Предмет,задачи и методы паофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:19, творческая работа

Описание работы

Термин патофизиология впервые введен в 1819 г. L.Galliot, который опубликовал учебник «Pathologie generale, et physiologie pathologique».

Патофизиология является синонимом термина «экспе­риментальная патология», основоположниками которой являются Ф.Мажанди (1783-1855) и К.Бернар (1813-1878). В России фундамент патологической физиологии заложил В.В. Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г. «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство «Курс общей и экспериментальной патологии — патологической физиологии». В развитие пато­физиологической науки в республике Казахстан внесли большой вклад профессора О.С. Глозман (1901-1976), Я.А. Лазарис (1904-1989). Т.А. Назарова (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919-2004), Х.Е. Маманова (1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998).

Файлы: 1 файл

1.предмет,задачи и методы патофизиологии.ppt

— 154.50 Кб (Скачать файл)

1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ  ПАТОФИЗИОЛОГИИ

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: 

 

 

  • Термин патофизиология впервые введен в 1819 г. L.Galliot, который опубликовал учебник «Pathologie generale, et physiologie pathologique».

 

  • Патофизиология является синонимом термина «экспе­риментальная патология», основоположниками которой являются Ф.Мажанди (1783-1855) и К.Бернар (1813-1878). В России фундамент патологической физиологии заложил В.В. Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г. «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство «Курс общей и экспериментальной патологии — патологической физиологии». В развитие пато­физиологической науки в республике Казахстан внесли большой вклад профессора О.С. Глозман (1901-1976), Я.А. Лазарис (1904-1989). Т.А. Назарова (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919-2004), Х.Е. Маманова (1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998).

1.1. Предмет и задачи патофизиологии

 

  • Патофизиология (от греч. pathos-болезнь, страдание, physis — природа, logos-учение) — наука о жизнедеятель­ности больного организма. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития нарушений в организме при болезнях. Так, воспаление легких, печени, желудка, кожи и т.д., клинически резко отличаются друг от друга, однако в основе их развития лежит воспаление,течение которого имеет общие закономерности. Большин­ство заболеваний сопровождаются повреждениями клеток и субклеточных структур. Эти повреждения также имеют общие закономерности развития и изучаются патофизио­логией. Патофизиология является объединяющим звеном между биологическими и клиническими дисциплинами и, основываясь на частных результатах исследований отдельных патологических процессов и болезней человека, выводит наиболее общие закономерности. Познание общих закономерностей возникновения и развития болезней позволяет принимать меры по их предупреждению в глобальном масштабе. Благодаря этому удалось ликви­дировать многие инфекционные заболевания путем всеобщей вакцинации населения (оспа, дифтерия, полио­миелит и т.д.).
  • Знание общих закономерностей развития патологи­ческих процессов на разных уровнях организации человека позволяет эффективно провести патогенетическую терапию многих заболеваний.
  • Основной целью патофизиологии как учебной дисциплины является приобщение студентов к пониманию сущности болезни и общих закономерностей возникновения, развития, течения и исходов патологических процессов и болезней. Знание этих вопросов формирует у студентов клиническое мышление. Поэтому патофизиология тесно связана с кли­ническими дисциплинами, т.к. у них общая цель. Однако методы и объекты исследования различны. Клинические дисциплины изучают конкретного больного человека с конкретными проявлениями болезни. Патологическая физиология же изучает общие неспецифические и специфические механизмы развития болезней вообще или измененную жизнедеятельность больного организма. На различных этапах развития болезни возникают морфоло­гические, биохимические и функциональные изменения, которые находятся во взаимосвязи между собой. Лишь путем интегративной оценки этих изменений можно установить общие закономерности развития болезни, что является основной задачей патофизиологии, как фунда­ментальной медико-биологической науки. Анализируя причинно-следственные отношения, можно понять меха­низмы развития болезни. Лишь зная причинные факторы и механизмы развития, врач может проводить эффек­тивную этиотропную и патогенетическую профилактику и терапию болезней. Этим врач отличается от среднегомедицинского работника. Поэтому преподавание предмета патофизиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего медицинского образования занимает одно из ведущих положений.

