Топиарное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цели: узнать все важные аспекты проектирования топиарного искусства.
Задачи: познакомиться с историей возрождения топиарного искусства; изучить разнообразные формы подстрижки растений; изучить приемы композиции ландшафта для проектирования топиара; ознакомиться с основными мероприятиями при уходе за топиарными формами растений.

Файлы: 1 файл

топиарное искусство.docx

— 621.26 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых интересных направлений ландшафтной архитектуры. С помощью топиари можно вырастить у себя на участке растение или целую группу растений не только в виде геометрических фигур, а еще и в виде разных животных, птиц, сказочных и мультяшных героев.

Цели: узнать все важные аспекты проектирования топиарного искусства.

Задачи: познакомиться с историей возрождения топиарного искусства; изучить разнообразные формы подстрижки растений; изучить приемы композиции ландшафта для проектирования топиара; ознакомиться с основными  мероприятиями при уходе за топиарными формами растений.

 

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОПИАРНОГО ИСКУССТВА

 

ДРЕВНИЙ РИМ

Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам  и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius),  другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено  ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится   естественным украшением садов состоятельных людей.  
 В своих письмах Плиний Младший (62-110  гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой  причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски  появляются и исчезают,  среди плодовых деревьев». 
 Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное,  несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми,  достойными, чтобы увековечить свое имя.   
 
 Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры.  Дворцы и Виллы появлялись  на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас. 

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах  в манускриптах и других источниках отображающих  этот период, не перестало существовать.

 

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.  
Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.  
Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».  
Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

 

17-18 ВЕКА

ФРАНЦИЯ

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе  разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые ""партерами"" и высокие,  для акцента или зрительной преграды.   
 Искусство топиари использовалось только для  того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV.  Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Англии  довольно рано возникло увлечение  зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев.  По свидетельству современников,  граф Букингемский в 1502 году  платил деньги садовникам за ""уход за виноградниками и их формировкой"". Помимо садов  с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.   
 В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало  особенно  популярно.  Некий поэт так описывал  идеальный сад: ""из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь  кентавры, киты и сотни других фигур"". 
 Уже в  начале 17 века сложные орнаменты стали  неотъемлемой частью садово-паркового искусства.  В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения:  ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".  
 
 НИДЕРЛАНДЫ 
 Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства.  Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов  были несложные, но эффектные  элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари. 
   Любовь  голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами. 

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой». 
Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства  искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.  
 Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры,  высеченные  из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Северная Америка также  имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля. 
Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

Прошлый век стал веком становления  некоторых наиболее изысканных садов:  
 Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.

 

ГЛАВА 2.  РАЗНОВИДНОСТИ ТОПИАРНОГО ИСКУССТВА

 

Существует несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как таковой, её просто не существует, а все виды орнаментального садоводства называются Topiary (или Грин Арт – как Вам больше нравится). 
В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив. 
«Новое топиари» (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее. 
«Грин Арт» — от желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичны. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма. Кстати, применение неживых материалов также возможно но, на мой взгляд, к садоводству это не имеет уже никакого отношения.

 

 

 

ГЛАВА 3. ДЕКОРАТИВНАЯ СТРИЖКА РАСТЕНИЙ

Создание декоративных форм из растений - древнее садовое искусство. Декоративная стрижка, именуемая еще топиарным искусством, как прием садоводства никогда не выходит из моды. Еще Древний Рим славился виртуозами, владеющими топиарным искусством. Затем слегка подзабытая отрасль садово-паркового искусства обрела второе рождение во Франции в XVI веке, в период создания садов регулярного типа. Это был поистине золотой век в развитии искусства стрижки, когда было немыслимо показать гостям сад, к которому не прикоснулась рука человека. В Англии, Нидерландах, Китае, Америке декоративная стрижка имеет давние традиции не только в парках, но и в частных садах. 
 Сегодня она лишь слегка видоизменяется, оставаясь актуальной и для пейзажных парков, и для классической регулярной планировки. Это беспроигрышный вариант оформления современной загородной усадьбы. Само понятие включает весьма разнообразные формы.

 

3.1 Живые изгороди

Живые изгороди. Самый популярный и в то же время наиболее практичный элемент топиарного искусства - стриженая живая изгородь. Принято делить их на высокие, средние, низкие и бордюр. Самые сложные и эффектные изгороди - многоярусные, состоящие из нескольких пород с декоративными листьями, с фигурными акцентами. Из растений, высаженных в изгороди, и бордюров возводятся не только высокие зеленые стены, но и настоящие архитектурные сооружения: дворцы под открытым небом с анфиладами залов, запутанные лабиринты. Нужно отметить, что помимо декоративной, живые изгороди и бордюры выполнят ряд иных функций. Зеленая стена из стриженых растений значительно лучше защищает территорию от шума, ветра пыли, нежели каменная ограда, создает благоприятный микроклимат в саду.

