Описание: Ботаническое название:
Alnus glutinosa. Коммерческое название: Alder. Произрастает
в Европе от Скандинавии и в северных районах
России и далее к югу. Ольха обычна для
Британских островов, встречается также
в Северной Африке и Западной Азии. Наибольшее
значение имеют ольха клейкая, или черная,
(A. glutinosa) - Black alder; ольха серая, или белая,
(A. incana) - Specked alder, произрастающие в европейской
части территории стран СНГ и в Западной
Сибири. Ольха - безъядровая порода. Обладает
очень высокой стойкостью в воде. Древесина
лёгкая, мягкая и вязкая. Хорошо режется,
при резьбе не колется, нехрупкая, не трескается
при сушке. Вязкая и податливая для обработки
во всех направлениях, она используется
в таких ответственных изделиях, как музыкальные
инструменты: в некоторых видах гармоней
все деревянные детали выполняются только
из ольхи. Свежесрезанная белая, т.е. обыкновенная,
ольха (всего в нашей стране произрастает
около 15 видов ольхи) быстро желтеет, вплоть
до оранжевых тонов, но затем ярко-жёлтый
цвет тускнеет, древесина сереет, хотя
торец остается достаточно желтым. Сухая
древесина в расколе и поперечном разрезе
также не ярко-желтого цвета, но под маслом
или олифой снова приобретает хотя и не
такой яркий, как в свежем срезе, но достаточно
интенсивный, равномерный цвет, отличающий
её от других пород дерева. Характерное
отрицательное свойство ольхи - она очень
плохо сверлится (последнее место среди
известных поделочных пород). Другой недостаток
доски из ольхи, равномерной по текстуре
и цвету в общей массе, - в ней встречаются
часто сердцевинные повторения в виде
продольных узких бурых черточек, а иногда
и в виде более тёмных широких включений.
На солнечном свету древесина теряет свой
оранжевый оттенок за два-три месяца, её
цвет становится похожим на цвет выдержанной
древесины сосны.
Древесина белой ольхи
немного светлее и прочнее, чем жёлто-красная
древесина чёрной ольхи. Плотность: 420
- 640 кг/м3. Твердость: невысокая.
Ольха в славянской мифологии
Дерево упоминается в сказаниях западных
и восточных славян. В них повествуется
о том, как дьявол, спорящий с Богом при
сотворении мира, пробовал создать волка,
но не сумел его оживить. По воле Божьей
волк ожил и бросился на дьявола, который
скрылся от него на ольхе. Тогда кровь
от прокушенной волком пятки дьявола и
попала на ольху, окрасив ее кору в красноватый
цвет. Согласно другому преданию, Бог создал
овцу, а дьявол - козу и, желая похвалиться
перед Творцом, поволок ее к Богу за хвост.
По пути коза сбежала от дьявола и спряталась
на ольхе. С того времени у коз нет хвоста,
а кора ольхи от крови козы стала красновато-коричневой.
В магии ольха наделяется свойствами оберега:
ее ветки втыкают по кромкам поля для защиты
от града и непогоды, кладут кусочки ольхи
под одежду новобрачным, чтобы охранить
их от темных сил, купаются в воде, омывающей
корни ольхи, чтобы не заболеть и т.п.
Энергетика
Ольха - дерево, оказывающее покровительство
семье. Считается, что чем больше в семье
потомков, тем сильнее ольха поддерживает
ее членов. Она сплачивает родственников,
сближает всех членов семьи, для нее характерно
соединять людей в род.
Если вы придете к ольхе с проблемами
родственных взаимоотношений, она с удовольствием
"подскажет" решение Это дерево для
женщин - хранительниц очага, дерево "большого
дома". Ольха поможет жене "привязать"
мужа к дому.
Энергия ольхи непредсказуема, она способствует
избавлению от стресса. Но при злоупотреблении
ее энергией возможны серьезные нервные
срывы. Ольха - дерево-потребитель, и взаимодействовать
с ней нужно осторожно.
В настоящее время в медицине используют
соплодия ольхи, в которых содержатся
дубильные вещества, алкалоиды, полисахариды,
аминокислоты, галловая кислота и др. Препараты
соплодий используют как вяжущие, противовоспалительные
и кровоостанавливающие средства.
Из соплодий ольхи выделен полифенольный
комплекс, обладающий антибактериальным
и ранозаживляющим действием при ожогах.
Эти препараты нетоксичны и не оказывают
отрицательного воздействия на сердечно-сосудистую,
нервную и кроветворную системы.
Листья ольхи, содержащие кумарины эскулин
и умбеллиферон, флавоноид гиперозид,
дубильные вещества, полисахариды, фенолкарбоновые
кислоты, смолы и спирты, используют в
народной медицине как потогонное и слабительное
средство.
