Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:12, контрольная работа
Збигнев Бжезинский и «глобальное политическое пробуждение» Критика действий прошлых американских администраций, исходящая от одного из наиболее известных американских геополитиков современности Збигнева Бжезинского на первый взгляд сходна с той критикой, которой удостаивает Джорджа Буша-младшего и Кристофер Лейн. Действительно, Бжезинский также обвиняет предшествующую администрацию в растрате американских ресурсов, отмечает, что цели по всеобщей насильственной демократизации несбыточны, и более того, проведение подобной политики опасно для самих США. Бжезинский также говорит о необходимости найти в новой мировой архитектуре место для России, Китая и других важных игроков – место, приемлемое не только для вашингтонских политиков, но и для самих этих стран .
Збигнев Бжезинский и глобальное политическое пробуждение.
Иммануил Валлерстайн
Заключение
ПЛАН
Збигнев Бжезинский и «глобальное политическое пробуждение» Критика действий прошлых американских администраций, исходящая от одного из наиболее известных американских геополитиков современности Збигнева Бжезинского на первый взгляд сходна с той критикой, которой удостаивает Джорджа Буша-младшего и Кристофер Лейн. Действительно, Бжезинский также обвиняет предшествующую администрацию в растрате американских ресурсов, отмечает, что цели по всеобщей насильственной демократизации несбыточны, и более того, проведение подобной политики опасно для самих США. Бжезинский также говорит о необходимости найти в новой мировой архитектуре место для России, Китая и других важных игроков – место, приемлемое не только для вашингтонских политиков, но и для самих этих стран . Тем не менее, несмотря на некое внешнее сходство, существует одно кардинальное различие: Бжезинский свято убежден в том, что у Америки существует глобальная миссия и с этой миссией солидаризируется. В своей последней книге «The Second Chance» (в русском переводе – «Еще один шанс») он утверждает что «Америка должна соотнести себя с …идеей всеобщего человеческого достоинства, что включает свободу и демократию, а также и уважение к культурному разнообразию и признание того, что существующие нарушения условий жизни людей должны быть устранены…» . Именно это и должно стать, по мнению геополитика, главной смысловой линией американской внешней политики. Если для Лейна либеральная идеология во внешней политике – зло, то для Бжезинского – она движущая сила, способная вывести Америку, а с ней и весь мир на новый виток развития. Идеологическое господство, борьба за идеи, сочетается у него с реалистскими по сути геополитическим построениями, но все, же именно идеология играет главенствующую роль в продвижении США к мировому лидерству. В том, что такое лидерство – безусловное благо и для США, и для всего мира в целом, Бжезинский нисколько не сомневается. У Бжезинского идеология выступает как средство укрепления американского могущества, однако само могущество необходимо для претворения в жизнь базовых принципов либеральной идеологии. Он отчетливо понимает, что США является по сути идеократией, и по-другому существовать не может. В то же время, Бжезинский фактически соглашается с концепцией сторонников постграмшианского подхода к международным отношениям, в частности Роберта Кокса, которые утверждают, что для завоевания мировой гегемонии необходимо, прежде всего, достичь господства в идеологической сфере. Таким образом, для ярого сторонника американоцентричного мира проблема создания адекватной идеологии, приобретает особое значение. Идеология выступает средством по завоеванию мира . Именно поэтому, он предлагает в качестве «идеи правительницы» для США такую идеологию, которая соответствовала бы не только чаяньям самих американцев, но прежде всего желаниям большинства населения земного шара, идеологию, в которой бы сочетались важные для США идеи личной свободы и важные для всего остального мира, прежде всего развивающихся стран, представления о сохранении и защите культурного и религиозного многообразия, борьбы с бедностью, преодоления разрыва между богатыми и бедными странами, сюда добавляются и крайне важные для европейцев идеи борьбы за сохранение экологического равновесия. Тот пересмотр ценностей, к которому призывает Бжезинский США, логично вытекает из его взгляда на Соединенные Штаты, как глобального лидера, который должен опираться на поддержку всего человечества и вести это человечество к светлому будущему. Не случайно, трех американских президентов, правления которых он рассматривает в своей книге, Бжезинский рассматривает как глобальных президентов. Бжезинский упрекает администрации Буша-старшего и Клинтона в том, что они упустили шанс стать во главе человечества, предложив ему новое видение мира, в котором бы нашлось место всем, конечно под мудрым американским руководством. Правление же Буша-младшего вообще характеризуется как «катастрофическое лидерство» . Бжезинский критикует «империализм» американской администрации, считая его анахроничным и самоубийственным в условиях того, что он сам назвал «глобальным политическим пробуждением», имея в виду усиление антиимпериалистических и антизападных настроений в развивающихся странах. По мнению бывшего советника Джимми Картера, США должны «оседлать тигра» (если использовать аналогию Юлиуса Эволы), возглавить миллионы людей из стран третьего мира, переориентировав глобальное политическое пробуждение так, чтобы оно способствовало укреплению позиции США. Знаменитый американский ученый левых взглядов, один из основателей мир-системной теории, Иммануил Валлерстайн, справедливо утверждал, что необходимым условием гегемонии должен быть консенсус большинства государств по поводу того, что действия лидера отвечают их потребностям, либо согласие по поводу выбранного единственного пути развития. Однако такого не происходит, так что, как отмечает, этот ученый объективных предпосылок у американской однополярности нет . Критикуя идею продвижению демократии, Валлерстайн отмечал, что демократия и либерализм не являются синонимами. Либерализм возник как средство для сдерживания низших классов и потому будет всегда противостоять демократическим тенденциям, идущим снизу. Соответственно насаждение либерализма по западному образцу ведет к противодействию со стороны тех, кто желает реальной демократии, в том числе и большего равенства, следствием должна стать дестабилизация мир-системы и неудача американских гегемонистских устремлений.