1.2. Структура учебной дисциплины  патофизиологии

 

 

  • Патофизиология, как учебная дисциплина, состоит из двух частей: общей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является ознакомление студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и типовыми патологическими процессами. Общее учение о болезни (общая нозология) тесно связано с общими понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология) и механизмах развития, течения и исхода болезни (патогенез). Эти понятия также тесно связаны с состоянием самого макроорганизма т.е. с его реактивностью, наследственностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвычайно важному разделу общей патофизиологии — общей нозологии. Следующим весьма важным разделом общей патофизиологии являются типовые патологические процессы. К ним относятся! повреждение клетки, местные расстройства кровообращения, воспаление, лихорадка, типовые нарушения обмена веществ, аллергия, опухоли и др.
  • Типовыми патологическими процессами называют те процессы, которые объединяются по следующим кри­териям:
  • 1. они возникают под влиянием множества чрезвычайно разных причинных факторов. Несмотря на это, они развиваются по общим закономерностям, по единому патогенетическому пути.
  • 2. характеризуются, как правило, единством и борь­бой противоположностей: процессов повреждения и защитно-приспособительных механизмов на разных уровнях организма.
  • 3. в организме высокоразвитых животных и человека протекают однотипно.
  • Частная патофизиология изучает типовые нарушения отдельных органов и систем организма.

Патофизиология

 

Общая

 

Частная

 

Нарушения

отдельных

органов и

систем организма

 

Общая нозология

-общее понятие о 

болезни

-общая этиология

-общий патогенез

 

Типовые 

патологические 

процессы

1.3. Методы исследования, значение  эксперимента в патофизиологии

 

  • Патофизиология является экспериментальной наукой, поэтому основным ее методом является эксперимент на живых объектах. Патофизиологический эксперимент отли­чается от физиологического моделированием болезни чело­века на лабораторных животных. Моделью болезни назы­вают воспроизведение копий отдельных симптомов и синдромов соответствующего заболевания человека на лабораторных животных. В настоящее время можно воспроизвести на животных такие патологические процессы, как травматический шок, сахарный диабет, атеросклероз, инфаркт миокарда, воспаление почек, артериальная гипер-тензия и т.д. Между тем, нельзя забывать, что организм человека намного сложнее даже самых высокоорганизо­ванных животных и находится под постоянным влиянием социальных факторов, в связи с чем получить в полном объеме болезни человека на животных практически невозможно. Можно воспроизвести лишь отдельные патогенетически важные звенья, симптомы и синдромы болезни человека. Некоторые болезни человека воспро­извести на животных абсолютно невозможно. К ним отно­сятся: психические заболевания, некоторые обменные заболевания (подагра), рак желудка, атопические болезни и т.д. В эксперименте используются физиологические, электрофизиологические, биофизические, биохимические, гематологические, морфологические, иммунологические, математические методы исследования.
  • Патофизиологический эксперимент, в отличие от клинического наблюдения, имеет ряд выгодных преиму­ществ. К этим преимуществам относятся возможности:
  • 1. выяснения причинных факторов возникновения болезни;
  • 2. наблюдения с периода пребболезни и наиболее ранней стадии болезни до исхода;
  • 3. исследования нелеченных форм болезни;
  • 4. проведения экспериментальной терапии.
  • Все эти возможности резко ограничены в клинических условиях.
  • Патофизиологический эксперимент на лабораторных животных может состоять из трех стадий:
  • 1. изучение исходного фонового состояния организма;
  • 2. воспроизведение модели болезни;
  • 3. проведение экспериментальной терапии.

Требования,

предъявляемые 

к эксперименту

 

Теоретическая

подготовка.

а)Создание идеи,

гипотезы, которую

необходимо 

проверить в

эксперименте

б)Планирование 

и определение

цели и задачи

эксперимента

 

 

Правильной подбор

экспериментальных

животных

(аллергические

реакции лучше 

моделировать 

на морских свинках,

опухоли- на мышах,

неврозы- на 

собаках, инфекционные

процессы- на 

кроликах и мышах 

 

Обязательное 

параллельное 

проведение 

опытного

и контрольного

исследования

 

Статистическая

обработка

полученных

результатов

  • Модели патологических процессов могут быть вос­произведены на изолированных органах, культурах клеток и тканей.
  • Также используется математическое моделирование болезней и отдельных их элементов с помощью современ­ной вычислительной техники.
  • В патофизиологии, наряду с указанными методами, используется клиническое исследование. Хорошо развивается клиническая патофизиология.

Информация о работе Предмет,задачи и методы паофизиологии