Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 06:40, реферат
Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.
Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной, необычной форме корней, листьев, цветков или плодов растений.
Лекарственные растения разводят с глубокой древности, и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Они не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое.
Введение.
1. Цели и задачи работы.
2. Легенды о лекарственных растениях.
2.1 Легенды о ландыше.
2.2 Легенды о пионе.
2.3 Легенды о маке.
2.4 Легенды о гвоздике.
2.5 Легенды о календуле.
Заключение
С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.
Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
"Прекрасный, юный бог сна
Гипнос. Он неслышно носится на
своих крыльях над землей с
головками мака в руках и
льет из рога снотворный
Он был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.
Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют "отцом ботаники", дал весьма чёткое его описание, а также целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много. В XVI веке появилась первая предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-Монтануса (Якоба Теодоруса) - "Сок маковых семян", в которой говорилось об опасности его чрезмерного употребления.
Красные маки как символ. В 1915 г., во время первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей (John McCrae) написал ставшее широко известным стихотворение "In Flanders Fields" ("В полях Фландрии"), начинавшееся такими строками: "Всюду маки свечами печали горят На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах" - перевод А. Яро.
В 1915 году, вдохновлённая этими стихами, американский профессор Михаэль Мойна ответила своим собственным стихотворением: "Мы вспоминаем красные маки, В полях что растут - доблести знаки, Будто кричат небесам о крови Героев, что вечно будут живы". Потом ей в голову пришла идея носить красные маки на День поминовения в честь тех, кто погиб во время войны. Она была первой, кто носил их, она продавала маки сотрудникам и друзьям, а деньги шли на благотворительность. Позже мадам Гуерин из Франции, побывав в США, начала делать искусственные маки и продавать их в пользу детей-сирот и овдовевших женщин. В 1921 году Франко-Американская лига детей продавала маки в помощь осиротевшим в войне во Франции и Бельгии. Эта традиция распространилась и на другие страны, в частности, Великобританию.
Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших. Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".
Мак попал на Восток - в Иран, Индию, Китай в IX веке, и если до этого времени его знали лишь как пищевое растение, то с X века в Китае стали выращивать с целью получения опиума. Пагубное пристрастие к этому растению началось с курения. В XIII веке вредную привычку переняли в Индии. В XVIII веке в Китае увлечение маком достигло колоссальных размеров, и правительство вынуждено было прибегнуть к запрету выращивания и ввоза опиума.
Во многих странах на протяжении тысячелетий культивируют Мак снотворный, или опийный (Papaver somniferum L.). Из его незрелых коробочек получают опиум - загустевший млечный сок, служащий для изготовления медицинских препаратов (папаверин и др.) и наркотиков. Из семян этого растения изготовляют техническое масло. Также семена мака используются в кондитерских изделиях. В России запрещено возделывать "Опийный мак (растение вида Papaver somniferum L.) и другие виды мака рода Papaver, содержащие наркотические вещества".
ЛЕГЕНДЫ О ГВОЗДИКЕ
В древности именовали
Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.
Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок сыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.
Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.
Гвоздика была любимым цветком принца Кон-де (Людовика II Бургонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Кон-де и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.
Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.
Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам.
Ее изображение вошло в государственный
герб, а девушки считали гвоздику посредницей
любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали
цветок к мундиру для предохранения от
опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот
цветок в Испании. Испанки ухитрялись
тайно назначать свидания своим кавалерам,
прикалывая для этого случая на груди
гвоздики разных цветов.
В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.
В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык
ЛЕГЕНДЫ О КАЛЕНДУЛЕ
На земле тысячи цветов - и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка... Русское название "ноготок" объясняет сказка.
Давным-давно, еще при царе Горохе, родился в бедной семье мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился в путь-дорогу, чтоб ума-разуму набраться. Люди уже забыли о нем, но однажды пронесся слух: будто бы объявился человек, который больных лечит. И прославился Заморыш, тем, что лечил людей не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Прослышала об этом бабка Абракадабра и решила отравить лекаря. Из ревности злая ворожея Абракадабра, пригласив к себе в гости лекаря, поднесла ему кубок с отравленным вином. Не знал об этом Заморыш и выпил вино. Когда почувствовал Заморыш, что умирает, позвал людей и завещал им закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном бабки Абракадабры. Люди выполнили его просьбу. И вырос на том месте золотистый цветок, который назвали ноготком. Лечит цветок-ноготок от многих-многих болезней, за что люди всегда помнят Заморыша.
Сказка - сказкой, но слава о целебном цветке-ноготке действительно по всему миру идет. Календула или ноготок - этот цветок всем известен. Первые Христиане называли календулу "Золото Марии". Ноготки, по-английски "marigold", считаются названными в честь Девы Марии. Этот цветок часто встречается в свадебных букетах (отсюда другое его название у англичан - "летняя свадебная пара") и символизирует постоянство и долгую любовь. В юго-восточной Европе считают, что если муж начинает смотреть на сторону, его верность вернется, если вокруг его следов на земле посеять ноготки. В Китае ноготки символизируют долгую жизнь - это "цветок десяти тысяч лет". В индуизме он считается цветком Кришны. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых.
Календулу называют цветком солнца, иногда
"невеста лета" из-за тенденции оранжевого
цветка поворачиваться вслед за солнцем,
распуская лепестки на свету и собирая
в тени. По этой же причине календулу когда-то
называли "хозяйский циферблат".
Древние римляне считали, что растение
извещает о начале дня и ночи как своеобразный
календарь, отсюда произошло и название
растения: "календарик", "маленький
календарь", отмечающий каждый день.
Современные махровые формы настолько
увеличили соцветия, что цветок уже почти
не закрываются на ночь - но название осталось.
А ноготками растение названо за форму
семян - они действительно похожи на них.
Заключение
… С каждым днём мы узнаем все больше и больше о нашем чудесном и необыкновенном мире. Казалось бы, трава, по которой мы ходим просто украшение нашего бытия, но заглянув в прошлое, изучив мифы и легенды, которые нас окружают можно очутиться не только в сказке, но и излечиться от многих болезней.
И в заключении хочется призвать все человечество быть более внимательными ко всему, что нас окружает, ведь может настать тот момент, когда кроме Матушки-Природы нам на помощь может никто не прийти. Берегите природу!
Информация о работе Лекарственные растения в мифах и легендах