Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:09, дипломная работа
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта "человеческая слабость" будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическую науку едва ли можно постичь, не
Исторически сложилось
так, что почти повсеместно
познакомившись
с теоретическими воззрениями выдающихся
экономистов классической политической
экономии. Среди них Адам Смит является,
несомненно, центральной фигурой.
Адам Смит родился
5 июня 1723 г. в Шотландии в городке
Кирколде, расположенном неподалеку
от ее столицы Эдинбурга, в семье
таможенного чиновника. С детства
проявив способности к учебе, в 14
лет поступил в Глазговский
университет, который
закончил спустя три
года в 1740 г. В числе
лучших студентов он
был удостоен стипендии
для завершения своего
образования в Оксфордском
университете, где учился вплоть до
1746 г. Уровень преподавания здесь не устраивал
его в том числе и по той причине, что большинство
профессоров даже не читали своих лекций.
Из Оксфорда А.Смит вернулся в Эдинбург
с намерением заняться самообразованием
и чтением публичных лекций по английской
литературе и политической экономии. Уже
тогда, судя по его лекциям, он придерживался
принципов экономического либерализма
и особенно принципа свободы торговли.
В 1751 г. А.Смит был назначен
профессором логики
в Глазговском университете (в 28
лет!), а в конце того
же года перешел на кафедру
моральной философии,
на которой преподавал
до 1764 г. Крупная научная
работа "Теория моральных
чувств", изданная
им в 1759 г., принесла ему широкую известность.
Но в дальнейшем научный интерес А.Смита
все более смещается к экономической науке,
что было связано отчасти с активным его
участием в своеобразном Глазговском
клубе политической экономии, а отчасти
— дружбой с философом
и экономистом Давидом
Юмом.
В 1764
г. в жизни А.Смита произошло переломное
событие: он оставил
кафедру (как окажется
— навсегда) и принял
предложение сопровождать
во время заграничного
путешествия молодого
лорда, пасынка видного политического
деятеля — герцога Баклю. Материальный
интерес от этого путешествия имел для
А.Смита не последнее значение; поездка
гарантировала ему Ј 800, ежемесячно до
конца жизни, что было явно больше его
профессорского гонорара. Путешествие
длилось с 1764 по 1766 г., т.е. более двух лет,
из которых полтора года он провел в Тулузе,
два месяца в Женеве, где ему довелось
встретиться с Вольтером, и девять месяцев
в Париже. Тесное знакомство за время поездки
с французскими философами д’Аламбером,
Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами,
в том числе с Ф.Кенэ и А.Тюрго, отразилось
впоследствии в его главном
труде "Исследование
о природе и причинах
богатства народов", к которому он
приступил еще в Тулузе.
По возвращении
в Шотландию А.Смит решает поселиться
у своей матери, где с 1767 г. уединяется
для завершения работы над "Богатством
народов". Книга вышла в свет
в 1776 г. и упрочила и без того широкую
известность ее автора. Она четырежды
переиздавалась при жизни А.Смита и еще
три раза со дня его смерти (1790 г.) и до конца
века.
Влияние А.Смита
на своих современников было настолько
велико, что даже
английский премьер-министр
У.Питт Младший объявлял
себя его учеником. Они неоднократно
встречались и обсуждали ряд финансовых
проектов. Одним из результатов этих контактов
с ученым явилось подписание У.Питтом
в 1786 г. первого Либерального торгового
договора с Францией — договора Эдена,
который существенно изменил таможенные
тарифы. Результатом влияния творческого
наследия автора "Богатства народов"
можно также признать то, что один из его
учеников Дугалл Стюарт в 1801 г. стал читать
в Эдинбургском университете самостоятельный
курс политической экономии, который прежде
входил в состав дисциплин курса нравственной
философии.
В январе 1778 г. А.Смит
был назначен комиссаром шотландской
таможни в Эдинбурге, оставаясь
в этой должности до своей кончины
в 1790 г.
Из особенностей
характера А.Смита известно, что
ему были присущи подчеркнуто деликатное
поведение и одновременно легендарная
рассеянность.
Знакомство с
творчеством А.Смита начнем с
того, что он понимал под
предметом изучения
экономической науки.
В своей книге
"Исследование о природе и причинах
богатства народов"
в этом качестве он выделил
ее центральную проблему,
а именно: экономическое
развитие общества и
повышение его благосостояния.
Уже с первых
слов, с которых начинается книга,
говорится: "Годичный труд каждого
народа представляет собою первоначальный
фонд, который доставляет ему все необходимые
для существования и удобства жизни продукты..."
Эти слова позволяют понять, что экономика
любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает
богатство народа не потому, что этим богатством
являются деньги, а потому, что его надо
видеть в материальных
ресурсах, которые доставляет "годичный
труд каждого народа".
Таким образом,
А.Смит с первой же фразы своей
книги осуждает меркантилистское мышление,
выдвигая для этого, казалось бы, совсем
не новый аргумент о том, что сущностью
и природой богатства
является исключительно
труд. Далее данную мысль он развивает
в весьма интересной концепции роста разделения
труда, а по сути доктрине
технического прогресса
как основного средства
роста богатства "любой
страны во все времена".
Однако на вопрос
о том, в какой сфере экономики
богатство растет быстрее, соображения
А.Смита оказались
Понять это
упущение автора "Богатства народов"
тем труднее, что в ту пору в
Англии процветала мануфактурная промышленность
и начали появляться даже первые высокопроизводительные
фабрики, работавшие от водяного колеса.
