушением васкуляризации нисходящего корешка  тройничного нерва, заболеваний  зубов, верхней и нижней челюсти, патологического прикуса, узости костных  каналов и др. В последние годы стали придавать значение туннельному, компрессионному происхождению  тригеминальных невралгий.

     Невриты лицевого нерва (как и невропатии) являются одной из самых частых форм поражения периферической нервной  системы в детском возрасте. Это  обусловлено особенностями анатомического расположения нерва и его взаимоотношением с соседними образованьями. Так, в узком лицевом канале пирамиды височной кости лицевой нерв занимает 40-70% площади его поперечного сечения. В остальной части канала располагается  обильно васкуляризованная рыхлая соединительная ткань, что предрасполагает  к компрессии нерва вследствие даже небольшого отека. Кроме того, возможна врожденная аномалия канала (сужение, незакрытие).

     Невриты лицевого нерва обычно встречаются  у детей школьного возраста. Возникновение  вялого паралича мимических мышц у  детей первых трех лет жизни требует  в каждом конкретном случае исключения понтинной формы полиомиелита.

     Вертеброгенные  заболевания периферической нервной  системы, столь часто наблюдаемые  у взрослых, значительно реже встречаются  у детей и подростков. Однако изучению клинических проявлений остеохондроза  у детей и подростков придается  большое значение в связи с  предполагаемой ролью врожденной функциональной недостаточности соединительной ткани  в его возникновении, частой встречаемой  при дегенеративно-дистрофических изменениях позвоночника врожденных аномалий его развития, наличием семейно-наследственной предрасположенности к вертеброгенным заболеваниям периферической нервной  системы. Изучение клинических синдромов  остеохондроза позвоночника у детей  и подростков весьма актуально еще  и потому, что в этом возрасте дети подвергаются повышенной нагрузке на позвоночник: занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях  и др.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, мы видим, что нервная система  человека – это сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности  благодаря способности реагировать  на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

     Мы  выяснили, что основные функции нервной  системы – получение, хранение и  переработка информации из внешней  и внутренней среды, регуляция и  координация деятельности всех органов  и органных систем.

     Очень важен вывод о том, что интеграция осознанных ощущений и подсознательных  импульсов в головном мозгу –  сложный процесс. Нервные клетки действительно организованы таким  образом, что возможны миллиарды  вариантов их объединения в цепи. Но мы еще не можем точно объяснить  механизм того, как происходит мыслительная деятельность человека, с помощью  каких связей он осознает окружающую действительность и себя в ней.

     Науке еще только предстоит открыть  много нового и неизведанного  в этой области знаний.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Фомин Н.А. Физиология  человека. – М.: «Владос», 1995.

2. Хрипкова А.Г.  и др. Возрастная физиология и  школьная гигиена. – М.:    Просвещение, 1990.

3. Гаджакян НА., Гель  Л.З., Циркин В.Й., Чеенокова С.А.  Физиология человека: механизм саморегуляции.  – СПб: «Сотис», 1998.

4. Батуев А.С., Куликов  Г.А. Введение в физиологию  сенсорных систем. – М.:   Высшая  Школа, 1993.

5. Зверев И.Д. Книга  для чтения по анатомии, физиологии  и гигиене человека. –  М.: Просвещение, 1989.

6. Фомин Н.А. Физиология  человека: Учеб. пособие для студентов  ф-та физ. воспитания пед. ин-тов.  – М.: Просвещение, 1982.    

7. Физиология человека, под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, т. 1, М., 1996.

8. Любимова З. В., Маринова К. В., Никинина А. А., Возрастная физиология.: Учеб. для  студ. высших учеб заведений.: В  2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. – 304с.


Информация о работе Периферическая нервная система человека