Рекомендации к обучению детей с различными видами зрительной паталогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................... 3
Основные направления и задачи СДУ........................................................ 5
Рекомендации при выполнении коррекционных занятий..........................
Заключение..................................................................................................... 13
Список использованных источников............................................. ……….. 14

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Р Ф.

ГОУ ВПО «Ярославский Государственный Педагогический Университет 

им. К.Д. Ушинского»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по анатомии, физиологии  и патологии анализаторов

 

На тему: Рекомендации к обучению детей с различными видами зрительной паталогии.

 

 

 

 

  Выполнила: Новикова А. А.

                                                                                 студентка заочной формы   

                                                                         обучения, гр. 82 «Б»   СД-0284          

                 Проверила : Дунаевская Ю. Л. 

 

 

Ярославль 2011

Содержание.

Введение ….....................................................................................................  3

Основные направления  и задачи СДУ........................................................ 5

Рекомендации при выполнении коррекционных  занятий..........................

Заключение.....................................................................................................  13

Список использованных источников............................................. ………..  14

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дошкольный  возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его  дальнейшего развития. Ведь в это  время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Желая оказать эффективную помощь нашему малышу, мы должны знать, как  протекает развитие ребенка с  нарушением зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего  мира при помощи всех его сохранных  органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  направления и задачи СДУ.

Специальное дошкольное учреждение - это учебное  заведение, направленное на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.

Вся коррекционная  работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и  на занятиях.

Содержание  воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения определяется программой, учитывающей достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.

Стратегия индивидуального  коррекционного воспитания и обучения определяется на основе комплексной  диагностики. Педагогический процесс  охватывает все основные направления развития ребенка и предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей; ориентируется на личность каждого ребенка при взаимодействии.

Процесс обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения помимо общих задач развития дошкольника решает и специальные, связанные с исправлением дефекта развития детей.

Основные направления  работ:

1.Организационно-педагогическая работа.

2.Лечебно-восстановительная работа.

3.Коррекционно-образовательная работа.

Организационно-педагогическая работа включает в себя методическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса, комплектование групп, организацию работы по совершенствованию педагогического мастерства коллектива тифлопедагогов, просветительская работа среди воспитателей и родителей, консультационная помощь родителям детей с нарушениями зрения.

Лечебно-восстановительная  работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей. Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная, профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Большинство направлений врачебной деятельности тесно связаны с коррекционно-педагогическим процессом.

Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и тифлопедагога.

Каждый вид  деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.

На занятиях в рамках общеобразовательного обучения решается следующие коррекционные задачи:

1) формирование у детей представлений  о своих зрительных возможностях  и умений пользоваться нарушенным  зрением;

2) формирование умений получать  информацию об окружающем мире  с помощью всех сохранных анализаторов;

3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которая решается на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Обязательными являются специальные коррекционные  занятия следующих видов:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • ориентировка в пространстве;
  • социально-бытовая ориентировка

 

Развитие зрительного восприятия.

Курс специальных коррекционных  занятий  по развитию зрительного  восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог должен учить детей фиксировать  взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.

Занятия  по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом должно быть взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях должен использоваться соответствующий дидактический материал, специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог должен включить в занятия игры и  упражнения, способствующие активизации  деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагаются детям задания, в которых они учатся  выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми должны проводиться специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей нужно учить, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения  тифлопедагог должен проводить с  детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение  их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог должен проводить индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

На занятиях по развитию зрительного  восприятия необходимо знакомить детей  с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических  упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Подводить детей к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате.

 

Непременным условием успешности работы  по развитию зрительного восприятия является словесная регуляция зрительного  восприятия предметов, а также активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

 

Развитие  осязания и мелкой моторики

Почему такое большое  значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

Именно по этому первые занятия  нужно посвящать знакомству детей со строением рук, названием пальцев, учить детей выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Затем  формировать у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук нужно предлагать задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения необходимо проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования  и зрения, и осязания, а также  сопровождать словесным описанием. Позже дети учатся обследовать и  узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.

 Обязательно должны быть  игры и упражнения, повышающие  осязательную чувствительность  пальцев рук, развивающие точность  и координированность движений  рук. Детям нужно предлагать  разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с  использованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок.

В занятие по развитию осязания и  мелкой моторики нужно включать различные  виды предметно-практической деятельности детей. Проводить также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубоко зрительной патологией обучать чтению рельефных рисунков.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторики расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления  об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

 

Обучение  ориентировке в пространстве.

Обучение детей ориентировке в  пространстве включает в себя несколько  этапов:

- на первом этапе необходимо  создать у детей четкие представления  о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

- на втором этапе - дать детям  представления о том, что собственное  тело является точкой отсчета  при ориентировке в окружающем  пространстве, то есть «от себя»,  детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

- третий этап - обучение детей  моделированию предметно практических построений;

- четвертый этап - обучение ориентировке  в пространстве с помощью схем.

Информация о работе Рекомендации к обучению детей с различными видами зрительной паталогии