Резедуальная энцефалопатия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:08, статья

Описание работы

Резидуальная энцефалопатия – это патология головного мозга в следствие гибели клеток центральной нервной системы. Возникающее в следствие длительного или острого повреждающего фактора.
Это могут быть довольно простые симптомы, такие как головная боль, нервозность, повышенная возбудимость, нарушение памяти и сна, головокружение.

Файлы: 1 файл

Резидуальная энцефалопатия.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Алла Вильниц 
Детский невролог,

к.м.н, ст. научный сотрудник НИИ

детских инфекций МЗ РФ 
Статья из декабрьского номера журнала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

 
встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической имоторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), нообычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью;такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерныагрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детямтрудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители иучителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Диагнозгиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен,непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает настуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако несуществует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждалдиагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или ввозрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильноустает, гиперактивность усугубляется.

 
Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания(СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ.Основной признак синдрома - это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки -гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость - бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГимеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонениянередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторойзадержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкиминеврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. СДВГ встречается в США у3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. Умальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

 
Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. Помнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитииголовного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы,преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины - наркомания у матери, прием еютоксичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можноговорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается снормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости илиэмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы илимозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психическогорасстройства. Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Можетбыть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологическойпомощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервнуюсистему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средствили специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительнымпобочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения,осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимальнорегулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия.Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужначастая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться сгиперактивным ребенком. К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; уних больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми.Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональнойориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взрослениясимптомы гиперактивности ослабевают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синдром гипервозбудимости

Синдром гипервозбудимости у детей – довольно распространенное заболевание среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом мальчики более подвержены такому заболеванию, чем девочки.

Синдром повышенной возбудимости развивается в  результате нарушения деятельности головного мозга ребенка, при котором у малыша наблюдается плохая концентрация внимания, нарушения памяти и высокая подвижность.

Симптоматика заболевания зависит от возрастной категории детей. Рассмотрим, какими признаками характеризуется синдром гипервозбудимости  и какие методы лечения данного заболевания существуют сегодня.

Синдром гипервозбудимости у детей грудного возраста: симптомы

Уже с первых месяцев жизни ребенок может заболеть таким нервно-психическим расстройством, как синдром гипервозбудимости. Основные симптомы проявления болезни у детей грудного возраста:

  • повышенная двигательная активность;

  • беспричинный плач;

  • нарушение сна;

  • частое и обильное срыгивание;

  • вегетативные нарушения;

  • отказ от груди;

  • повышение тонуса в мышцах;

  • быстрые ритмичные движения рук и подбородка;

  • сложности кормления;

  • расстройства кишечника.

У детей в возрасте от 1 до 3 лет синдром гипервозбудимости выражается в виде чрезмерной активности, плохого прибавления в весе, расстройств сна, нарушений психомоторного и речевого развития.

Синдром гипервозбудимости у детей младшего школьного возраста

Визуально синдром гипервозбудимости у детей проявляется в виде гиперактивности. На первый взгляд может показаться, что ребенок просто невоспитанный, поскольку его поведение сильно выходит за рамки поведения нормального ребенка. По отношению к окружающим он ведет себя достаточно агрессивно и вызывающе.

Кроме того, при явно выраженной физической активности и стремлению к действиям, такой ребенок слабо усваивает материал на уроке. При синдроме гипервозбудимости  ребенок не может контролировать свои поступки, в результате чего слова у него опережают мысли, он нетерпелив, перебивает учителя и сверстников.

Лечение гипервозбудимости у детей

Если родители, наблюдая за своим ребенком, заметили у него перечисленные выше симптомы, то это является веской причиной проконсультироваться с опытным врачом-неврологом. Возможно, у вашего ребенка именно синдром гипервозбудимости. После тщательного обследования и анализа симптоматики врач назначит соответствующее лечение.

Следует помнить, что лечение синдрома гипервозбудимости у детей – это процесс длительный, требующий терпения и выдержки не только со стороны лечащего врача, но также со стороны родителей. Методы лечения:

  • медикаментозное лечение (назначается врачом);

  • активное участие родителей в семейном консультировании;

  • адаптивная система обучения;

  • поведенческая терапия.

При активном и длительном применении данных методов лечения гипервозбудимости у детей  в большинстве случаев эффект будет очевиден.

Родители должны понимать всю серьезность данного заболевания и своевременно обратиться к врачу. В противном случае синдром гипервозбудимости может привести к заниженной самооценке, агрессивному поведению, развитию страхов, проблемам в учебе и другим нарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Э.С. Заседателевой):

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность [11].

Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы (их так же изучила и выделила Э.С. Заседателева).

I Форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

Следствие: плохая успеваемость.

Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.

II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности

Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).

III форма - неспособность произвольной  регуляции внимания, учебной деятельности.

Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям» [11].

Информация о работе Резедуальная энцефалопатия