Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Физиологии ВНД".
11. МЕТОД
ПЕРЕРЕЗКИ И ВЫКЛЮЧЕНИЯ.
Метод перерезки и выключения различных
участков ЦНС производится различными
способами. Используя этот метод можно
наблюдать за изменением условно-рефлекторного
поведения.
12. МЕТОДЫ
ХОЛОДОВОГО ВЫКЛЮЧЕНИЯ структур
головного мозга дают возможность визуализировать
пространственно-временную мозаику электрических
процессов мозга при образовании условного
рефлекса в разных функциональных состояниях.
13. МЕТОДЫ
МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ направлены
на изучение роли молекул ДНК, РНК и других
биологически активных веществ в образовании
условного рефлекса.
14. СТЕРЕОТАКСИЧЕСКИЙ
МЕТОД заключается
в том, что животному вводят в подкорковые
структуры электрод, с помощью которого
можно раздражать, разрушать, или вводить
химические вещества. Тем самым животное
готовят для хронического эксперимента.
После выздоровления животного применяют
метод условных рефлексов.
15. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Суть эксперимента заключается в вызове у исследуемого ассоциаций на словесный или другой какой-то стимул. При этом в расчет принимается латентный период вербального ответа и его средняя вариация, тип и характер ассоциации в соответствии с той или иной классификацией, комплексные реакции, то есть вполне определенные реакции, вызванные аффектогенными раздражителями. Модификация по А.Р. Лурия: сопряженная моторная методика.
16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
9 вопрос.
Двигательный
анализатор, так же как вестибулярный
аппарат, имеет важное значение в регуляции
положения тела в пространстве и обеспечивает
координацию абсолютно всех двигательных
действий человека — от локомоторных
движений до сложнейших трудовых и спортивных
двигательных навыков.
Периферическая часть двигательного анализатора
(так называемые проприорецепторы) по
сложности строения уступает только зрительным,
слуховым и вестибулярным рецепторам.
Проприорецепторы в большом количестве
расположены в каждой мышце и суставе
нашего тела. Согласно анатомическим данным,
около 50 % нервных волокон, иннервирующих
мышцы, афферентны, т. е. отходят от проприорецепторов.
Адекватным раздражителем
для проприорецепторов являются
мышечные сокращения. Их чрезвычайно
высокая чувствительность (проприорецепторы
способны реагировать практически
даже на сокращение отдельных мышечных
клеток), обильная иннервация и почти полное
отсутствие адаптации к раздражителям
обеспечивают мозг точной информацией
о степени сокращения каждой мышцы и движениях
сустава. Кинестетические нервные сигналы
через спинной мозг и подкорковые отделы
головного мозга поступают затем в сенсорные
зоны КГМ, расположенные в задней центральной
извилине и под роландовой бороздой.
И. П. Павлов помимо сенсорных зон к корковому
концу двигательного анализатора
относил также моторные зоны КГМ, в которых
на основании полученной проприоцептив-ной
информации осуществляется коррекция
протекающей двигательной деятельности
и формирование новых двигательных программ
.
Впервые идеи о присутствии в мышцах особых,
«чувствующих» нервных приборов «темного
мышечного чувства», обеспечивающих оптимальную
регуляцию движений человека, были высказаны
выдающимся отечественным физиологом
И. М. Сеченовым в «Рефлексах головного
мозга» (1863) и других работах. Таким образом,
связав ощущения с движениями и высказав
идею их регулирования чувствованием,
И. М. Сеченов предвосхитил открытие проприорецепции
1 и кольцевого характера управления движениями
с помощью обратных связей.
Нормальное функционирование двигательного
анализатора имеет важное значение не
только для деятельности мышечной системы.
Проприоц^птивная импульсация через ЦНС
способна активировать функции внутренних
органов (работу сердца, органов дыхания
и т. д.) и изменять интенсивность обмена
веществ. В физиологии эти взаимосвязи
между двигательными и вегетативными
функциями называют моторно-висцеральными
реакциями. Изучение этих реакций имеет
важное практическое значение для оптимальной
организации игровой, учебной, трудовой
и спортивной деятельности детей и подростков.
Наконец, взаимодействие кинестетических
импульсов с деятельностью кожного анализатора,
особенности которого будут рассмотрены
в следующем разделе, обеспечивает человеку
кинестезию, играющую важную роль в познании
окружающего мира.
