Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:21, реферат
Практические знания людей об окружающих их растения известны с незапамятных времен. Ботаника является одной из первых биологических наук, которая уходит своими корнями в глубокую древность.
Глобальной проблемой современности является проблема производства пищи, порожденная быстрыми темпами роста населения земного шара. Это выдвигает такие задачи, как интенсификация сельскохозяйственного производства, повышение урожайности возделываемых культур и увеличение продуктивности животноводства. В решении этих проблем участвуют технологические науки, базирующиеся на фундаментальных биологических дисциплинах.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1.История развития ботаники….……………………………………....4-5
Глава 2.Предмет исследования ....……………………………………….......6-7
Глава 3.Методы исследования.......................................................................8
Глава 4.Значение дисциплины в становлении «бакалавра» биологии…..9
Список используемой литературы……………………………………………..14
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ФГБОУ ВПО МГАВМиБ Ветеринарно-биологический Кафедра кормопроизводства с основами ботаники и агрономии. |
Реферат |
Лист /10 |
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Ботаника»
На тему: «Ботаника-комплексная наука о растениях. Значение изучение дисциплины в становлении бакалавра биологии»
Выполнила:
Студентка 1 курса 1группы
Ветеринарно-биологического факультета
Кашицына Ирина Александровна
Научный руководитель:
Доцент, доктор биологических наук
Пономарева С.А.
Москва 2013г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.История развития ботаники….……………………………………....4-
Глава 2.Предмет исследования ....……………………………………….......6-7
Глава 3.Методы
исследования..................
Глава 4.Значение дисциплины в становлении «бакалавра» биологии…..9
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение.
Практические знания людей об окружающих их растения известны с незапамятных времен. Ботаника является одной из первых биологических наук, которая уходит своими корнями в глубокую древность.
Глобальной проблемой
Одно из первых мест среди
таких дисциплин занимает
История развития ботаники.
Возникновение ботаники, как и других
наук о природе, было связано с
насущными практическими
Выведенные человеком культурные растения известны еще со времен каменного века. Происхождение некоторых из них совершенно загадочным, поскольку близких к ним форм в естественной флоре не существует.
Сам термин "Ботаника" был создан "отцом ботаники", учеником Аристотеля Теофрастом в 371—286 до н. э., в своих трудах определившем её как науку о растениях. В его «Исследовании о растениях» описано около 480 видов растений. Он сделал первую в истории науки попытку классифицировать растения, разделив их на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Среди трав он выделил одно-, дву- и многолетники. Теофраст отчётливо представлял себе строение цветка, в частности положение завязи в нём, и различия между сростнолепестными и свободнолепестными венчиками. В соответствии с современным уровнем знаний, отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Но при всём этом знания, достигнутые «отцом ботаники», были весьма значительными.
Римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» привёл все известные его современникам сведения о природе; он упомянул около 1000 видов растений, описав их достаточно точно.
В XVI веке появились такие разделы ботаники, как систематика и морфология, а в XVII—XVIII веках возникают и формируются другие разделы , в частности, анатомия растений.
Большим прорывом европейской науки в изучении растений стал труд Франсиско Эрнандеса «История растений Новой Испании» (1570—1577), выполненный по заказу Филиппа II. В книгу вошли описания более 3000 растений и 500 животных.
Карл Линней - известный шведский естествоиспытатель и врач, в XVIII веке разбил мир растений на 24 класса. Одной из главных заслуг Линнея стало определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной (бинарной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями.
XIX век ознаменовался интенсивным развитием естествознания в целом. Бурное развитие получили и все отрасли ботаники. Решающее влияние на систематику оказала эволюционная теория Ч. Дарвина.
Характерные черты современного этапа развития ботаники — стирание граней между отдельными её отраслями. Так, в систематике растений для характеристики отдельных таксонов всё шире применяют цитологические, анатомические, эмбриологические и биохимические методы. Разработка новых методов исследования, основанных на достижениях физики и химии, позволила решать задачи, недоступные ранее.
Предмет исследования ботаники.
Бота́ника (от греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии, изучающий закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их систематику, развитие в течение времени и родственные связи, особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности, взаимоотношения со средой, возможности и пути хозяйственного использования растений.
Основная ботаническая дисциплина — систематика растений , разделяет многообразие растительного мира на таксоны, и выясняет родственные взаимоотношения между ними.
В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального и исторического развития. Она включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки.
По объектам исследования в ботанике выделяют альгологию — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений, выделяют в особую науку — микробиологию.
Болезнями растений,
вызываемыми вирусами, бактериями
и грибами, занимается фитопато
Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений.
На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы. Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой. Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений.
Наука об ископаемых растениях — палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии и исторического развития растений.
Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, так как их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются.
Ботаника тесно связана со многими другими науками — с геологией через палеоботанику и геоботанику; с химией — через биохимию и физиологию; с почвоведением и физической географией — через экологию и геоботанику; с техническими науками — через экономическую ботанику.
Ботаника —основа сельского и лесного хозяйства, зелёного строительства в городах, курортах и парках, она разрешает многие вопросы пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности. Однако важнейшая задача ботаники — изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества — биосферы и прежде всего растительного мира — фитосферы.
Методы исследования в ботанике.
Применяемые для изучения растений методы очень разнообразны. Вот перечень наиболее распространенных:
Все данные методы исследования являются осуществимыми лишь при наличии необходимого оборудования и технических средств.
Значение дисциплины в становлении бакалавра биологии.
Для будущих бакалавриатов биологов ботаника играет несомненно важную роль, в первую очередь потому, что она является незаменимой составляющей биологии как системы наук.
Изучение ботаники как
отдельной дисциплины предполагает
получение более углубленных профессиональных знаний,
навыков и умений.
Изучая ботанику, ученые узнают принципы
рационального природопользования получают
четкую ценностную ориентацию на охрану
жизни и природы, узнают последствия антропогенных
воздействий на биосферу, и планируют
мероприятия по ее охране, тем самым способствуя
совершенствованию нашего мира.
Список используемой литературы.