Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова»
или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические
рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые
десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи
Возрождения — светский характер культуры
и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь,
к человеку и его деятельности). Появляется
интерес к античной культуре, происходит как бы
её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских
гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин
был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного
расцвета: например,Каролингское Возрождение или Возрождение XII
века.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных
изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик
привёл к росту влияния сословий,
не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников,
торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная
средневековой, во многом церковной культурой,
и её аскетичный, смиренный дух. Это привело
к появлению гуманизма — общественно-философского
движения, рассматривавшего человека,
его личность, его свободу, его активную,
созидающую деятельность как высшую ценность
и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать
светские центры науки и искусства,
деятельность которых находилась вне
контроля церкви. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических,
неаскетичных отношений. Изобретение
в середине XV века книгопечатаниясыграло огромную роль в распространении
античного наследия и новых взглядов по
всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были
заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто,Орканья и др.), но оно твёрдо установилось
только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение
началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего
расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения,
следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Возрождение делят на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
- Проторенессанс[править | править исходный текст]
- Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
-
-
- Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи
- Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
- Раннее Возрождение[править | править исходный текст]
- Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
- Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
- Высокое Возрождение[править | править исходный текст]
- Сюда перенаправляется запрос «Высокое Возрождение». На эту тему нужна отдельная статья.
-
-
- Пьета (Микеланджело) (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь
- Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
- Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонаротти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).
Позднее Возрождение[править | править
исходный текст]
Кризис Возрождения: венецианецТинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных
отсветах
Позднее Возрождение в
Италии охватывает период с 1530-х по
1590—1620-е годы. Некоторые исследователи
причисляют к Позднему Возрождению
и 1630-е, но эта позиция вызывает споры
среди искусствоведов и историков.
Искусство и культура этого времени
настолько разнообразны по своим
проявлениям, что сводить их к
одному знаменателю можно только
с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный
исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела
на всякое свободомыслие, включая воспевание
человеческого тела и воскрешение идеалов
античности как краеугольные камни ренессансной
идеологии. Мировоззренческие противоречия
и общее ощущение кризиса вылились во
Флоренции в «нервное» искусство надуманных
цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только
после смерти художника в 1534 году. У художественных
традиций Венеции была собственная логика развития;
до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало
общего с кризисными явлениями в искусстве
Флоренции и Рима.
Северное Возрождение[править | править исходный
текст]
Основная статья: Северное
Возрождение
Итальянский Ренессанс практически
не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по
континенту, но многие позднеготические
влияния сохранялись даже до наступления
эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории
Нидерландов, Германии и Франции
принято выделять в отдельное
стилевое направление, имеющее некоторые
различия с Возрождением в Италии,
и называть «Северное Возрождение».
«Любовное борение во сне Полифила» (1499) —
одно из высших достижений ренессансного
книгопечатания
Наиболее заметны стилевые
различия в живописи: в отличие
от Италии, в живописи долго сохранялись
традиции и навыки готическогоискусства, меньшее внимание
уделялось исследованиям античного наследия
и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн
Младший, Лукас Кранах
Старший, Питер Брейгель
Старший. Предренессансным духом проникнуты
и некоторые произведения мастеров поздней
готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Человек эпохи Возрождения[править | править исходный
текст]
Основная статья: Ренессансный
гуманизм
Философы Возрождения
от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом
и его творческой мощью. Разум — это бесценный
дар природы, который отличает человека
от всего сущего, делает его богоподобным.
Для гуманиста мудрость являлась высшим
благом, доступным людям, и поэтому своей
важнейшей задачей они считали пропаганду
классической античной литературы. В мудрости
и познании, верили они, человек обретает
настоящее счастье — и в этом состояло
его подлинное благородство. Улучшение
человеческой природы через изучение
античной литературы — краеугольный камень ренессансного
гуманизма.
Наука[править | править исходный
текст]
Астрономические инструменты на картине
Гольбейна «Послы» (1533)
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления
людей о мире и месте человека в нём. Великие географические
открытия, гелиоцентрическая
система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работыПарацельса и Везалия, в которых впервые после античности
были предприняты попытки изучить строение
человека и процессы, происходящие в нём,
положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли
и в общественных
науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические
процессы впервые стали рассматриваться
как результат взаимодействия различных
групп людей и их интересов. Тогда же были
предприняты попытки разработки «идеального»
общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности
были восстановлены, выверены и напечатаны многие
античные тексты. Почти все гуманисты
так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого
языка.
В целом, преобладающая в
данную эпоху пантеистическая мистика
Возрождения создавала неблагоприятный
идейный фон для развития научных
знаний. Окончательное становление
научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным
Возрождению движением Реформации[1].
Литература[править | править исходный
текст]
Основная статья: Литература
эпохи Возрождения
Истинным родоначальником
эпохи Возрождения в литературе
принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл
сущность людей того времени в своем произведении
под названием «Комедия», которое впоследствии
будет названо «Божественной
комедией». Этим названием потомки явили
свое восхищение грандиозным созданием
Данте. В литературе Возрождения наиболее
полно выразились гуманистические идеалы
эпохи, прославление гармонической, свободной,
творческой, всесторонне развитой личности.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего
мира человека, богатство его эмоциональной
жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература
пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число
«классических» (наряду с древнегреческой
и древнеримской) литератур для других
стран.
Литература Возрождения
опиралась на две традиции: народную
поэзию и «книжную» античную литературу,
поэтому часто рациональное начало
сочеталось в ней с поэтической
фантастикой, а комические жанры
получили большую популярность. Это
проявилось в наиболее значительных
литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте»Сервантеса, и «Гаргантюа и
Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано
появление национальных литератур — в
отличие от литературы средних веков,
создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр
и драма. Самыми известными драматургами
этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство[править | править исходный
текст]
Основная статья: Изобразительное
искусство Возрождения
«Рождение Венеры»,
около 1485, Сандро Боттичелли —
одно из первых со времён античности изображений
обнажённого женского тела
Для живописи эпохи Возрождения
характерно обращение профессионального
взгляда художника к природе,
к законам анатомии, жизненной
перспективе, действию света и другим
идентичным естественным явлениям.
Художники Возрождения, рисуя
картины традиционной религиозной тематики, начали использовать
новые художественные приёмы: построение
объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем
плане. Это позволило им сделать изображения
более реалистичными, оживленными, в чём
проявилось резкое отличие их творчества
от предыдущейиконографической традиции, изобилующей условностями
в изображении.
Архитектура[править | править исходный
текст]
Основная статья: Архитектура
Возрождения
Главное, чем характеризуется
эта эпоха — возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественноримского искусства. Особенное значение
в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных
частей, о чём наглядно свидетельствуют
уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых
зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям
приходит полукругарки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие
ренессансной архитектуры внесли пять
мастеров:
Церковь Святого Духа во
Флоренции (арх. Ф. Брунеллески)
- Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
- Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработаннымрустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
- Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами впапской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
- Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.
За пределами Италии итальянские
влияния наслаивались на местные
средневековые традиции, порождая национальные
изводы ренессансного стиля. Для
иберийского ренессанса характерно
сохранение готического и мавританского
наследия вроде мелкой ажурной резьбы
(см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения
оставила памятники в виде причудливо
декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами;
эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской
Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные
особняки с огромными окнами, заливавшими
интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).
Музыка[править | править исходный
текст]