Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:48, реферат
Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. А. Маршалл называет благом желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Но свойство предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Это происходит только тогда, когда человек осознал способность этого предмета удовлетворять определенную потребность.
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
Понятие экономических ресурсов
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
К экономическим ресурсам относятся:
• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
• знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал.
Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация.
Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории.
Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».
Свести только к этому современную экономическую теорию .нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всег да ограниченны.
Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.
Экономические блага и их классификация
Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.
Удовлетворение как проявляющаяся способность предмета должно быть осознано людьми. Школа неоклассиков главным образом выделяет блага экономические и неэкономические, т. е. рассматривает редко встречающееся разграничение.
Редко существующее благо признается экономическим благом, а благо, имеющееся в количестве, которое неограниченно, – неэкономическим благом.
С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.
По мнению сторонников неоклассической школы, товар представляет собой благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в данном определении не указывается, что товар должен быть в форме продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.
Первостепенной основой определения экономических благ служит стоимость этих благ, или их ценность. К. Маркс в своей теории рассматривает экономическую природу создаваемых благ. По его мнению, трудовые затраты, которые общественно необходимы, или труд, который действует при нормальных средних условиях общественного производства, а также средней трудовой интенсивности, являются определением экономических благ.
Неоклассическая школа дает широкое представление об основе образования благ, их стоимости, зависящей от редкости, а также от интенсивности потребления людьми и объема благ, которые могут удовлетворить данную потребность.
Представителями этой школы предполагалось, что не одним, а несколькими благами может быть удовлетворена любая потребность, а также различное экономическое благо может быть применено с целью удовлетворения различных потребностей людей.
Цена совокупного комплекта благ, которая способна удовлетворять потребности, выглядит следующим образом:
Epigi,
где g1, g2,…,gп – общая совокупность объемов отдельно каждого из n благ; p1,p2,…,pn– стоимость благ, или цена совокупного комплекта благ, которые способны удовлетворить потребности: i = 1,…, n.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:
1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;
2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;
3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;
4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;
5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;
6) косвенные блага, созданные с производственной целью;
5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;
6) взаимодополняемые блага.
Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.
Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.
Свободные и экономические блага
Все блага, которые может потреблять население нашей воображаемой страны, делятся на две группы, в зависимости от ограниченности их потребления.
Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является воздух, человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день. Или вода на берегу моря.
Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.
Во-первых, это просто редкие блага, которые могут использоваться различными способами. Например, найденная жемчужина может быть использована как украшение и как подарок. Если вы ее подарите, вы не сможете носить ее сами.
Во-вторых, это блага, для производства которых требуются ограниченные ресурсы. Например, чтобы произвести булочку, нужно затратить природные ресурсы и труд, которые могли бы быть израсходованы на производство яблока. Следовательно, вам приходится жертвовать яблоком для приобретения булочки.
Блага могут быть свободными или экономическими в зависимости от условий местности и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне. Благо "пение птиц" является свободным в весеннем лесу и экономическим в центре большого города. Свет будет свободным благом днем, но экономическим благом ночью.
Большинство известных вам благ являются экономическими по одной простой причине - эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Эти блага требуют производства, для которого и существует хозяйство.
Причем развитие хозяйства самым прямым образом зависит от величины желаний населения потреблять различные блага. Если желания населения будут ограничены, то хозяйство будет развиваться только до того момента, пока все эти желания не будут удовлетворены, а после достижения этого момента развитие хозяйства остановится. Но если желания людей будут неограниченны, все будет иначе. Когда окажется, что люди могут обеспечить себя всем, к чему стремились, им сразу или через некоторое время захочется чего-то большего. Людям захочется увеличить объем потребляемых благ, или же они просто будут придумывать новые блага. Таким образом, хозяйство будет постоянно развиваться в сторону все большего увеличения производства благ.