Шишки ольхи используют при
заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Препараты ольхи широко применяют в народной
лечебной практике и как кровоостанавливающее
средство. В коре ольхи обнаружены до 25%
дубильных веществ, тритерпены, флавоноиды,
стерины и моносахариды. В коре, сережках
и соплодиях ольхи имеются липофильные
вещества с преобладанием линолевой кислоты,
в листьях доминирует линолевая кислота.
Зрелые соплодия ольхи заготавливают
осенью, срезая концы тонких ветвей и отделяя
от них шишки. Шишки сушат в теплых проветриваемых
помещениях, хранят сухими, упакованными
в ящики или мешки, не более 3 лет.
Кумарины представляют собой цикличные
эфиры оксикислот.
Биологами исследовано уже более 100 природных
соединений - производных кумаринов. Ими
особенно богаты растения семейства зонтичных,
рутовых, бобовых и сложноцветных.
Огромный интерес исследователей к этим
растениям объясняется серьезным открытием:
растения, содержащие лактоны и кумарины
(тоже лактоны дважды ненасыщенной ароматической
оксикоричной кислоты), обладают противоопухолевой
активностью, влияют на состав крови и
на чувствительность организма к свету.
Заключение
ОСНОВНЫЕ
ВЫВОДЫ:
1. Заготавливать соплодия необходимо
в период - конец сентября, октябрь, так
как первыми вылетают полнозернистые,
качественные семена. У семян, выпавших
из соплодий позднее, все показатели качества
семян оказываются более низкими. Более
высокие показатели качества отмечаются
у ольхи серой по сравнению с ольхой черной.
2. Перед началом сбора
соплодий следует проверить полнозернистость семян. Заготовку соплодий ольхи
черной и ольхи серой следует проводить
в год, когда температура воздуха и количество
осадков близки к средним многолетним
значениям, со второй половины сентября,
в октябре, не оставляя на весну; выбирая
деревья с большими диаметрами.
3. Посев плодов ольхи
следует проводить в первой
декаде после схода снега. Грунтовая
всхожесть семян снижается по
срокам запаздывания снятия соплодий
с дерева.
4. Перед подготовкой семян
к посеву необходимо плоды
погрузить в воду, всплывшие (пустые
семена) отделить и пересчитать
норму высева.
5. Создание насаждений
ольхи предлагает два варианта:
1. обеспечить бедные почвы
азотом и сопутствующими ему фосфором
и калием.
2. повысить продуктивность
культур хвойных пород.
библиографической
список.
- Андреева, И.Н. Взаимосвязь ультроструктуры и азотфиксирующей активности корневых клубеньков ольхи/И.Н.Андреева, Я.В.Хржановский, Л.К.Ницо //Известия ТСХА, вып. 6, 1981, С. 109116. Благодарова, Т.А. Состояние
генетического резервата ольхи черной
в Хоперском госзаповеднике/Т.А.Благодарова //Вопросы экологии и охраны природы в лесостепной и степной зонах. Сам. гос. ун-т — Самара, 1995.- С.177-183.. Благодарова, Т.А. Интродукция ольхи черной в условиях ЦЧО/Т.А.Благодарова//Плодоводство, семеноводство, интродукция древесных растений. Матер. III Всерос.науч.-практ. конфер.(с меж-дунар. Участ.) 24-26 окт. 2000. Красноярск, 2000. -С. 19-20. Долгова, Л.Н. К вопросу о разведении ольхи черной и серой/ Л.Н.Долгова, Н.В.Кречетова//Актуальные проблемы лесного комплекса. Информационные материалы международной науч. технич. конф. «Лес-2000». 7—летию БГИТА, вып. 1., Брянск 2000. Л.Н. Роль ольхи в углеродном балансе насаждений/Л.Н.Долгова//Глобальное потепление и леса Поволжья. Материалы международного семинара 25-27 апр. 2001 г, Йошкар-Ола, 2001.-С. 74-81. Редько,Г.И Взаимодействие канадского и серого тополей с черной ольхой/ Г.И.Редько//Науч.тр. УкрНИИЛХ.- I960.- вып.ХХ. С.26-38 (на укр.яз.).
Содержание
ВВедение
1.Ботанические описание………………………………………...........1
1.1Распространение и образ жизни………………………...........2
1.2Хозяйственное
значения…………………………………………………………………3
1.3Враги ольхи
черной…………………………………………………………………………3
1.4Использование
в медицине……………………………………………………………4
2.Род ольхи и ее виды……………………………………………………..4
3 Применение в других
областях……………………………………….7
4.Заключение……………………………………………………………….15
5.Библиографический список……………………………………...........16