Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:10, реферат
Большинство детей проводят в школе большую часть дня в течение 11 лет. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды. Школа совместно с детскими поликлиниками должна сохранять и укреплять здоровье школьников. В настоящее время наблюдается удручающая тенденция в состоянии детского здоровья: рост заболеваемости, увеличение распространенности хронической патологии, снижения количества здоровых детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
основные принципы МЕДИЦИНСКОго ОБСЛУЖИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ-ПЕДИАТРЕ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ПО ОКАЗАНИЮ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ШКОЛАХ 4
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ВРАЧ 6
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 7
ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 7
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 8
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 8
Врачебный контроль организации питания в школе 11
Контроль за физическим воспитанием 14
Требования к организации учебно-воспитательного процесса 17
Профилактика инфекционных заболеваний в школе 19
Участие школьных врачей в передаче подростков во взрослую поликлинику 24
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большинство детей проводят
в школе большую часть дня в течение 11 лет.
Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом
роста и развития, морфофункциональных
перестроек, когда организм крайне чувствителен
к воздействию факторов окружающей среды.
Школа совместно с детскими поликлиниками
должна сохранять и укреплять здоровье
школьников. В настоящее время наблюдается
удручающая тенденция в состоянии детского
здоровья: рост заболеваемости, увеличение
распространенности хронической патологии,
снижения количества здоровых детей.
За последние 10 лет отмечают рост
частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний со
стороны ЦНС, нарушения костно-мышечной
системы, желудочно-кишечного тракта,
а также аллергической патологии. Также,
более, чем на 20% увеличилась доля детей
с отклонениями в физическом развитии.
Следовательно, школа, и в том числе школьный
медицинский персонал, должны играть основную
роль в сохранении здоровья детей и подростков.
Задачи школьного врача
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Врач и медсестра входят в штат
детской поликлиники.
Основной задачей медицинской помощи
школьникам является организация
Одним из важных разделов работы
медперсонала школы является организация и
проведение противоэпидемических мероприятий:
раннее выявление заболеваний, их изоляция,
контроль за соблюдением карантинов, взятие
на учет и наблюдение за детьми, бывшими
в контакте с инфекционными больными,
своевременное проведение дезинфекции.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ВРАЧА
Профилактическая работа школьного врача включает
следующие мероприятия
Первичная профилактика:
1. Контроль за санитарно-
2. Контроль и оказание
- участие в составлении
- составление режима дня и занятий
Лечебно-профилактические мероприятия:
1. Профилактический медицинский
осмотр всех учащихся и диспансеризацию
«декретированных» классов с участием
врачей-специалистов
2. Анализ результатов медицинских
осмотров, доведение до сведения родителей,
учителей, занесение данных и рекомендаций
в классные журналы и в индивидуальную
карту школьника.
3. Работа по профориентации
школьников с учетом их здоровья, начиная
с 5 класса совместно с педагогами.
4. С участием стоматолога и медсестры
- санация полости рта всем школьникам.
5.Совместно с педагогами – профилактика
травматизма среди учащихся, учет и анализ
всех случаев травм.
6. Организация и проведение
в школе лечения детей с заболеваниями
носоглотки, опорно-двигательного аппарата
и др.
7. Организация щадящего питания
для детей с заболеваниями ЖКТ.
8.Проведение амбулаторного
приема в школе.
9. Контроль за физическим воспитанием
учащихся (медперсонал должен посещать
уроки физкультуры и занятия спортивных
секций 1 раз в месяц).
Санитарно-противоэпидемические
мероприятия
1. В сентябре – составление плана
профилактических прививок
2. Осмотр всех детей перед проведением
прививок
3. Контроль за состоянием здоровья
после прививки, регистрация местной и
общей реакции на прививку.
4. 1 раз в год – обследование школьников
на наличие гельминтов, дегельминтизация
нуждающихся
5. Учет и изоляция заболевших
школьников, осмотр контактирующих.
Профилактические осмотры в образовательных учреждениях.
Одним из основных направлений
работы школьного врача являются профилактические
осмотры школьников. Основная цель профилактической
и оздоровительной работы в школе заключаются
с одной стороны, в оценке влияния школьной
программы, организации режима и условий
обучения и воспитания в школе на здоровье
учащихся, с другой – в определении эффективности
проводимых мероприятий, направленных
в первую очередь на укрепление здоровья
детей.
Профилактическими осмотрами
в образовательных учреждениях должны
быть охвачены дети с 1 по 11 класс. Нормативными
документами Министерства здравоохранения
Российской Федерации обеспечение профилактических
осмотров возложено на дошкольно-школьные
отделения амбулаторно-поликлинических
учреждений.
Периодичность профилактических
осмотров: перед поступлением в школу,
в конце первого года обучения, в 10 лет, 12
лет, 14-15 лет, 16 лет и 17 лет. В профилактических
осмотрах должны принимать участие педагог
и психолог.