Живые изгороди по высоте делятся на три группы: низкие (бордюры) - высотой до 1 метра, средние (изгороди) - до 2,5 метров и высокие (зеленые стены) - более 2,5 метров. Так же их различают и по ширине: однорядные и многорядные (обычно высаженные в шахматном порядке). Расстояние между растениями в изгороди зависит от их габаритов и бывает от 0,2 до 1,2 метра, а между рядами - от 0,3 до 1 метра. 
Стриженые бордюры создаются из низких кустарников и полукустарников: самшита, розмарина, лаванды и других и используются в садово-парковом оформлении в окантовке цветников, розариев или ограничении дорожек. 
 Живые стриженые изгороди незаменимы для создания лабиринтов, ограждения периметра участка, ведь свободно растущие крупные кустарники или небольшие деревья, призванные ограждать участок по периметру, заберут 3-4 метра в ширину на всем своем протяжении, тогда как стриженная изгородь может быть шириной не более метра. Этот вопрос становится довольно актуальным в малых садах. Еще меньше места - всего 15-20 сантиметров - занимает изгородь из растений, сформированных на шпалере. 
 Для создания стриженых изгородей подходящим материалом являются такие вечнозеленые растения, как калина, лавровишня, бересклет, бирючина, лавр. Высокие зеленые стены используются для создания боскетов, зеленых кабинетов, образовывают эффектные висты. Для создания зеленых стен наиболее подходят ель, туя, липа, граб, клен полевой или татарский, боярышник, акация желтая и другие Если необходима живая стена, которая будет быстро набирать высоту, то идеальным растительным материалом для этих целей послужат разные формы туи западной - растение относительно неприхотливое и быстрорастущее. Садовые центры, питомники предлагают уже готовые сформированные стены различной высоты, что позволяет добиться необходимого эффекта.

 

 

 

3.2 Фигурная стрижка

Разнообразие зеленых скульптур из живых растений, сформированные изгороди и фигурные арки – все это результат таланта, терпения и огромного труда садовников их создающих.

Для фигурной стрижки подходят далеко не все растения и их не слишком много. В Северной Америке и Западной Европе для этих целей используют бук, тис, лавровишню, самшит, кипарисовики, бирючину. В природных условиях нашей страны из всех вышеперечисленных растений можно использовать только тис ягодный и бирючину, причем при условии укрытия на зиму. Но и в нашей флоре имеются подходящие растения. В их числе – ель обыкновенная и колючая, туя западная, кизильник блестящий, липа мелколистная, лиственница, боярышники, барбарисы и даже яблони.

Из однолетней кохии также получаются изящные, хотя и недолговечные формы. Это достаточно широко распространенное и недорогое растение. Внешне оно напоминает хвойное и весьма удобно для формирования топиарных форм и отработки навыков стрижки. Основные требования к растениям, подходящим для создания топиарных форм: достаточно медленный рост и мелколиственность, хорошая способность к образованию замещающих побегов после стрижки и большое количество спящих почек на ветках.

В результате интенсивной стрижки топиарные растения теряют довольно много листвы и побегов, особенно молодых. Поэтому им необходимо усиленное питание. А это значит, что такие растения хорошо растут на плодородных почвах. А вот тяжелые заболоченные почвы им не подходят. Чтобы кусты и деревья, подвергающиеся регулярной стрижке, имели плотную, зеленую, однородную фигуру, их следует высаживать только в хорошо освещенных местах. Кроме того, они не переносят соседство других, особенно высокорослых растений. Не нравится им и тень от зданий.

Как правило, топиарные формы растений продают с закрытой корневой системой, т. е. в специальных контейнерах, благодаря чему высаживать в почву их можно практически круглый год. Безусловно, в крепкие морозы делать это не нужно. Лучшее же время для посадки – поздняя весна и начало лета. Зачастую корни продаваемых растений помещают в металлическую сетку и мешковину, при посадке их снимать не следует, тогда не развалится земляной ком, и растение лучше приживется и меньше будет болеть.

Регулярная стрижка – самое главное при уходе за вашими топиарными растениями. Как часто ее производить? Это зависит от скорости роста молодых побегов. Как правило, хватает одной-двух стрижек в сезон. Время формирования не слишком сложных фигур – около трех лет, а поддерживающую форму обрезку придется проводить всю жизнь вашего топиария. Если растения не стричь несколько лет – бывшую форму им уже не вернуть.

Информация о работе Топиарное искусство