В процессе онтогенеза формирование
проприорецепции начинается с 1—3 месяцев
внутриутробного развития. К моменту рождения
проприорецепторы и корковые отделы двигательного
анализатора достигают высокой степени
морфологической зрелости и способны
к выполнению своих функций. Особенно
интенсивно идет совершенствование всех
отделов двигательного анализатора до
6—7 лет. С 3 до 7—8 лет быстро нарастает
чувствительность проприорецепции, идет
созревание подкорковых отделов двигательного
анализатора и его корковых зон. В 6—7 лет
объем подкоркового отдела составляет
уже 94—98 % от его величины у взрослого,
а объем корковых зон — 74—84 %. Формирование
проприорецепторов, расположенных в суставах
и связках (суставно-связочный аппарат),
заканчивается морфологически и функционально
к 13—14 годам, а проприорецепторов мышц
— к 12—15 годам. К этому возрасту они уже
практически не отличаются от пропри-орецептивного
аппарата взрослого человека. Кинестетические
механизмы регуляции парной деятельности
рук и ног интенсивно развиваются с 7—11
до 14—15 лет. Интересно, что интенсивная
двигательная деятельность существенно
стимулирует развитие всех отделов двигательного
анализатора, способствует его функциональному
совершенствованию. Например, юные и взрослые
спортсмены лучше ориентируются в пространстве,
более точно координируют свои движения
(действия) во времени и пространстве,
более точно способны дифференцировать
мышечные усилия. Цирковые акробаты, например,
способны совершать многие очень сложные
движения без участия зрительного контроля,
ориентируясь только на проприоцептивные
и вестибулярные ощущения.
10 вопрос.
В чем суть модели концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову?
В теории рефлекторной дуги Е.Н. Соколов выделяет три взаимосвязанные, но относительно автономно работающие системы нейронов (нервных клеток): афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную - органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами). Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов - предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств и нейронов - детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т.е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги. Схема работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы - специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, - поступают сигналы - стимулы.
Рецепторы связаны с селективными детекторами - нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенные комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов - детекторов. От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны, от которых возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами. В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, пишет Е.Н. Соколов, явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов животных, стоящих на разных ступенях в эволюционной лестнице.
13 вопрос.
Модель функциональной системы
Академик П.К. Анохин предложил модель
организации и регулирования
поведенческого акта, в которой есть
место для всех основных процессов
и состояний. Она получила название
модели функциональной
системы.
Ее общее строение показано на рис. 1.
Модель функциональной системы. Рис. 1.
Суть данной концепции П.К. Анохина заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, — как правило, необычные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции.
Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности, вне зависимости от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется, скорее всего, через сознание, что приводит к возникновению решения и плана поведения.
В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор результата действия — это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели.
Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки но отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.
В чем суть учения П.К. Анохиным модели организации и регуляции поведенческого акта?
П.К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой можно найти место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название функциональной системы. Теория функциональной системы расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полные научные объяснения ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений. Прежде чем вызвать поведенческую активность, должны быть восприняты стимулы, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Такой образ, будучи сформировавшимся, сам по себе еще не вызывает поведения. Он должен быть соотнесен с актуальной мотивацией и с тем, что хранится в памяти человека. Соотнесение образа с памятью и мотивацией приводит к возникновению в сознании нескольких вариантов возможных действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющихся у человека потребностей и интересов. На основе принятого решения на следующем этапе организации поведения вырабатываются план и программа действия. В центральной нервной системе его ожидаемый итог представлен в виде своеобразной модели - акцептора результата действия, которое в свою очередь реализуется по определенной программе. Затем начинается процесс осуществления действия по намеченной его программе. С самого начала выполнения действия (эфферентные возбуждения) информация о нем передается в центральную нервную систему и сличается с акцептором действия. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия (обратная афферентация). Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.
14 вопрос.
Свойства нервной сиcтемы (НС) отражают деятельность нервного субстрата: величину процесса возбуждения, скорость егo возникновения или исчезновения и др. Это природные врожденные особенности нервной сиcтeмы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некoтoрых индивидуальных различий способностей н характера у человека. B то же время свойства НС не тoждеcтвенны темпераменту, a составляют лишь его природную основу.
К числу основных свойств ЦНС относят силу/слабость нервной сиcтемы, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервной сиcтемы.
Сила НС по возбyждению – это свойство НС, нервных клеток, выражающееся в способности выдерживать или очень длительное, или очень сильное возбуждение, отражающееся на работоспособности человека. Сила НС связана обратной зависимостью c абсолютной чувствительностью анaлизaтoров. При слабой НС наблюдается высокaя чувствительность. Сила НС nо торможению – это свойство НС, выражающеeся в способности прекратить, приостановить деятельность нервных центров; проявляется в гибкости поведения, способности регулиpовaть свои реакции.
Подвижность нервныx процессов – свойство НС, определяемое скоростью смены основных нервныx процессов (возбуждения торможением и наоборот); оно характеризует способность быстpо реагировать на изменения в окружающей среде.
Уравновешенность – свойство НС, характеризуемое отношением основных нервных процессов (возбуждения и торможения).
16 вопрос.
Нам кажется, что
за основу понимания онтогенеза и
возрастной периодизации могла быть
принята «надежность
Кроме того, «надежность биологической системы» проходит этапы становления, формирования, относительного колебания, относительной устойчивости и нарушения, т. е. охватывает весь жизненный цикл.
Интерес к проблеме надежности биологической системы пробудился после опубликованной в статьи Дж. Неймана «Вероятностная логика и синтез надежных организмов из ненадежных компонентов». Совершенно естественно, что внимание исследователей в первую очередь было направлено на изучение надежности мозга и органов чувств как наиболее совершенного аппарата информации и управления.