Влияние двигательной активности на органы и системы организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Физическая культура представляет собой специфическую часть общей культуры, включающую различные стороны человеческой деятельности по созданию и рациональному использованию средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека, формированию гармонично развитой личности. К основным ценностям физической культуры относятся такие, как уровень физической подготовленности, физическое развитие, крепкое здоровье, устойчивое психическое состояние, высокий уровень работоспособности, система двигательных умений, навыков и специальных знаний.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

Основным структурным элементом  нервной системы является нервная клетка или нейрон. Через нейроны передается информация от одного участка нервной системы к другому, происходит обмен информацией между нервной системой и различными участками тела. Максимальная скорость нервных импульсов от нейрона к нейрону составляет 400 км/час. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации, формируются ответные реакции (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения.

Деятельность нервной системы  основана на двух взаимодействующих  физиологических процессах - возбуждении  и торможении.

Регулирующая функция нервной  системы осуществляется на основе учета  постоянно меняющихся внутреннего  состояния и внешних условий  функционирования организма. Воздействия  из внешней среды и внутренней нервная система воспринимает через  сложные физиологические образования - анализаторы (И. П. Павлов) или сенсорные  системы (от лат. «сенсус» - чувства, ощущения). Структурно каждое образование включает воспринимающий компонент - рецептор и нервные клетки, передающие возникающие в нем возбуждение к соответствующим участкам мозга. Функции сенсорных систем строго специализированы: одни воспринимают и обрабатывают оптические раздражения, другие - звуковые, тактильные, вкусовые и др. Поступающая от анализаторов в ЦНС информация отражает состояние органов и тканей, а так же характер процессов, происходящих внутри и вне организма.

В двигательной деятельности ЦНС играет особенно важную роль.

При выполнении движений возрастает потребность мышц в энергетических веществах, кислороде. Для удовлетворения этой потребности повышается уровень  активности систем дыхания, кровообращения, обменных процессов, других органов  и тканей. Кроме того, по ходу того или иного движения, состав участвующих  в нем мышц меняется в зависимости  от изменения скорости движения, степени  развиваемого усилия, утомления и  ряда других факторов. Целенаправленное выполнение движения, работу обеспечивающих его органов и систем организма  координирует ЦНС.

При освоении новых движений ведущим  фактором выступает также ЦНС.

У родившегося ребенка имеется  небольшой двигательный багаж: сосательные  движения, глотание, мигание, сгибание и разгибание конечностей. С развитием  организма и совершенствованием нервной системы двигательный багаж  человека увеличивается за счет овладения  новыми движениями. Постепенно социальные условия жизни человека усложняют  его двигательную деятельность, благодаря  чему вырабатываются сугубо человеческие формы движения: бытовые, трудовые, спортивные.

Двигательные действия - это действия произвольные, которые выполняются  сознательно и в волевом режиме управляются человеком. В свою очередь  двигательное действие - это система  отдельных движений, процессов, объединенных смысловой задачей и направленных на достижение конкретного результата.

В механизмах управления двигательными  действиями выделяется три уровня: одни компоненты действия управляются  при активном участии сознания, другие - автоматизировано, третьи - не осознаются вообще. Соответственно в физиологии, психологии различаются умения, навыки и безусловно-рефлекторные реакции. Умение - это действие, основу которого составляет практическое применение полученных знаний, приводящее к успеху конкретной деятельности.   Навык - то же действие, доведенное путем повторения до такой степени совершенства, при которой оно выполняется правильно, быстро и экономно (легко) с высоким количественным и качественным результатом.

Современные представления об организации  и осуществлении сложных двигательный действий, целостных поведенческих актов отражены в теории функциональных систем П.К. Анохина. Суть ее в том, что полезный результат является решающим фактором (смыслом) поведения животных и человека, для достижения которого в нервной системе формируется группа взаимосвязанных нейронов, так называемая функциональная система. Сколько нервных клеток будет включено в эту систему, какой уровень их активности необходим, какие взаимоотношения должны быть между ними установлены, а какие исключены - все это определяется намечаемым результатом. С возникновением цели, вошедшие в функциональную систему элементы из самостоятельных и независимых превращаются во взаимосвязанные и подчиненные единому процессу достижения результата.

Деятельность функциональной системы  можно условно разделить на четыре последовательных этапа:

·      обработка сигналов из внешней и внутренней среды об условиях предстоящего действия;

·     принятие решения о начале действия;

·     формирование программы действия;

·     анализ полученного результата, коррекция программы с учетом содержания обратных связей.

Универсальное значение теории функциональных систем состоит в том, что она  помогает увидеть различные аспекты  достижения организмом любой двигательной задачи: оптимальный момент начала движения, наиболее выгодную его структуру (сочетание мышц, степень и скорость их напряжения, порядок включения  в работу и т.д.), целесообразный уровень  функционирования вегетативных систем, постоянную и эффективную коррекцию  по ходу выполнения  и др.

 


Информация о работе Влияние двигательной активности на органы и системы организма