Этапы профилактического медицинского
осмотра:
I. Доврачебный (на основе базовой
программы скрининг-тестов)
1. Анкетирование родителей и учащихся
2. Антропометрия
3. Измерение АД, динамометрия,
спирометрия
4. Выявление нарушений опорно-
5. Определение остроты зрения
6. Исследование на предмиопию
(тест Малиновского)
7. Исследование бинокулярного зрения
8. Исследование слуха с помощью шепотной речи
9. Определение сахара и белка в моче
10. Оценка уровня физической
II. Врачебный этап (обязательный
специализированный этап осмотра детей
педиатром и врачами-специалистами: хирургом,
ортопедом, неврологом, офтальмологом,
отоларингологом, стоматологом, эндокринологом
с 10 лет, детским гинекологом или урологом/андрологом
с 12 лет). Важным разделом в работе школьного
врача является оценка нервно-психического
развития школьников 7-15 лет.
Оценка нервно-психического
развития школьников
Эмоционально-вегетативная
сфера.
Настроение – преобладает хорошее,
устойчивое, колебания настроения, повышенная
плаксивость, раздражительность, тревожность,
сниженное настроение.
Наличие страхов (темноты, одиночества,
Сомато-вегетативные проявления.
Сон и аппетит без отклонений
или:
Нарушение сна – затрудненное
засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары,
сноговорение, трудности пробуждения.
Нарушение аппетита – повышенный,
пониженный, избирательный, извращенный,
тошнота, рвота, связанная с едой.
Нарушение навыков опрятности
– энурез (ночной, дневной), энкопрез.
Вегето-диэнцефальные проявления.
Наличие головной боли: возникает при
соматических заболеваниях, физических
нагрузках, утомлении; бывает часто или эпизодически;
утром или вечером; боль диффузная, локальная,
тупая, острая, приступообразная, неопределенная.
Утомляемость: бывает часто
или редко, связано с физическими и психическими
нагрузками, снижение работоспособности
Плохая переносимость жары,
транспорта, громких звуков, яркого света,
некоторых запахов, наличие головокружений,
обмороков, тошноты.
Психомоторная сфера и поведение.
Поведение: ровное, спокойное,
уравновешенное, повышенная возбудимость,
агрессивность, двигательная расторможенность,
моторная неловкость, замкнутость, склонность
ко лжи, жестокость, негативизм.
Наличие навязчивых движений
(тиков) и действий: моргание, нахмуривание
лба, гримасничание, подергивание плечами,
шмыгание носом, приглаживание волос,
навязчивый счет, ритуалы.
Наличие патологических привычек:
кусание ногтей, сосание пальца, выдергивание
волос, онанизм, раскачивание головы и
туловища.
Речь: нормальная, наличие расстройств
(заикание, косноязычие, дизартрия и др.)
Интеллектуальное развитие
Отмечается успешность освоения
школьной программы, наличие трудностей
обучения вследствие плохой сообразительности,
памяти, внимания, нарушения выработки
школьных навыков (чтения, письма, счета).
В случае наличия отклонений
III. Специализированный этап
(по показаниям – углубленное обследование
школьников врачами-специалистами, в том
числе кардиологом, нефрологом, аллергологом,
пульмонологом, психиатром и др.)
В школе осуществляется:
- Контроль питания учащихся
– ежедневный контроль качества пищи,
результаты фиксируются в бракеражном
журнале на пищеблоке.
- Врачебно – педагогический контроль
- Врачебно – педагогический
- Мероприятия по профилактике острых
-Мероприятия по коррекции нарушений опорно-
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.
В период обучение учащиеся
испытывают повышенные нагрузки, как умственные,
так и физические. Нарушения питания в этот
период может привести к расстройствам
жизнедеятельности организма, обострению
хронических заболеваний, возникновению
алиментарно-зависимых состояний. При
формировании рациона питания школьников
должны соблюдаться принципы адекватного,
рационального, сбалансированного и щадящего
питания.
Питание необходимо строить исходя
из возрастных потребностей в питательных
веществах.
В соответствии с этим выделены
возрастные группы 7-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет или
7-11 лет, 11-14 лет. Были разработаны примерные
суточные наборы продуктов питания для детей в домашних
условиях и организованных коллективах.
На основании их были составлены меню.
Особое внимание уделяется организации
школьных завтраков, а также питанию детей
в условиях продленного пребывания в школе.
Установлено, что умственное
напряжение и физическая подвижность детей
в школе (за 4 – 6 часов) сопровождаются
тратой энергии 600 ккал. Для покрытия этих
затрат младшие школьники должны обеспечиваться
горячим или молочным завтраком в школе
(не менее 500 ккал), а школьники старших
классов 600-700ккал, т.е. 20-25% общей суточной
калорийности рациона.
Дети, находящиеся в школе 8-10
часов, должны быть обеспечены полноценным
завтраком и обедом. Питание детей этой
группы должно составлять 50-70% суточной
нормы, поэтому необходимо создать все
условия для обеспечения учащихся горячими
завтраками и обедами.
Большое значение в организации
питания школьников имеет режим питания – соблюдение
определенных интервалов между приемами
пищи, количество и качество распределения пищи
в течение дня. При систематическом нарушении интервалов
между приемом пищи тормозится деятельностью коры
головного мозга, нарушается ритм деятельности
пищевых желез, аппетит снижается и постепенно
развивается анорексия.
