Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 22:50, реферат
Организм человека – это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система, в которой все органы и системы органов, клетки и их совокупность, существуют взаимодействуя между собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и контролируемые нервной системой в результате поступающих по ней команд из генов и мозговых центров в виде условных и безусловных рефлексов обеспечивающих автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для выполнения ими запрограммированных жизненно необходимых функций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………….
Рецепторы
воспринимают различные стимулы (световые,
звуковые, термические, механические,
химические) и преобразуют их энергию
в нервные импульсы. Афферентные
нервные волокна передают эти
импульсы телам чувствительных нейронов,
которые расположены в
Центральная часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В центрах спинного и головного мозга сенсорная информация анализируется, оценивается и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу.
Становление рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода стимулируются рецепторы мышц, сухожилий и суставов, что способствует созреванию проводящих систем.
Формирование рефлекторной функции находится в полном соответствии с морфологическим развитием нервной системы. Доказано, что сначала происходит созревание нейронов рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.
Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения свойственны 2 – 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 – 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения.
В 9 – 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.
Рефлекс
Бабинского хорошо выражен с момента
рождения и до полугода, затем он
исчезает. Подошвенный рефлекс
Дети лучше, чем взрослые, различают, какой именно участок кожи раздражается. Что связано с ростом кожной поверхности без соответствующего увеличения числа нервных волокон.
Ядра
черепно-мозговых нервов продолговатого
мозга, в частности блуждающего
нерва, формируются рано. С их развитием
связано становление некоторых
регуляторных механизмов – дыхательной,
сердечно-сосудистой, пищеварительной
и других функций. Ядра блуждающего
нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного
развития. К полутора годам жизни
ребенка количество клеток в ядрах
блуждающего нерва
У плода и новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.
К моменту рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.
Среди рефлексов положения тела у новорожденного в первый месяц жизни хорошо выражен тонический шейный рефлекс. Он постепенно исчезает к концу первого года жизни.
Восприятие обонятельных раздражений связано с созреванием обонятельного и тройничного нервов. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи.
Регуляция температуры тела у новорожденных и детей первого огда жизни несовершенна.
Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлекторных реакций, но уже со 2-го дня жизни у него начинают формироваться условные рефлексы, приспосабливающие его к внешней среде. С возрастом скорость выработки условных рефлексов увеличивается.
При нарушениях работы периферической нервной системы возникают различные заболевания.
Невритами называют воспалительные заболевания периферических нервов. Невриты проявляются сильными болями по ходу соответствующего нерва, слабостью и атрофией (уменьшением в размерах) мышц, которые иннервируются воспаленным нервом, часто наблюдаются изменения чувствительности кожи к холоду, теплу, боли, касанию, могут отмечаться нарушения движений. Наиболее частыми причинами невритов являются травмы, интоксикации, инфекционные заболевания, а также нарушения обмена веществ (диабет), недостаточность кровоснабжения нерва за счет нарушений микроциркуляции.
Невралгия – ярко выраженный симптом воспаления какого-либо нерва. Представляет собой приступообразную острую, ноющую, жгучую или тупую боль по ходу нерва. Причиной этого страдания может служить как само воспаление нерва, или нервных сплетений, так и заболевание позвоночника или патология в тканях, окружающих нервный ствол (сдавливание нерва опухолью, отеком вследствие травм или инфекции).
Радикулиты
– наиболее распространенные заболевания
периферической нервной системы, при
которых в воспалительный процесс
вовлекаются пучки нервных
Онемение
и покалывание может явиться
следствием дефицита кальция и магния.
Принимайте по 1000 мг кальция и 500 мг
магния ежедневно в течение 2 – 3
недель. Ощущение покалывания и онемения
может вызвать дефицит
Механизмы
повреждения периферической нервной
системы многообразны и зависят
от этиологии заболевания. В детском
возрасте в основе патогенеза чаще
лежат инфекционные нейроаллергические
реакции. В таких случаях пусковым
толчком к развитию болезни являются
различные возбудители, часто вирусного
происхождения. Под их влиянием формируются
новые антигены, способствующие развитию
иммунопатологических гуморальных
и клеточных реакций, или гиперчувствительности
немедленного и замедленного типов.
При этом поражается преимущественно
периферическая нервная система, но
возможны также изменения головного
и спинного мозга. При инфекционных
заболеваниях любой ПН. является по
сути ПРН, так как патологический
процесс в начале локализуется в
корешках и лишь за тем распространяется
на периферические нервы (и центральную
нервную систему). Большое значение
для развития патологического процесса
имеют возникающие сосудистые нарушения
и демиелинезация. Существенную роль
играет также реактивность организма
и проницаемость
ПН
и ПРН у детей встречаются
реже, чем у взрослых. В детском
возрасте преобладают первичные
и вторичные инфекционно-
Невралгия тройничного нерва (болевой тик Труссо)
Болеют люди пожилого возраста (после 40 лет) и чаще женщины.
Невралгия
тройничного нерва является мультифакториальным
заболеванием. Указывают на этиологическую
роль общих инфекций, хронических
местных инфекций, таких как гайморит,
атеросклероза сосудов с
Невриты
лицевого нерва (как и невропатии)
являются одной из самых частых форм
поражения периферической нервной
системы в детском возрасте. Это
обусловлено особенностями
Невриты лицевого нерва обычно встречаются у детей школьного возраста. Возникновение вялого паралича мимических мышц у детей первых трех лет жизни требует в каждом конкретном случае исключения понтинной формы полиомиелита.
Вертеброгенные
заболевания периферической нервной
системы, столь часто наблюдаемые
у взрослых, значительно реже встречаются
у детей и подростков. Однако изучению
клинических проявлений остеохондроза
у детей и подростков придается
большое значение в связи с
предполагаемой ролью врожденной функциональной
недостаточности соединительной ткани
в его возникновении, частой встречаемой
при дегенеративно-
Итак,
мы видим, что нервная система
человека – это сложная сеть структур,
пронизывающая весь организм и обеспечивающая
саморегуляцию его
Мы выяснили, что основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.
Очень важен вывод о том, что интеграция осознанных ощущений и подсознательных импульсов в головном мозгу – сложный процесс. Нервные клетки действительно организованы таким образом, что возможны миллиарды вариантов их объединения в цепи. Но мы еще не можем точно объяснить механизм того, как происходит мыслительная деятельность человека, с помощью каких связей он осознает окружающую действительность и себя в ней.
Науке еще только предстоит открыть много нового и неизведанного в этой области знаний.
1. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: «Владос», 1995.
2. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
3. Гаджакян НА., Гель Л.З., Циркин В.Й., Чеенокова С.А. Физиология человека: механизм саморегуляции. – СПб: «Сотис», 1998.
4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая Школа, 1993.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
6. Фомин Н.А. Физиология
человека: Учеб. пособие для студентов
ф-та физ. воспитания пед. ин-
7. Физиология человека, под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, т. 1, М., 1996.
8. Любимова З. В., Маринова К. В., Никинина А. А., Возрастная физиология.: Учеб. для студ. высших учеб заведений.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. – 304с.