Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:59, курсовая работа
Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре и наших предков - древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили, что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы.
Введение....................................................................................................3
Легенды и мифы о лекарственных растениях.......................................4
Древнеславянские легенды о волшебных травах..................................7
Легенды и мифы о цветах.......................................................................10
Нарцисс в легендах и мифах...................................................................14
Легенды и мифы о деревьях.....................................................................16
Заключение................................................................................................24
Список использованных источников..................................................................................................25
Между тем могила, где была похоронена
их бывшая благодетельница, всегда чудно
зеленела и была покрыта роскошными цветами.
Помещавшиеся же у самого ее изголовья
великолепные тюльпаны блистали самой
яркой окраской, издавали дивный запах
и цвели до глубокой осени, когда все другие
цветы уже давно завяли. Прошло еще несколько
лет, и скупого человека заменил еще более
черствый, совсем не имевший понятия о
красоте, родственник. Он вырубил все окрестные
леса и могилу совсем забросил. Она была
затоптана ногами проходящих, тюльпаны
повырваны, поломаны, и феям пришлось удалиться
далеко от родного для них местечка.
И с этого-то времени, добавляет сказка,
все тюльпаны потеряли свою выдающуюся
окраску и запах и сохранили их лишь настолько,
чтобы не быть совсем заброшенными садовниками.
Пион
Иллюстрация
: Пио́н (лат. Paeónia)
Согласно историческим источникам пион
получил своё название в честь Пеонии
– местности, откуда произошёл один из
его видов. Однако существуют и другие
версии. Согласно одной из них, название
этого растения связано с именем персонажа
древнегреческой мифологии – Пионом,
который был талантливым учеником врача
Эскулапа. Однажды Пион вылечил владыку
загробного мира Плутона, раненного Геркулесом.
Чудесное исцеление повелителя подземного
царства возбудило в Эскулапе зависть,
и он решил убить своего ученика. Однако
Плутон, узнавший о злых намерениях Эскулапа,
в благодарность за оказанную ему помощь,
не дал Пиону умереть. Он превратил искусного
врача в красивый лекарственный цветок,
названный в честь него пионом. В Древней
Греции этот цветок считался символом
долголетия и целительства. Одарённых
греческих врачей называли «пиониями»,
а лекарственные растения «травами пионий».
Другая античная легенда рассказывает,
как однажды богиня Флора собралась в
путешествие на Сатурн. На время своего
длительного отсутствия она решила найти
помощника. Богиня объявила о своём намерении
растениям. Через несколько дней подданные
Флоры собрались на лесной опушке, чтобы
выбрать своего временного покровителя.
Все деревья, кустарники, травы и мхи отдали
свой голос в пользу очаровательной розы.
Лишь один пион кричал, что он лучше всех.
Тогда Флора подошла к дерзкому и глупому
цветку и сказала: «В наказание за твою
гордыню ни одна пчела не сядет на твой
цветок, ни одна девушка не приколет его
себе на грудь». Поэтому у древних римлян
пион олицетворял напыщенность и чванство.
"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюблённый Нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя…"
(Шелли "Мимоза").
4.Нарцисс в легендах и мифах
Иллюстрация : Нарци́сс (лат.Narcissus)
Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно другое, разве только что роза. Сам Магомет сказал про него: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души". А персидский царь Кир прозвал его "созданием красоты - бессмертною усладой".
Им также восхищались Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии "Буря", Эдгар По, описавший его как один из цветов той "долины многоцветных трав", где ему удалось испытать райскую любовь. Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс, восклицает: "Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник".
Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. Отсюда же появился термин нарциссизм. На языке цветов "нарцисс" означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.
О происхождении цветка существует древнегреческая легенда о прекрасном Нарциссе. У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".
По этому преданию К.П. Брюллов написал свою знаменитую картину "Нарцисс смотрящий в воду." (1819г.). На ней изображён юноша, любующийся своим собственным отражением в воде. Эту картину можно увидеть в Государственном Русском музее.
По другому, не менее грустному и красивому преданию, Нарцисс неожиданно потерял сестру - близнеца. Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.
Вследствие всего этого нарцисс у древних греков был цветком умерших, цветком погибших, и этой эмблемой он часто является в древнегреческой мифологии. С незапамятных времен нарциссами называют самовлюбленных людей и "повинна" в том, конечно, легенда о прекрасном Нарциссе. А вот в Древнем Риме нарцисс был символом победы. У римлян венком из желтых нарциссов встречали воинов - победителей, вернувшихся с войны.
Большим успехом он пользовался
и у римских модниц. Египтяне, древние
греки и римляне выращивали нарциссы не
только как декоративные, но и как ценные
эфирномасличные растения. Обнаруженные
в растении эфирное масло и алкалоиды
по сегодняшний день широко используют
в парфюмерии. Для парфюмерных целей выращивают
нарцисс поэтический, обладающий особенно
сильным ароматом.
В Швейцарии в честь этого прекрасного
цветка устраивают ежегодный праздник
с представлением, где разыгрывают древнегреческую
легенду о Нарциссе.
В Китае, с древних времён и до сих пор, нарцисс играет важную роль в Новогодних церемониях. В Новый год он является обязательным атрибутом в каждом доме. В этот день прекрасный цветок участвует во всех торжественных процессиях, им украшают алтари богов. В Древнем Китае нарцисс выращивали в стеклянных чашах с водой, песком и камешками.
В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане. У них такой же интерес к этим цветам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.
5. Легенды и мифы о деревьях
Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности: дождя… А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой, и , возможно, под влиянием впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами. Дерево занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.
С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени.Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней.
Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.
Дуб
Иллюстрация : Дуб (лат. Quércus)
Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.
Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.
Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.
В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.
Именно так выглядит дуб в русском: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»
Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.
В некоторых старообрядческих селения хбрачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.
Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…..
Береза
Иллюстрация : Берёза (лат. Bétula)
Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света.
Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»
Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
С березой связана славянская руна - Берегиня - Береза, Судьба, Мать, Земля.
Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.
Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.
Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.
Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…
Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.
У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .
Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.
Верба
Иллюстрация : Верба
Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.
Верба также символизирует быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий, и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь - yсмиpяет его, а посаженная в поле - оберегает посевы, что выброшенны на двоp ветки - останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю, обнаруживать клады и т. д.