Основные требования, предъявляемые к питанию
1. Соответствие химического
состава, энергетической ценности и объема рациона возрастным
потребностям и особенностям организма.
2. Сбалансированность основных
и незаменимых пищевых веществ в рационе питания.
3. Широкий ассортимент продуктов.
4. Правильная кулинарно-технологическая
обработка продуктов с целью сохранения
биологической и пищевой ценности приготовленных
блюд.
5. Соблюдение режима питания,
предусматривающего 4-5 разовый прием пищи.
6. При 4-х разовом питании завтрак должен
составлять 25% от суточной энергетической
ужин – 20-25%.
7. Базисные продукты, которые обязательно
должны присутствоватьв рационе школьника:
мясные или рыбные блюда (100-150 г), молочные
продукты (500 г), овощи (300-400 г), фрукты (150-200
г).
8. В первую половину дня следует использовать продукты,
богатые животным белком, на ужин – молочно-растительные блюда.
В образовательных учреждениях
в питании учащихся запрещается использовать:
1. Фляжное, бочковое, не пастеризованное
молоко без тепловой
2. Творог и сметану в натуральном виде
без тепловой обработки (творог используется
в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют
в виде соусов и в первые блюда за 5-10 мин. до готовности);
3. Молоко и простоквашу «самоквас»
в натуральном виде, а также для приготовления
творога;
4. Зеленый горошек без
5. Макароны с мясным фаршем, блинчики
с мясом, окрошки, паштеты,
6. Напитки, морсы без
7. Грибы;
8. Яичницу-глазунью;
9. Кремовые пирожные и торты;
10. Жаренные во фритюре пирожки,
пончики;
11. Неизвестного состава порошки
в качестве разрыхлителя теста.
Процесс приготовления готовых
блюд находится под постоянным контролем
медперсонала. Медицинский работник ведет
журнал бракеража готовых блюд. Основное
предназначение бракеража - проверка выполнения
выхода блюд в сравнении с данными меню-раскладки.
Проверка (в первую очередь порционных,
вторых блюд) осуществляется следующим
образом: взвешивается 5 порций вторых
блюд (котлеты, рыба и пр.), общий вес делится
на вес реального выхода порции. Результат
заносится в бракеражный журнал в строку
напротив данных теоретического выхода
порционного блюда (выход по меню-раскладке).
Результаты сравниваются. Считается нормальным,
когда фактический вес незначительно
отличается от веса порции по меню-раскладке.
Данная работа выполняется только
медицинским работником и ни в коем случае
не работниками пищеблока.
Особое внимание в образовательных
учреждениях уделяется
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.
Медицинский контроль за физическим
воспитанием учащихся в образовательном
учреждении осуществляется согласно методическим
рекомендациям и включает распределение
школьников на группы для участия в учебных
и внеучебных занятиях физической культурой
и спортом - основная, подготовительная
и специальная группы (Кардашенко В.Н.,
1983).
Основная группа – школьники
без отклонений в физическом развитии и состоянии
здоровья, а также с незначительными отклонениями
в состоянии здоровья преимущественно
функционального характера, но с достаточной
физической подготовкой. Занятия по школьной
программе в полном объеме. Сдача норм
ГТО . Занятия в спортивных секциях и кружках,
участие в соревнованиях .
Подготовительная группа – школьники,
имеющие незначительные отклонения в физическом
развитии и состоянии здоровья, без достаточной
физической подготовки. Занятия по школьной
программе при условии исключения некоторых
физических упражнений Сдача норм ГТО
с особого разрешения врача.
Специальная группа – школьники,
имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья,
не мешающие учебе в школе, но являющиеся
противопоказанием для занятий физкультурой.
Некоторые из них временно, до улучшения
состояния здоровья освобождаются от
участия в учебных занятиях по физкультуре.
Врачебный контроль включает
следующие разделы:
При проверке проведения урока или занятия в секциях
следует определять:
Разрешение на участие в массовых
спортивных мероприятиях, кроссах, шахматам
выдается на основании данных углубленного
осмотра. Разрешение на участие в соревнованиях вне школы по
всем остальным видам спорта выдается после дополнительного
Перед началом соревнований
врач обязан:
А) проверить наличие мед
Б) проверить состояние
В)осуществлять контроль за
общими гигиеническими условиями и режимом
проведения соревнований.
Примерные сроки возобновления
занятий физическими
Название болезни |
Сначала посещения учебного заведения |
Примечание |
Ангина |
2-4 недели |
В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание) |
Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей |
1-3 недели |
|
Острый отит |
3-4 недели |
|
Пневмония |
1-2 месяца |
|
Плеврит |
1-2 месяца |
|
Грипп |
2-4 недели |
|
Острые инфекционные заболевания |
1-2 месяца |
При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца (20 приседаний) |
Острый нефрит |
2 месяца |
|
Гепатит инфекционный |
8-12 месяцев |
|
Аппендицит (после операции) |
1-2 месяца |
|
Перелом костей конечностей |
1-3 месяца |
Обязательно продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения |
Сотрясение мозга |
2 месяца и более до года |
В зависимости от тяжести и характера травмы |