Здоровье как проблема общества, философии и медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Тема здоровья всегда была весьма актуальна и чаще всего рассматривалась в медико–биологическом, психическом и социальном аспекте. При этом изучается здоровье одного человека, что приводит к односторонности взглядов. Только философское осмысление человека и его здоровья лишено этой односторонности, так как синтезирует историю становления и развития человека как субъекта общества и культуры. Недаром практические рекомендации древнекитайских, древнеиндийских, и древнегреческих медиков в отношении построения здорового образа жизни опирались на философские представления о целостности мира и активной жизнедеятельности человека в нем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Проблема здоровья человека……………………………………………….5
Вопросы здоровья человека в истории философии……………………….7
О роли философии в медицине здоровья………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

4. Здоровье как проблема общества, философии и медицины.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

В век интеллектуального  напряжения людям потребовались  новые терапевтические услуги в сфере функционирования нетрадиционных идей – ноэматерапии (от греч. – объект мысли), которая воздействует на разум, облагораживает мысли человека, мысль неотделима от функционирования мозга, который управляет организмом. Целенаправленно воздействуя на мысли, философия способна укреплять и возвышать человеческий дух как концепт здоровья. Это высшая стадия в укреплении физических и духовных возможностей человека. Философский подход к ноэматерапевтическому осмыслению здоровья опирается на три момента: человек – продукт и фрагмент природы, общества и самого себя как личности. А отсюда следует, что источником и гарантом его здоровья является природа, общество и сам человек. Философия ищет пути укрепления духового здоровья человека, воспитывая в нем силу воли, уверенность в правоте своего дела. Обращение к философскому осмыслению здоровья человека означает, что оно рассматривается как гуманитарная ценность. Философский подход к человеку, у которого наряду с природными данными присутствуют субъективно – творческие потенции, позволяют лучше понять и оценить именно человеческий феномен здоровья. Естественно – научных знаний для оценки здоровья человека недостаточно. Нужны гуманитарные знания, которые бы дополнили естественно – научное видение здоровья рассмотрением внутреннего мира человека.

Гуманитарная  составляющая здоровья человека тесно  увязывается с идеалом социально–справедливой жизни людей. Понятие «гуманитарность» обозначает философскую доктрину целенаправленного воздействия на человека в целях развития в нем физических и духовных качеств. Оно указывает на уникальную способность человека саморазвиваться и самосовершенствоваться.

О здоровье современного человека можно судить по его способности результативно воздействовать на изменения в социальном, культурно–духовном и в естественно – природном мире. Гуманитарные ценности разумно – нравственного образа жизни людей – это смысловая призма, через которую человек воспринимает как мир внешний, так и внутренний, то есть духовный. Врач и ученый – это гуманитарии, которые должны целенаправленно воздействовать на волю пациентов и его поведение, чтобы сделать их жизнь плодотворной. Поэтому они в ответе за каждое свое произнесенное слово и даже за его тональность.

В обществе назрела  потребность в создании единой государственной системы гуманитарного образования и воспитания во имя укрепления духовного здоровья людей. Еще древние философы уверяли, что подлинная причина всех заболеваний скрыта в душе человека. Сегодня установлено, что в организме человека проявляются все нарушения его духовной жизнедеятельности. А раз это так, то философам–медикам надо заботиться о развитии и внедрении гуманитарных ценностей в систему укрепления духовного здоровья людей.

Человеческая  личность, конечно, формируется обществом. Но это формирование идет непросто, противоречиво. Личность творится обществом, но не по его образцу и подобию, а во многом вопреки ему. От общества и природной среды во многом зависит и здоровье человека. Однако он, будучи личностью, творит и сам свое здоровье, следуя путем творческой организации собственной жизнедеятельности. Такой путь еще древние греки называли диететикой (от греч. – образ жизни). Это философское учение о саморазвитии чувств и разума человека, укреплении его. Его главная задача – определение условий и факторов для творческой жизни и деятельности людей. Согласно диететике необходимо скрупулезно соблюдать общечеловеческие нормы жизни и принципы, обеспечивающие укрепление духовного здоровья людей.

Сохранение, но особенно укрепление полноты здоровья человека – это задача фундаментальная, комплексная, гуманная, но прежде всего гуманитарная. Её невозможно решить только в рамках одной системы здравоохранения. Большая роль принадлежит общественной культуре образа жизни: физкультуре, психологии, социологи и, конечно, философии. Терапевтическая функция философии состоит, в частности, в том, чтобы помогать концептуально обосновывать смысл жизни человека и учить его лично осмысливать ответственность за свою жизнедеятельность перед обществом.

Союз философии и медицины – это гарант здоровья человека как уникальной гуманитарной ценности. В настоящее время, пожалуй, мало кто возьмется при возникновении болезненных состояний оспаривать роль тесной взаимосвязи и взаимозависимости медицины и философии, тела (организма), души (психики) и разума (интеллекта).

Философское осмысление затронутых здесь проблем позволяет  привлечь внимание медиков к гуманитарному  концепту как фактору улучшения физического и укрепления духовного здоровья.

Терапия в настоящее  время переходит на совершенно другой качественный уровень. Она, располагая необходимым естественно – научным и научно – гуманитарным потенциалом, позитивно воздействует на здоровье человека. Она отражает и специфическое мировоззрение, отвечающее духу и смыслу возрастания интеллектуальной культуры человека. Однако, еще больше, чем в прошлом, она нуждается в постижении философской мудрости, которая призвана помогать врачам крепить комплексную взаимосвязь человека с окружающим миром, осознавать детерминацию здоровья. Обозначившиеся социальные проблемы требуют обновления парадигмы терапии. В настоящее время в ней идет смена ряда познавательных идей о жизнедеятельности человека: от ее философского осмысления к изучению противоречиво развивающихся в ней процессов, а от них к постижению сложных систем функционирования организма человек в норме и патологии. Это и обусловливает повышение роли философской методологии, научного мировоззрения и стиля мышления в подготовке новых специалистов в медицинской сфере познания и лечения человека. В терапии наряду с углубляющейся специализацией идет процесс интеграции научных знаний в единую терапевтическую концепцию с нормальной и патологической жизнью человека. Становится затруднительным познание самой сущности заболеваний людей лишь путем одностороннего анализа тех или иных фрагментов бытия. Узкая специализация в многогранной терапии ограничивает охват, широту и клиническое видение проблемы, уводит от целостного понимания организма и личности больного. Поэтому только стремление к познанию начала и причины тех или иных патологических процессов поможет врачу компетентно судить о них, принимать самостоятельное решение. Следовательно врачи и специалисты сферы общечеловеческой культуры должны в полном объеме заниматься разрешением философско–гуманитарных проблем здоровья людей путем критического осмысления задач своей собственной медицинской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с проблемой индивидуального и общественного здоровья и необходимости решения их с помощью философской методологии.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства и анализа можно  условно разделить на группы в  зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования.

В настоящее  время в философии здоровья одной из неразработанных проблем является проблема освоения общественного здоровья. Безусловно, общественное здоровье складывается из индивидуальных уровней здоровья, но вместе с тем оно никак не может рассматриваться как их арифметическая сумма. При вполне закономерном интересе к индивидуальному здоровью человека, не менее актуально и понимание общих закономерностей функций и структуры общественного организма, которые также объективно отражают закономерности более высокого системного уровня. Именно обобщенная картина, в которую складывается совокупность индивидуальных «здоровий», и будет отражением общественного здоровья, характеризующим, с одной стороны, возможности или вероятности для каждого отдельного человека прожить долгую и здоровую творческую жизнь.

Проблемы здоровья человека, общественного здоровья - комплексные проблемы. Здесь необходимо участие естественных и общественных наук. Использование философских  знаний, в частности, будет способствовать решению ряда актуальных теоретических  и методологических проблем здоровья человека: обоснованию социальной значимости проблемы здоровья человека, уточнению используемого понятийного аппарата, анализу соотношения мировоззренческих и социальных проблем здоровья и других.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность., М.. 1988., 264л.
  2. Философия медицины (под ред. Ю.П. Шевченко) ГЭОТАР мед., 2004., 420л.
  3. Философия здоровья., М., 2001.,21ол.
  4. Хитров Н.Н. Совещание по философским вопросам медицины., М., 1998, 146 л.
  5. Хрусталев Ю.М. Философия– интеллектуальная и моральная основа здоровья человека . // Тер. Архив. 2006,№ 1, с.83–89.

 

 


Информация о работе Здоровье как проблема общества, философии и медицины