Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:10, реферат

Описание работы

Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Чарлза Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 году Альфонс Декандоль опубликовал работу, в котором установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к другим, также достаточно обширным, территориям. После выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвящённые культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям.

Файлы: 1 файл

Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций.docx

— 417.93 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М.В. ЛОМОНОСОВА

 

Географический факультет

 

 


 

 

 

 

 

Реферат

Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций.

 

 

 

                                                           Выполнил: студент 3 курса

                                                                               Кульбеков А.Б.

                                                            Проверил: Бадюков Д.Д

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2013

Содержание:

 

Н.И.Вавилов – основоположник учения о центрах происхождения культурных растений……………………………………………………… 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.И.Вавилов – основоположник учения о центрах происхождения культурных растений.

 

Центры происхождения культурных растений — географические центры генетического разнообразия культурных растений. Могут быть первичными (район изначального произрастания диких форм и доместикации) и вторичными (в результате дальнейшего распространения культурных и полукультурных растений и последующей селекции).

Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Чарлза Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 году Альфонс Декандоль опубликовал работу, в котором установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к другим, также достаточно обширным, территориям. После выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвящённые культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям.

Наиболее планомерно эту проблему в 1926—1939 годах разрабатывал Николай Вавилов. На основании материалов о мировых растительных ресурсах он выделял 7 основных географических центров происхождения культурных растений (Тер-Аванесян Д. В., 1969):

  1. Южноазиатский тропический центр
  2. Восточноазиатский центр
  3. Юго-Западноазиатский центр
  4. Средиземноморский центр
  5. Эфиопский центр
  6. Центральноамериканский центр
  7. Андийский центр

   Вавилов  Н.И. (1887-1943 гг.)

 

Многие исследователи, в том числе П. М. Жуковский, Е. Н. Синская, А. И. Купцов, продолжая работы Вавилова, внесли в эти представления свои коррективы. Так, тропическую Индию и Индокитай с Индонезией рассматривают как два самостоятельных центра, а Юго-западноазиатский центр разделён на Среднеазиатский и Переднеазиатский, основой Восточноазиатского центра считают бассейн Хуанхэ, а не Янцзы, куда китайцы как народ-земледелец проникли позднее. Установлены также центры древнего земледелия в Западном Судане и на Новой Гвинее. Плодовые культуры (в том числе ягодные и орехоплодные), имея более обширные ареалы распространения, выходят далеко за пределы центров происхождения, более согласуясь с представлениями Декандоля. Причина этого заключается в их преимущественно лесном происхождении (а не предгорном, как для овощных и полевых культур), а также в особенностях селекции. Выделены новые центры: Австралийский, Североамериканский, Европейско-Сибирский.

Некоторые растения были введены в прошлом в культуру и вне этих основных центров, но число таких растений невелико. Если ранее считалось, что основные очаги древних земледельческих культур — широкие долины Тигра, Евфрата, Ганга, Нила и других крупных рек, то Вавилов показал, что почти все культурные растения появились в горных районах тропиков, субтропиков и умеренного пояса.

Таким образом, с учетом дополнений и новых данных, основными регионами происхождения культурных видов растений являются (Джек Харлан, 1998):

  1. Южноазиатский (Тропический) центр:

а. Индо-Малайский (Юго-Восточноазиатский)

б. Индийский (Индостанский)

  1. Восточноазиатский (Китайский) центр
  2. Юго-западноазиатский (Переднеазиатский) центр
  3. Центральноазиатский (среднеазиатский) центр
  4. Средиземноморский центр
  5. Абиссинский (Эфиопский центр)
  6. Центральноамериканский
  7. Южноамериканский (Перуано-Эквадоро-Боливийский или Андский) центр и его субцентры: Чилоандский и Бразильско-Парагвайский

Некоторые исследователи выделяют также:

  1. Австралийский центр
  2. Североамериканский центр
  3. Европейско-сибирский центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теория центров происхождения культурных растений Н.И Вавилова соединяет в себе как биологическую, так и этнографическую составляющую: выдвинув концепцию центров, Н.И Вавилов стал также родоначальником концепции неолитической сельскохозяйственной революции.

