Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:35, реферат
Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.
При
появлении у ребенка вялости,
резкого покраснения лица, усиленного
потоотделения и головной боли солнечную
ванну надо прервать. При общем
недомогании, повышенной нервной возбудимости,
истощении, малярии, туберкулезе, поносе,
сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные
ванны противопоказаны. В зимнее
время широко используют искусственные
солнечные лучи. По назначению врача
детей облучают ультрафиолетовыми
лучами ртутно-кварцевой лампы.
5.
Оздоровительные
мероприятия в
детском дошкольном
учреждении
В
ДДУ имеется достаточный опыт
нетрадиционного и контрастного
закаливания детей раннего
Методика закаливания
Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания холодной водой, с последующим растиранием до покраснения кожи. Это споласкивание ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его делают по утрам после разогрева организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.
Однако, как не обидно, но приобретенная
устойчивость организма к охлаждению
постепенно исчезает примерно через
неделю, если её не подкреплять постоянными
тренировками. А за летний период, вся
приобретенная зимой
1). Наиболее распространенным
Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.
Вариант №1.
Ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода с температурой 38° С, а в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.
Вариант №2.
С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.
Можно постепенно переходить от споласкивания подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим обливаниям холодной водой с последующим растиранием полотенцем.
Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).
Особенности:
-
постепенное снижение
- летом процедуру проводить на улице;
-
после обливания, умывания
2). Закаливание воздухом
Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и потницы, при плохом аппетите.
Особенности:
-систематически,
ежедневно проветривать
-ежедневные активные прогулки на свежем воздухе (игры, санки) в защищённом от ветра и пыли месте;
-постепенное увеличение
Противопоказания:
Ослабленные и лихорадящие дети.
3). Закаливание солнцем.
Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.
Особенности:
-не
допускать перегревания! Защищённость
головы ребёнка (косынка,
-
продолжительность солнечных
Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.
Поэтапные оздоровительные мероприятия с элементами нетрадиционных способов закаливания.
1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.
2 этап: Занятия в спортзале. Форма одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.
3этап: Обливание ног холодной водой на массажных ковриках. Сначала ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.
4
этап: Когда дети освоили все
предыдущие этапы, в зимнее
время 3 этап меняется. После занятий
в спортзале: дети бегают
При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.
Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.
Заболевания | Количество заболеваний | ||
Год | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Возраст детей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
1. ОРЗ | 54 (7∗) | 19 (4∗) | 11(2∗) |
2. ОРВИ | 12 (2∗) | 6(2∗) | - |
3.Острый ринофарингит | 17 (4∗) | 7 (2∗) | 2 |
4. Пневмония | 1 | - | - |
5.Бронхит | 1 | 1 | 1 |
Примечание: ∗ - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.
Вывод: Практический опыт свидетельствует о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ – в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%
Эти методы закаливания особенно полезны детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.
Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.
Заключение
В
заключение необходимо остановиться на
так называемых фармакологических
методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах,
усиливающих
Список
использованной литературы: