Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:39, реферат
Профессиональная специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. И тогда оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов приобретает ведущее значение. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий.
Профессиональная специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. И тогда оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов приобретает ведущее значение. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий. Это лишь исходные условия, которые необходимо выравнивать и формировать в процессе индивидуального развития.
Нет главного и второстепенного, “большого” и “малого” полушарий. У большинства людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушария тесно взаимодействуют. У людей с амбидикертностью (универсальный) преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием. Люди с такими задатками могут развивать свои способности,как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов.
Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Около 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И. П. Павлов писал о двух типах людей: “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...”
Асимметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.
Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей.
Работая над этой проблемой, я предположила,
что если в процессе обучения учитывать
индивидуальные психофизиологические
особенности учащихся, то потенциальные
возможности самого учащегося будут
реализовываться наиболее полно. Являясь
участницей городской экспериментальной
площадки (ГЭП) второго уровня в Центре
образования №1748 “Вертикаль” по
созданию единого образовательного
пространства и повышению качества
образования, мной была разработана
система психологической
Проанализировав литературу и по данной теме, посещая уроки, я пришла к выводу, что в образовательном процессе не учитываются индивидуальные особенности учащихся с ассиметрией головного мозга.
Целью данной работы стала разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи педагогам и учащимся в образовательном процессе с учетом психофизиологических особенностей детей. Для реализации поставленной цели нужно провести диагностику по определению типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в 5-9 классах, наблюдение за учащимися в процессе обучения.
Диагностические методы.
Рекомендации преподавателям
Школьная неуспеваемость с точки зрения психологии обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:
Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.
- отсутствие ярко выраженного
доминирования одного из
- доминирование левого
- доминирование правого
К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям. (Результаты диагностических методик показали, что у учащихся 5-9 классов ЦО №1748 “Вертикаль”, что у 19% доминирует левое полушарие, у 21% доминирует правое полушарие, у 60% учащихся отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.)
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит символы (буквы, слова).
Необходимы ясные письменные инструкции.
Повторяет фактическую |
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги. |
ЧТЕНИЕ
Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их. Для этих учащихся идеален фонетический - дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.
Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.
МАТЕМАТИКА.
Когда классу предоставляется выбор
возможных ответов, правополушарные
ученики склонные к догадкам, (имеют
больше шансов). Полагаясь на интуицию,
они часто находят правильный
вариант. А доказательства может
дать только “левый” мозг. Примеры
этого имеются на всех образовательных
уровнях. Младшие проверяют вычитание
сложением двух меньших чисел. Ученики
старших классов могут
Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.
Методика преподавания в средней
школе построена с “
Правополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - левая.
Светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
Методы проверки:
Устный опрос, задания с ограниченным
сроком выполнения, вопросы “закрытого”
типа (собственный развернутый
Лвополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - правая
Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
Методы проверки:
Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).
У многих преподавателей возникает вопрос “Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному учащемуся?”. Ответ очень простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей. Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.
Подход в обучении с учетом психофизиологии
Математика
Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение
Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы
Словесность
Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов
Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы
Иностранный язык
Правополушарные. Рационально-
Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей