Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:38, реферат
Тема здоровья всегда была весьма актуальна и чаще всего рассматривалась в медико–биологическом, психическом и социальном аспекте. При этом изучается здоровье одного человека, что приводит к односторонности взглядов. Только философское осмысление человека и его здоровья лишено этой односторонности, так как синтезирует историю становления и развития человека как субъекта общества и культуры. Недаром практические рекомендации древнекитайских, древнеиндийских, и древнегреческих медиков в отношении построения здорового образа жизни опирались на философские представления о целостности мира и активной жизнедеятельности человека в нем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Проблема здоровья человека……………………………………………….5
Вопросы здоровья человека в истории философии……………………….7
О роли философии в медицине здоровья………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………
В век интеллектуального
напряжения людям потребовались
новые терапевтические услуги в сфере функционирования
нетрадиционных идей – ноэматерапии (от
греч. – объект мысли), которая воздействует
на разум, облагораживает мысли человека,
мысль неотделима от функционирования
мозга, который управляет организмом.
Целенаправленно воздействуя на мысли,
философия способна укреплять и возвышать
человеческий дух как концепт здоровья.
Это высшая стадия в укреплении физических
и духовных возможностей человека. Философский
подход к ноэматерапевтическому осмыслению
здоровья опирается на три момента: человек
– продукт и фрагмент природы, общества и
самого себя как личности. А отсюда следует,
что источником и гарантом его здоровья
является природа, общество и сам человек.
Философия ищет пути укрепления духового
здоровья человека, воспитывая в нем силу
воли, уверенность в правоте своего дела.
Обращение к философскому осмыслению
здоровья человека означает, что оно рассматривается как
Гуманитарная
составляющая здоровья человека тесно
увязывается с идеалом
О здоровье современного человека можно судить по его способности результативно воздействовать на изменения в социальном, культурно–духовном и в естественно – природном мире. Гуманитарные ценности разумно – нравственного образа жизни людей – это смысловая призма, через которую человек воспринимает как мир внешний, так и внутренний, то есть духовный. Врач и ученый – это гуманитарии, которые должны целенаправленно воздействовать на волю пациентов и его поведение, чтобы сделать их жизнь плодотворной. Поэтому они в ответе за каждое свое произнесенное слово и даже за его тональность.
В обществе назрела потребность в создании единой государственной системы гуманитарного образования и воспитания во имя укрепления духовного здоровья людей. Еще древние философы уверяли, что подлинная причина всех заболеваний скрыта в душе человека. Сегодня установлено, что в организме человека проявляются все нарушения его духовной жизнедеятельности. А раз это так, то философам–медикам надо заботиться о развитии и внедрении гуманитарных ценностей в систему укрепления духовного здоровья людей.
Человеческая личность, конечно, формируется обществом. Но это формирование идет непросто, противоречиво. Личность творится обществом, но не по его образцу и подобию, а во многом вопреки ему. От общества и природной среды во многом зависит и здоровье человека. Однако он, будучи личностью, творит и сам свое здоровье, следуя путем творческой организации собственной жизнедеятельности. Такой путь еще древние греки называли диететикой (от греч. – образ жизни). Это философское учение о саморазвитии чувств и разума человека, укреплении его. Его главная задача – определение условий и факторов для творческой жизни и деятельности людей. Согласно диететике необходимо скрупулезно соблюдать общечеловеческие нормы жизни и принципы, обеспечивающие укрепление духовного здоровья людей.
Сохранение, но особенно укрепление полноты здоровья человека – это задача фундаментальная, комплексная, гуманная, но прежде всего гуманитарная. Её невозможно решить только в рамках одной системы здравоохранения. Большая роль принадлежит общественной культуре образа жизни: физкультуре, психологии, социологи и, конечно, философии. Терапевтическая функция философии состоит, в частности, в том, чтобы помогать концептуально обосновывать смысл жизни человека и учить его лично осмысливать ответственность за свою жизнедеятельность перед обществом.
Союз философии и медицины – это гарант здоровья человека
как уникальной гуманитарной ценности.
В настоящее время, пожалуй, мало кто возьмется
при возникновении болезненных состояний
оспаривать роль тесной взаимосвязи и
взаимозависимости медицины и
Философское осмысление затронутых здесь проблем позволяет привлечь внимание медиков к гуманитарному концепту как фактору улучшения физического и укрепления духовного здоровья.
Терапия в настоящее время переходит на совершенно другой качественный уровень. Она, располагая необходимым естественно – научным и научно – гуманитарным потенциалом, позитивно воздействует на здоровье человека. Она отражает и специфическое мировоззрение, отвечающее духу и смыслу возрастания интеллектуальной культуры человека. Однако, еще больше, чем в прошлом, она нуждается в постижении философской мудрости, которая призвана помогать врачам крепить комплексную взаимосвязь человека с окружающим миром, осознавать детерминацию здоровья. Обозначившиеся социальные проблемы требуют обновления парадигмы терапии. В настоящее время в ней идет смена ряда познавательных идей о жизнедеятельности человека: от ее философского осмысления к изучению противоречиво развивающихся в ней процессов, а от них к постижению сложных систем функционирования организма человек в норме и патологии. Это и обусловливает повышение роли философской методологии, научного мировоззрения и стиля мышления в подготовке новых специалистов в медицинской сфере познания и лечения человека. В терапии наряду с углубляющейся специализацией идет процесс интеграции научных знаний в единую терапевтическую концепцию с нормальной и патологической жизнью человека. Становится затруднительным познание самой сущности заболеваний людей лишь путем одностороннего анализа тех или иных фрагментов бытия. Узкая специализация в многогранной терапии ограничивает охват, широту и клиническое видение проблемы, уводит от целостного понимания организма и личности больного. Поэтому только стремление к познанию начала и причины тех или иных патологических процессов поможет врачу компетентно судить о них, принимать самостоятельное решение. Следовательно врачи и специалисты сферы общечеловеческой культуры должны в полном объеме заниматься разрешением философско–гуманитарных проблем здоровья людей путем критического осмысления задач своей собственной медицинской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с проблемой индивидуального и общественного здоровья и необходимости решения их с помощью философской методологии.
Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства и анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования.
В настоящее
время в философии здоровья одной из неразработанных
проблем является проблема освоения общественного
здоровья. Безусловно, общественное здоровье
Проблемы здоровья человека, общественного здоровья - комплексные проблемы. Здесь необходимо участие естественных и общественных наук. Использование философских знаний, в частности, будет способствовать решению ряда актуальных теоретических и методологических проблем здоровья человека: обоснованию социальной значимости проблемы здоровья человека, уточнению используемого понятийного аппарата, анализу соотношения мировоззренческих и социальных проблем здоровья и других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Здоровье как проблема общества, философии и медицины