1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
ПАТОФИЗИОЛОГИИ
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
- Термин патофизиология впервые введен в 1819 г. L.Galliot, который опубликовал учебник «Pathologie generale, et
physiologie pathologique».
- Патофизиология является синонимом термина «экспериментальная патология», основоположниками которой являются Ф.Мажанди (1783-1855) и К.Бернар (1813-1878). В России фундамент патологической физиологии заложил В.В. Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г. «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство «Курс общей и экспериментальной патологии — патологической физиологии». В развитие патофизиологической науки в республике Казахстан внесли большой вклад профессора О.С. Глозман (1901-1976), Я.А. Лазарис (1904-1989). Т.А. Назарова (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919-2004), Х.Е. Маманова (1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998).
1.1. Предмет и задачи патофизиологии
- Патофизиология (от греч. pathos-болезнь, страдание, physis — природа, logos-учение) — наука о жизнедеятельности больного организма. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития нарушений в организме при болезнях. Так, воспаление легких, печени, желудка, кожи и т.д., клинически резко отличаются друг от друга, однако в основе их развития лежит воспаление,течение которого имеет общие закономерности. Большинство заболеваний сопровождаются повреждениями клеток и субклеточных структур. Эти повреждения также имеют общие закономерности развития и изучаются патофизиологией. Патофизиология является объединяющим звеном между биологическими и клиническими дисциплинами и, основываясь на частных результатах исследований отдельных патологических процессов и болезней человека, выводит наиболее общие закономерности. Познание общих закономерностей возникновения и развития болезней позволяет принимать меры по их предупреждению в глобальном масштабе. Благодаря этому удалось ликвидировать многие инфекционные заболевания путем всеобщей вакцинации населения (оспа, дифтерия, полиомиелит и т.д.).
- Знание общих закономерностей развития патологических процессов на разных уровнях организации человека позволяет эффективно провести патогенетическую терапию многих заболеваний.
- Основной целью патофизиологии как учебной дисциплины является приобщение студентов к пониманию сущности болезни и общих закономерностей возникновения, развития, течения и исходов патологических процессов и болезней. Знание этих вопросов формирует у студентов клиническое мышление. Поэтому патофизиология тесно связана с клиническими дисциплинами, т.к. у них общая цель. Однако методы и объекты исследования различны. Клинические дисциплины изучают конкретного больного человека с конкретными проявлениями болезни. Патологическая физиология же изучает общие неспецифические и специфические механизмы развития болезней вообще или измененную жизнедеятельность больного организма. На различных этапах развития болезни возникают морфологические, биохимические и функциональные изменения, которые находятся во взаимосвязи между собой. Лишь путем интегративной оценки этих изменений можно установить общие закономерности развития болезни, что является основной задачей патофизиологии, как фундаментальной медико-биологической науки. Анализируя причинно-следственные отношения, можно понять механизмы развития болезни. Лишь зная причинные факторы и механизмы развития, врач может проводить эффективную этиотропную и патогенетическую профилактику и терапию болезней. Этим врач отличается от среднегомедицинского работника. Поэтому преподавание предмета патофизиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего медицинского образования занимает одно из ведущих положений.
1.2. Структура учебной дисциплины
патофизиологии
- Патофизиология, как учебная дисциплина, состоит из двух частей: общей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является ознакомление студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и типовыми патологическими процессами. Общее учение о болезни (общая нозология) тесно связано с общими понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология) и механизмах развития, течения и исхода болезни (патогенез). Эти понятия также тесно связаны с состоянием самого макроорганизма т.е. с его реактивностью, наследственностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвычайно важному разделу общей патофизиологии — общей нозологии. Следующим весьма важным разделом общей патофизиологии являются типовые патологические процессы. К ним относятся! повреждение клетки, местные расстройства кровообращения, воспаление, лихорадка, типовые нарушения обмена веществ, аллергия, опухоли и др.
- Типовыми патологическими процессами называют те процессы, которые объединяются по следующим критериям:
- 1. они возникают под влиянием множества чрезвычайно разных причинных факторов. Несмотря на это, они развиваются по общим закономерностям, по единому патогенетическому пути.
- 2. характеризуются, как правило, единством и борьбой противоположностей: процессов повреждения и защитно-приспособительных механизмов на разных уровнях организма.
- 3. в организме высокоразвитых животных и человека протекают однотипно.
- Частная патофизиология изучает типовые нарушения отдельных органов и систем организма.
Патофизиология
Общая
Частная
Нарушения
отдельных
органов и
систем организма
Общая нозология
-общее понятие о
болезни
-общая этиология
-общий патогенез
Типовые
патологические
процессы
1.3. Методы исследования, значение
эксперимента в патофизиологии
- Патофизиология является экспериментальной наукой, поэтому основным ее методом является эксперимент на живых объектах. Патофизиологический эксперимент отличается от физиологического моделированием болезни человека на лабораторных животных. Моделью болезни называют воспроизведение копий отдельных симптомов и синдромов соответствующего заболевания человека на лабораторных животных. В настоящее время можно воспроизвести на животных такие патологические процессы, как травматический шок, сахарный диабет, атеросклероз, инфаркт миокарда, воспаление почек, артериальная гипер-тензия и т.д. Между тем, нельзя забывать, что организм человека намного сложнее даже самых высокоорганизованных животных и находится под постоянным влиянием социальных факторов, в связи с чем получить в полном объеме болезни человека на животных практически невозможно. Можно воспроизвести лишь отдельные патогенетически важные звенья, симптомы и синдромы болезни человека. Некоторые болезни человека воспроизвести на животных абсолютно невозможно. К ним относятся: психические заболевания, некоторые обменные заболевания (подагра), рак желудка, атопические болезни и т.д. В эксперименте используются физиологические, электрофизиологические, биофизические, биохимические, гематологические, морфологические, иммунологические, математические методы исследования.
- Патофизиологический эксперимент, в отличие от клинического наблюдения, имеет ряд выгодных преимуществ. К этим преимуществам относятся возможности:
- 1. выяснения причинных факторов возникновения болезни;
- 2. наблюдения с периода пребболезни и наиболее ранней стадии болезни до исхода;
- 3. исследования нелеченных форм болезни;
- 4. проведения экспериментальной терапии.
- Все эти возможности резко ограничены в клинических условиях.
- Патофизиологический эксперимент на лабораторных животных может состоять из трех стадий:
- 1. изучение исходного фонового состояния организма;
- 2. воспроизведение модели болезни;
- 3. проведение экспериментальной терапии.
Требования,
предъявляемые
к эксперименту
Теоретическая
подготовка.
а)Создание идеи,
гипотезы, которую
необходимо
проверить в
эксперименте
б)Планирование
и определение
цели и задачи
эксперимента
Правильной подбор
экспериментальных
животных
(аллергические
реакции лучше
моделировать
на морских свинках,
опухоли- на мышах,
неврозы- на
собаках, инфекционные
процессы- на
кроликах и мышах
Обязательное
параллельное
проведение
опытного
и контрольного
исследования
Статистическая
обработка
полученных
результатов
- Модели патологических процессов могут быть воспроизведены на изолированных органах, культурах клеток и тканей.
- Также используется математическое моделирование болезней и отдельных их элементов с помощью современной вычислительной техники.
- В патофизиологии, наряду с указанными методами, используется клиническое исследование. Хорошо развивается клиническая патофизиология.