Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:11, контрольная работа
Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма и составляющих его органов и систем. Анатомия тесно связана с физиологией – наукой о жизнедеятельности организма. Обе эти науки рассматривают один и тот же объект с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы, организации человеческого организма, а физиология – с точки зрения его функции, происходящих в нем процессов. Взаимно дополняя одна другую, указанные науки позволяют составить правильное объективное представление о форме, строении и жизнедеятельности человеческого организма. Анатомия и физиология являются фундаментом медицинской науки.
Анатомия и физиология человека………………………………2
Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях………7
Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.
Психология состояний объединяет
огромный опыт мировой психологической
науки в области исследования психических
состояний. Проблему оптимальных состояний
человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О.
Прохоров занимается разработкой психологии
неравновесных состояний. Психология
состояний включает и рассмотрение отдельных
видов состояний, в том числе, возникающих
в чрезвычайных ситуациях. Тензионные
состояния (состояния напряжения) изучали
Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные
состояния, возникающие в чрезвычайных
ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А
Кемпински и др.
Среди психических явлений психическим
состояниям принадлежит одно из основных
мест. В то же время, несмотря на интенсивное
изучение проблемы психических состояний,
очень многое в ней остается неясным. По
мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная
разработка этой проблемы потому, что
психические состояния существенно определяют
характер деятельности человека».
И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.
На фоне разногласий и большого
разнообразия мнений по поводу определения,
состава, структур, функций, механизмов,
классификаций и других проблем, связанных
с психическим состоянием, многие авторы
остаются, едины во мнении о большом, если
не решающем, значении исследований данного
психического явления для психологии.
Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший
понятие «психическое состояние» в статус
психологической категории, считал, что
решение данной проблемы восполняет имеющуюся
брешь в психологии – разрыв между учением
о психических процессах и психических
свойствах личности. По этому поводу Ю.Е.
Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику
в целом, не исследуя ее конкретных интегральных
проявлений в форме психических состояний».
Итак, пролистаем работы разных авторов.
Встречается термин «напряженные ситуации»
- М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко,
«крайние условия» - Л.Г. Дикая, «сложные
ситуации» - А.В. Либин, «стрессовые ситуации»
- Г. Селье, Китаев-Смык, «острособытийные
ситуации - В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации»
- А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» - В.Д.Туманов,
«особые условия» - С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая.
Термином «экстремальные ситуации» оперируют
следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г. Анд-росюк,
В.И.Лебедев, Г.В. Суворов, М.П. Мингалиева,
Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».
В.Г. Андросюк в своей книге
«Педагогика и психология» приходит к
такому выводу: «чрезвычайная ситуация
– это такое состояние системы жизнедеятельности,
которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно
для функционирования психики человека
и может вызвать напряженность».
Исходя из всего вышесказанного, перечислим
основные характеристики чрезвычайной
ситуации:
1. Это ситуация крайняя,
с очень большим по силе
воздействием, выходящим за пределы
диапазона возможностей
2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
3. Ситуация вызывает
4. Чрезвычайная ситуация
ведет к появлению состояния
динамического рассогласования
и требует максимальной
5. Такая ситуация вызывает
негативные функциональные
6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.
Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.
По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
-снижение порогов ощущений,
ускорение чувствительных и
понижение утомляемости, - исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности
к решительным и смелым
- активизация деловых
мотивов, чувств долга. У человека
возникает деловое возбуждение,
конечная и промежуточная цели
деятельности определяются
- активизация познавательной
деятельности. Человек проявляет
остроту восприятия, активно включает
резервы оперативной и
-проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).
Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:
1. физиологическую устойчивость,
обусловленную состоянием
2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной си-туации, наличие положительной мотивации и др.);
3. психологическую готовность
(активнодеятельностное состояние, мобилизованность
всех сил и возможностей на предстоящие
действия)».
Различные авторы дают разные определения
понятия «психическое состояние». Некоторые
из них, например, Джемс, идентифицируют
понятия «состояние» и «процесс», другие
сводят понятие «психическое состояние»
к понятию «состояние сознания», третьи,
так или иначе, связывают психическое
состояние с характеристиками эмоциональной
сферы.
Нам представляется наиболее полным определение
психического состояния Д.Н. Левитова:
«это целостная характеристика психической
деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие протекания
психических процессов в зависимости
от отражаемых предметов и явлений действительности,
предшествующих состояний и психических
свойств личности». Анализ поведения и
состояния человека в экстремальной ситуации
показывает, что наиболее сильным раздражителем,
приводящим к ошибочным действиям, является
неполнота информации.
П.В. Симонов разработал информационную
теорию эмоций, согласно которой, при дефиците
наличной информации появляется отрицательная
эмоция, достигающая максимума в случае
полного отсутствия информации. Положительная
эмоция возникает, когда наличная информация
превышает информацию, необходимую для
удовлетворения данной потребности. Таким
образом, в ряде случаев знания, информированность
личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный
настрой и психическое состояние личности,
открывают доступ к внутренним ресурсам
человека.
«Воля есть сознательное регулирование
человеком своего поведения и деятельности,
связанное с преодолением внутренних
и внешних препятствий». Преодоление человеком
препятствий требует волевого усилия
– особого состояния нервно - психического
напряжения, мобилизующего его физические,
интеллектуальные и моральные силы. Воля
проявляется как уверенность человека
в своих силах, как решимость совершить
тот поступок, который считает целесообразным
и необходимым в конкретной ситуации.
Поскольку состояние – многомерное явление,
то любое состояние может быть описано
широким спектром параметров. Тот или
иной параметр может быть ведущим. Какие
параметры состояния выходят на первый
план в чрезвычайной ситуации? Прежде
всего – напряжение.
Напряжение в словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. Такими факторами может быть повышенная нагрузка, дефицит времени, недостаток информации и др. По мнению Л.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова, трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.
Информация о работе Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях