Проблематика религиозных столкновений. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

В современных условиях заметно усилился интерес представителей различных наук к проблеме конфликта. Он порожден коренными изменениями в нашей общественной жизни. Социальный конфликт – это сложное явление, которое сегодня изучается разными областями знаний: философией, социологией, правоведением, политологией, педагогикой, математикой, психологией и другими науками. Нынешний этап развития мирового сообщества показывает, что конфликт – не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностной элемент развития как личности, так и группы. Если раньше говорили о предупреждении и предотвращении конфликтов, то сегодня речь идет об управлении ими. Причем важным условием достижения успеха в решении этой сложной задачи является систематизация знаний и взаимное обогащение подходов, сложившихся в различных научных дисциплинах. Не случайно поэтому, выделена новая область науки – конфликтология.

Содержание работы

Введение 3
1. Проблематика религиозных столкновени 5
2. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных групп 9
Заключение 14

Файлы: 1 файл

реферат конфлик.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

          Именно такой период, по мнению К. Ханбабаева, в своем развитии переживает сейчас российское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям. С началом демократических преобразований в России масштабы влияния, роль и значение религии в обществе заметно расширились.

           Еще в глубокой древности на планете мирно сосуществовали христианство, буддизм, ислам, иудаизм, и другие религии. Эти религии стали стимулирующим фактором развития культуры, образования и науки. Однако произошедшие процессы образования новых государств, в результате объединения нескольких государств или разъединения одного государства привели не только к полиэтничности населения и к его многоконфессиональности, но и к разъединению многоконфессионального общества отнюдь не на отдельные конфессии.

         

         

           Межконфессиональные конфликты вряд ли могут способствовать улучшению взаимопонимания между католиками и православными, между испанцами и россиянами. Причем, если для верующих россиян испанцы не имеют этой общей конфессиональной характеристики, то для испанцев понятие Россия и православие неразделимы и деятельность Русской Право-

славной Церкви, которая  хотя и не являясь государственным  институтом, но будучи тесно связанной  с госаппаратом, рассматривается как характеризующая ситуацию в России. Поэтому появление в испанской прессе статей в которых идет речь о «католиках являющихся гражданами второго класса в Российской Федерации», не может не вызвать положительного отношения к нашей стране.

         В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения межконфесиональных конфликтов в ходе процесса модернизации государства, с опорой на результаты решения наиболее общих проблем.

         Основы межконфессиональных конфликтов, можно утверждать, что недооценка российскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики.

          Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную государственную политику как внутри страны, так и на международной арене, значительно снизить межконфессиональную напряженность и как следствие вероятность возникновения религиозных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Изложенный материал подтверждает известное положение о чрезвычайной сложности политико-правовых проблем, связанных с предупреждением и урегулированием религиозных конфликтов. Вместе с тем, в научной и публицистической литературе уже обозначены контуры, основные подходы к решению этой проблемы. Это, прежде всего, наличие определенного плана, определенной программы или, как принято говорить, концепции политики государства в сфере межрелигиозных отношений, предусматривающей комплексный подход к нейтрализации многочисленных и самых разнообразных опасностей, возникающих в межконфессиональных отношениях, а также воспитание в обществе толерантности.

        В свою очередь, важным условием успешной разработки конкретной концепции религиозной политики государства является знание основных положений ее теоретических основ, выполняющих методологические функции по отношению к проблемам этой сферы.

        Особенно большое значение имеет глубокое уяснение сущности и объема содержания понятия «религиозный фактор», которое используется в исследовании проблем межконфессиональных отношений, а также основных путей его влияния на процесс модернизации мирового сообщества в условиях однополярного мира.

        Не менее важно понимание роли политико-правовых основ в системе предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов, в структуре политики и права того или иного государства, характера их взаимосвязи. Все это позволит более полно и четко представить весь диапазон сил, средств и методов, используемых для предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов.

         Исследование сущности и содержания религиозных конфликтов, а также причин их возникновения показало, что достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.

         Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии с развитием производительных сил, требованиями научно технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.

         Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства.

        В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

Список источников

Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512с.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002.

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч. Ставро-

поль, 1996.

Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках на-

учной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм  на Северном Кавказе. М.:

ИЭА РАН, 1999.

Амирян В. А. Военно-политическая обстановка: методология

и методика оценки: Дис. …  д-ра филос. наук. М.: ГА ВС, 1992.

Анраменко А.А. Религиозная  обстановка в Калуге // Социол.

исслед. 2001. № 11.

Антология ненасилия. 2-е  изд., расш. и доп. М.: Бостон, 1992.

Антонов А.И. Демографическое  будущее России: депопуля-

Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ.  высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.

Ванчугов В.В. Кто в  кого верит в США? Портал «Социально-

гуманитарное и политическое образование». 4.03.2003.

Ванчугов В.В. Кто как  верует в России? Портал «Социально-

гуманитарное и политическое образование». 26.04.2003.

Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта: Пер. с нем./Глазл Ф. . - Калуга:Духовное познание, 2002. - 516 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.

Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336с.

Емельянов С.М. Практикум  по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 384с.

Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 -688с.

Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010 -240с.

Конфликт интересов / Д.И. Дедов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 288 с.:

Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А.Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010. - 224  с.

Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для студентов  вузов / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к  экзаменам / А.Д. Атоян. - М.: А-Приор, 2010. - 64 с.

Конфликты в семье / А.В. Курпатов. - М.: Олма Мед. Гр., 2007. - 96 с.

Конфликты производителей и потребителей: как избегать, как разрешать / М.А. Кульков, Р.М. Курмаев, Ю.В. Лаврова. - М.: Альп. Бизнес Букс, 2007. - 278 с.

Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544с.

Шевчук Д.А. Конфликты  избегать или форсировать? Все о  конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – 440с.

Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов –  Минск: Харвест, 2010 – 912с.


Информация о работе Проблематика религиозных столкновений. Конфессиональная исключительность как основание для противопоставления различных религиозных г