Между тем величие
А.Смита как ученого состоит
в его экономических прогнозах
и фундаментальных теоретико-
Центральное
место в методологии
исследования А.Смита
занимает концепция
экономического либерализма, в основу
которой он, как и физиократы, положил
идею естественного порядка, т.е. рыночных
экономических отношений. В то же время
в отличие, скажем, от Ф.Кенэ в понимании
А.Смита, и он это постоянно подчеркивает,
рыночные законы лучшим образом могут
воздействовать на экономику, когда частный
интерес стоит выше общественного, т.е.
когда интересы общества в целом рассматриваются
как сумма интересов составляющих его
лиц. В развитие этой идеи автор "Богатства
народов" вводит ставшие затем знаменитыми
понятия "экономический
человек" и "невидимая
рука".
Сущность "экономического человека" достаточно рельефно показана уже во второй главе книги
I "Богатства
народов", где особо впечатляет
положение о том, что
Без особых комментариев
А.Смит преподносит читателю и положение
о "невидимой руке". При этом
нельзя исключить, что идею о ней автор
"Богатства народов" заимствовал
в памфлетах меркантилистов XVII
в., где проводилась
мысль о том, что экономическое
поведение предопределяет
прежде всего прибыль,
а для этого государству
необходимо защищать
свободную конкуренцию
в эгоистических интересах
отечественных предпринимателей.
Но А.Смит ничуть
не повторяет меркантилистов. В его
книге смысл "невидимой руки"
заключается в пропаганде таких
общественных условий и правил, при
которых благодаря свободной
конкуренции предпринимателей и через
их частные интересы рыночная экономика
будет наилучшим образом решать общественные
задачи и приведет к гармонии личную и
коллективную волю с максимально возможной
выгодой для всех и каждого.
Другими словами,
"невидимая рука"
независимо от воли
и намерений индивида
— "экономического
человека" — направляет
его и всех людей к наилучшим
результатам, выгоде
и к более высоким целям
общества, оправдывая
как бы тем самым стремление
человека-эгоиста ставить
личный интерес выше общественного.
Таким образом, смитовская "невидимая
рука" предполагает такое соотношение
между "экономическим человеком"
и обществом, т. е. "видимой рукой"
государственного управления, когда последняя,
не противодействуя объективным законам
экономики, перестанет ограничивать экспорт
и импорт и выступать искусственной преградой
"естественному" рыночному порядку.
Стало быть, рыночный
механизм хозяйствования, а по Смиту
— "очевидная и простая система
естественной свободы", благодаря "невидимой
руке" всегда будет автоматически
уравновешиваться. Государству
же для достижения правовых
и институциональных
гарантий и обозначения
границ своего невмешательства
остаются "три весьма
важные обязанности". К ним он относит:
издержки на общественные работы (чтобы
"создавать и содержать определенные
общественные сооружения и общественные
учреждения", обеспечивать вознаграждение
преподавателей, судей, чиновников, священников
и других, кто служит интересам "государя
или государства"); издержки на обеспечение
военной безопасности; издержки на отправление
правосудия, включая сюда охрану прав
собственности.
Итак, "в каждом
цивилизованном обществе" действуют
всесильные и неотвратимые экономические
законы, — в этом лейтмотив методологии
исследования А.Смита.
Непременным условием
для того, чтобы экономические законы
действовали, является, по убеждению А.Смита,
свободная конкуренция. Только она, считает
он, может лишить участников рынка власти
над ценой, и чем больше продавцов, тем
менее вероятен монополизм, ибо "монополисты,
поддерживая постоянный недостаток продуктов
на рынке и никогда не удовлетворяя полностью
действительный спрос, продают свои товары
намного дороже естественной цены и поднимают
свои доходы..." В защиту идей свободной
конкуренции А.Смит осуждает исключительные
привилегии торговых компаний, законы
об ученичестве, цеховые постановления,
законы о бедных, полагая, что они (законы)
ограничивают рынок труда, мобильность
рабочей силы и масштабы конкурентной
борьбы. Он также убежден, что как
только представители
одного и того же вида
торговли и ремесла
собираются вместе,
их разговор редко не
заканчивается "...заговором
против публики или
каким-либо соглашением
о повышении цен".
Выше уже была
отмечена позиция А.Смита, согласно
которой первейшим источником богатства
является сельскохозяйственное производство
и лишь затем промышленное. Это, вероятно,
связано с его реакцией на сентенции меркантилистов,
ставивших на первый план внешнюю торговлю,
а затем национальную промышленность.
Но что касается структуры самой торговли,
то и здесь автор "Богатства народов"
делает свои акценты, противоположные
принципам меркантилизма, ставя на первое
место внутреннюю, на второе — внешнюю,
на третье — транзитную торговлю. В последней
части аргументы А.Смита таковы: "Капитал,
вкладываемый во внутреннюю торговлю
страны, обычно поощряет и содержит большое
количество производительного труда в
этой стране и увеличивает стоимость ее
годового продукта в большей мере, чем
таких же размеров капитал, занимающийся
внешней торговлей предметами потребления,
а капитал, занятый в этой последней, имеет
в обоих этих отношениях еще большее преимущество
над одинаковой величины капиталом, вложенным
в транзитную торговлю". В этой же связи
А.Смит счел даже уместным сформулировать
главную задачу политической
экономии следующим образом: "И
главная задача политической
экономии каждой страны
состоит в увеличении
ее богатства и могущества;
поэтому она не должна
давать преимуществ
или оказывать особое
поощрение внешней торговле
предметами потребления
предпочтительно перед
внутренней торговлей
или же транзитной торговлей
предпочтительно перед
той и другой".
"Богатство
народов" А.Смита начинается
с проблематики разделения