О чем-то подобном предупреждает и Бжезинский, заявляя, что использование энергии «глобального политического пробуждения» является последним шансом Америки. Похоже, он воспринял критику Валлерстайна всерьез, поскольку его идея как раз и заключается в том, чтобы США взяли на себя роль защитника общемировых интересов, прежде всего тех, что касаются народных масс развивающихся стран и изменили свою мессианскую идеологию, согласно ожиданиям большинства населения планеты, которое, как отметил Валлерстайн, стремится к демократизации. В то же время слабым местом концепции Бжезинского является его упование на то, что народы воспримут хоть и модернизированную и серьезно адаптированную, но все же американскую мессианскую идею, ведь ее основой является все тот же мировоззренческий либерализм. Вместо того чтобы предложить прийти к консенсусу по поводу режима перехода к новому мировому порядку, что предлагает другой критик американской внешней политики – знаменитый Френсис Фукуяма, Бжезинский предлагает миру готовые рецепты, с которыми мировое сообщество, по его мнению, должно сразу же согласится. Это весьма значительное изменение в идеологии самих США должно сопровождаться укреплением Евроатлантического единства, привлечением к нему Кореи и Японии, а также России. Другие мощные центры силы, прежде всего, Китай, должны вовлекаться в совместные с США и их союзниками институты и проекты. Таким образом, и идеологически и геополитически мировая система окажется завязанной на страны Евроатлантики и, прежде всего, Соединенные Штаты. Не является секретом, то факт, что Збигнев Бжезинский являлся и является сторонником президента Барака Обамы. Более того, проанализировав имидж американского президента, его заявления, в частности речь на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, последние инициативы, можно сделать вывод, что нынешняя американская администрация начала воплощать в жизнь идеи, выдвинутые Бжезинским во «Втором шансе». Сам образ американского президента, мулата, постоянно говорящего о переменах, как нельзя лучше соответствует ожиданиям населения стран третьего мира, находящегося в состоянии «глобального политического пробуждения», эксплуатируя их стремление к переменам. Успех медиа-образа Обамы, свидетельствует, что во многом посыл Бжезинского оказался верным. Если говорить об инициативах нового американского президента, то сразу бросается в глаза идея Большой Двадцатки, усиленно развитая и поддержанная Обамой, на которую намекал и Бжезинский, отмечая неспособность Группы Восьми справиться с большинством мировых проблем . В своем выступлении 23 октября 2009 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН Обама фактически повторял многие положения «Второго шанса», в частности заявляя о необходимости перемен в мире, и о том, что лидером в этих переменах должна стать именно Америка. Также речь зашла и о возобновлении переговорного процесса между Израилем и Палестиной, на чем также настаивал Бжезинский. Даже сама терминология, в том числе частое употребление слова «вовлечение» (engagement) применительно к другим странам, заставляет вспомнить рассуждения Бжезинского о «вовлечении» как об одном из базовых элементов по поддержанию американского глобального лидерства. Налаживание диалога с исламским миром, о котором заявил Обама, в частности, выступая в Каире 4 июня 2009 года, соответствует и букве (Бжезинский также об этом упоминает в главе «Геополитика глобального политического пробуждения» ) и еще более духу «Второго шанса». Таким образом, можно отметить тот факт, что критические замечания и предложения Збигнева Бжезинского по исправлению американской внешней политики начинают воплощаться в жизнь администрацией Барака Обамы.
2.Иммануил Валерстайн
Иммануил Валлерстайн — известный современный американский социолог, макроэкономист и геополитик, родился в Нью-Йорке в 1930 г. Закончив Колумбийский университет, на первом этапе своей научной деятельности (1955-1970) он занимался исследованием африканских обществ. С 1976 г. — профессор социологии в Университете штата Нью-Йорк и директор Центра изучения экономик, исторических систем и цивилизаций им. Ф. Броделя. Основной труд И. Валлерстайна «Современная мир-система». Всего вышло три тома этой грандиозной работы, за первый том которой в 1975 г. И. Валлерстайну была присуждена Сорокинская премия Американской социологической ассоциации. Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем, носящей геополитический характер. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы - мир-системы, которая может быть трех типов:
1. Мир-империя, состоящая
из нескольких локальных культур, присоединенных
путем завоевания. Например, Древний Египет,
Древний Рим, Россия эпохи крепостного
права.
Заключение
Рассмотрев две наиболее
радикальных концепции в
1. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. – М.: ИСКРАН, 2002
2. Шаклеина Т.А. «Критическое направление исследования миропорядка в США//Международные процессы. – 2007, №3
3. Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта //США*Канада —
4. экономика, политика, культура. — 2000. — № 11. — С. 19.
5. Brzezinsky Z. The Second Chance. N.Y. 2007
6. Ch.Layne “A new grand strategy”
The Atlantic on-line: http://www.theatlantic.com/
7. Lieven Anatol. An Exeptional Nationalism. In: America right or wrong. An anatomy of American Nationalism.
8. McFaul M. “The Liberty
Doctrine” Hoover Institution Policy Review April & May 2002: http://www.hoover.org/
Информация о работе Збигнев Бжезинский и глобальное политическое пробуждение