Н.И.  Вавилов  показал,  что  возникновение  древнейших  цивилизаций  в  нескольких  географически разделенных местах имеет параллель и основание в автономности центров происхождения культурных растений.  Для  земледельческих  культур,  определивших  древнейшие  цивилизации,  характерны специфические виды обрабатывающих и уборочных орудий, породы домашних животных, особая пища и быт земледельческого населения (Вавилов, 1965). При этом этнические традиции, связанные с конкретными  культурными  растениями,  являются  наиболее  устойчивыми. 

Именно  земледельческие культуры  определили  дальнейшие  пути  этногенеза.  Первичная  земледельческая  культура  связана  с центром происхождения культурных растений, а в ходе своего распространения она

порождает вторичные земледельческие  культуры,  при  этом  именно  первичные  земледельческие  культуры  совпадают  с древнейшими  историко-этнографическими  областями.  Возникавшее  в  горных  долинах  земледелие обусловило появление великих цивилизаций в долинах рек, первоначально снабжая эти цивилизации культурными растениями. Н.И. Вавилов отмечал, что указанные горные районы представляют не только очаги  разнообразия  культурных  сортов  растений,  но  и  разнообразие  человеческих  племен.  Наличие соответствующих форм растений является условием появления цивилизации (Чеснов, 1998).

Земледельческие культуры отражают накопленный тысячелетиями опыт, по которому можно судить об  исторических  этапах  развития  человечества,  а  очаги  человеческой  культуры,  по  Н.И.  Вавилову, необходимо  искать  в  первоначальных  очагах  земледелия (Голубчиков, 1998). Автономность  центров доместикации растений и животных предполагает также и независимость происхождения древнейших цивилизаций. “Археологические документы, исторические данные, типы агротехники, состав культурных растений, наличие диких родичей домашних животных и растений, резко выраженная дифференциация населения по языкам, быту, географическому обособлению — все это основа, на которой могут быть поняты  начальные  этапы  эволюции  современной  земледельческой  культуры  Юго-Западной  Азии” (Вавилов, 1962).

Концепция  биологического  вида  Н.И.  Вавилова  как "обособленной  сложной  подвижной морфофизиологической системы, связанной в своем генезисе с определенной средой и ареалом, и в своей внутривидовой наследственной изменчивости подчиняющейся закону гомологических рядов" (Вавилов, 1920) оказалась применимой как к биологическим видам, так и к этногенезу человека. По мере расширения  ареала,  к  его  границам  выщепляются  рецессивные  гены.  В  этом  также  состоит  и биологическая  основа  этногенеза.  В  развитии  концепции  земледельческой  культуры  Н.И.  Вавилов поставил вопрос о различии между центром доместикации растения и местом введения его в культуру. Центры  происхождения  находятся  в  горных  районах,  а  центры  возделывания  формируются  по  мере распространения на периферию. Например, генетический центр ржи находится в горных районах Средней Азии, Северного Ирана и в Закавказье, но здесь она выступает как сорняк пшеницы. В процессе миграции человека  на  север  рожь  превращается  в  основную  сельскохозяйственную  культуру.  Переход  с  гор  в долины и равнины принес сюда многие полезные растения, которые были одомашнены из сорняков.

По  мере  миграции  людей  из  Африки  центры  происхождения  культурных  растений  становились "центрами кристаллизации" в образовании цивилизаций. При этом ядром цивилизации являлся узкий горный район генетического многообразия, в котором возникала первичная земледельческая культура, а от нее в долины распространялась вторичная земледельческая культура. Вне цивилизационных систем долгое время сохраняются номадические племена, продолжающие заниматься охотой и собирательством. Таким  образом,  цивилизация  в  своем  возникновении  обретала  пространственную  структуру,  в определенных чертах соответствующую биогеографической структуре вида по Вавилову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Центры культурных растений – древние очаги цивилизаций