Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:10, реферат
Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Чарлза Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 году Альфонс Декандоль опубликовал работу, в котором установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к другим, также достаточно обширным, территориям. После выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвящённые культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
М.В. ЛОМОНОСОВА
Географический факультет
Реферат
Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций.
Астана, 2013
Содержание:
Н.И.Вавилов – основоположник учения о центрах происхождения культурных растений……………………………………………………… 3
Н.И.Вавилов – основоположник учения о центрах происхождения культурных растений.
Центры происхождения культурных растений — географические центры генетического разнообразия культурных растений. Могут быть первичными (район изначального произрастания диких форм и доместикации) и вторичными (в результате дальнейшего распространения культурных и полукультурных растений и последующей селекции).
Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Чарлза Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 году Альфонс Декандоль опубликовал работу, в котором установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к другим, также достаточно обширным, территориям. После выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвящённые культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям.
Наиболее планомерно эту проблему в 1926—1939 годах разрабатывал Николай Вавилов. На основании материалов о мировых растительных ресурсах он выделял 7 основных географических центров происхождения культурных растений (Тер-Аванесян Д. В., 1969):
Вавилов Н.И. (1887-1943 гг.)
Многие исследователи, в том числе П. М. Жуковский, Е. Н. Синская, А. И. Купцов, продолжая работы Вавилова, внесли в эти представления свои коррективы. Так, тропическую Индию и Индокитай с Индонезией рассматривают как два самостоятельных центра, а Юго-западноазиатский центр разделён на Среднеазиатский и Переднеазиатский, основой Восточноазиатского центра считают бассейн Хуанхэ, а не Янцзы, куда китайцы как народ-земледелец проникли позднее. Установлены также центры древнего земледелия в Западном Судане и на Новой Гвинее. Плодовые культуры (в том числе ягодные и орехоплодные), имея более обширные ареалы распространения, выходят далеко за пределы центров происхождения, более согласуясь с представлениями Декандоля. Причина этого заключается в их преимущественно лесном происхождении (а не предгорном, как для овощных и полевых культур), а также в особенностях селекции. Выделены новые центры: Австралийский, Североамериканский, Европейско-Сибирский.
Некоторые растения были введены в прошлом в культуру и вне этих основных центров, но число таких растений невелико. Если ранее считалось, что основные очаги древних земледельческих культур — широкие долины Тигра, Евфрата, Ганга, Нила и других крупных рек, то Вавилов показал, что почти все культурные растения появились в горных районах тропиков, субтропиков и умеренного пояса.
Таким образом, с учетом дополнений и новых данных, основными регионами происхождения культурных видов растений являются (Джек Харлан, 1998):
а. Индо-Малайский (Юго-Восточноазиатский)
б. Индийский (Индостанский)
Некоторые исследователи выделяют также:
Теория центров происхождения культурных растений Н.И Вавилова соединяет в себе как биологическую, так и этнографическую составляющую: выдвинув концепцию центров, Н.И Вавилов стал также родоначальником концепции неолитической сельскохозяйственной революции.
Н.И. Вавилов показал, что возникновение древнейших цивилизаций в нескольких географически разделенных местах имеет параллель и основание в автономности центров происхождения культурных растений. Для земледельческих культур, определивших древнейшие цивилизации, характерны специфические виды обрабатывающих и уборочных орудий, породы домашних животных, особая пища и быт земледельческого населения (Вавилов, 1965). При этом этнические традиции, связанные с конкретными культурными растениями, являются наиболее устойчивыми.
Именно земледельческие культуры определили дальнейшие пути этногенеза. Первичная земледельческая культура связана с центром происхождения культурных растений, а в ходе своего распространения она
порождает вторичные земледельческие культуры, при этом именно первичные земледельческие культуры совпадают с древнейшими историко-этнографическими областями. Возникавшее в горных долинах земледелие обусловило появление великих цивилизаций в долинах рек, первоначально снабжая эти цивилизации культурными растениями. Н.И. Вавилов отмечал, что указанные горные районы представляют не только очаги разнообразия культурных сортов растений, но и разнообразие человеческих племен. Наличие соответствующих форм растений является условием появления цивилизации (Чеснов, 1998).
Земледельческие культуры отражают накопленный тысячелетиями опыт, по которому можно судить об исторических этапах развития человечества, а очаги человеческой культуры, по Н.И. Вавилову, необходимо искать в первоначальных очагах земледелия (Голубчиков, 1998). Автономность центров доместикации растений и животных предполагает также и независимость происхождения древнейших цивилизаций. “Археологические документы, исторические данные, типы агротехники, состав культурных растений, наличие диких родичей домашних животных и растений, резко выраженная дифференциация населения по языкам, быту, географическому обособлению — все это основа, на которой могут быть поняты начальные этапы эволюции современной земледельческой культуры Юго-Западной Азии” (Вавилов, 1962).
Концепция биологического вида Н.И. Вавилова как "обособленной сложной подвижной морфофизиологической системы, связанной в своем генезисе с определенной средой и ареалом, и в своей внутривидовой наследственной изменчивости подчиняющейся закону гомологических рядов" (Вавилов, 1920) оказалась применимой как к биологическим видам, так и к этногенезу человека. По мере расширения ареала, к его границам выщепляются рецессивные гены. В этом также состоит и биологическая основа этногенеза. В развитии концепции земледельческой культуры Н.И. Вавилов поставил вопрос о различии между центром доместикации растения и местом введения его в культуру. Центры происхождения находятся в горных районах, а центры возделывания формируются по мере распространения на периферию. Например, генетический центр ржи находится в горных районах Средней Азии, Северного Ирана и в Закавказье, но здесь она выступает как сорняк пшеницы. В процессе миграции человека на север рожь превращается в основную сельскохозяйственную культуру. Переход с гор в долины и равнины принес сюда многие полезные растения, которые были одомашнены из сорняков.
По мере миграции людей из Африки центры происхождения культурных растений становились "центрами кристаллизации" в образовании цивилизаций. При этом ядром цивилизации являлся узкий горный район генетического многообразия, в котором возникала первичная земледельческая культура, а от нее в долины распространялась вторичная земледельческая культура. Вне цивилизационных систем долгое время сохраняются номадические племена, продолжающие заниматься охотой и собирательством. Таким образом, цивилизация в своем возникновении обретала пространственную структуру, в определенных чертах соответствующую биогеографической структуре вида по Вавилову.
Информация о работе Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций