Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:28, дипломная работа
Целью курсового проекта является изучение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ производства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности ОАО «МТС-Хлебороб»;
- анализ современного состояния производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.
Введение
1. Теоретические основы эффективности производства и реализации молока
1.1. Сущность и значения молочной продукции
1.2. Сущность, виды и показатели экономической эффективности производства молока
1.3. Основные каналы реализации продукции
2. Организационно-экономическая характеристика
2.1. Характеристика местоположения, природно-экономических условий, размера и специализации предприятия
2.2. Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия
3. Анализ производства и реализации молока в ОАО «МТС-Хлебороб»
3.1. Факторный анализ выполнения плана реализации молока
3.2. Финансовые результаты от реализации молока в ОАО «МТС-Хлебороб»
3.3. Факторный анализ рентабельности производства молока
3.4. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список литературы
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения
суммы прибыли и
оценка работы предприятия
по использованию возможности
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации
при анализе финансовых результатов
прибыли служат накладные на отгрузку
продукции, данные аналитического бухгалтерского
учета по счетам финансовых результатов,
финансовой отчетности форма № 2 "Отчет
о прибылях и убытках", а также
соответствующие таблицы
В форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" имеется информация обо всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах. Такой анализ позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.
Рассмотрим финансовые результаты от реализации молока в ОАО «МТС-Хлебороб» Красноармейского района Саратовской области (табл.4)
Таблица 4
Финансовые результаты от реализации сельскохозяйственной продукции
Вид продукции |
2009 г. |
2010 г. | ||||||||
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. |
Уровень рентабельности, % |
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. |
Уровень рентабельности, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Молоко |
535 |
256 |
481 |
225 |
46,78 |
335 |
290 |
447 |
157 |
35,12 |
2009 г.
Прибыль или убыток = 481-256 = 225 тыс.руб.
Ур. рентабельности = 225/481 = 46,78 %
2010 г.
Прибыль или убыток = 447 – 290 = 157 тыс.руб.
Ур. Рентабельности = 157/447 = 35,12 %
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что рентабельность снизилась, в связи с тем, что все показатели показали свое снижение – это уменьшение количества реализованной продукции, полной себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации молока.
Основными источниками информации являются ф.8-АПК «Затраты на основное производство», ф13-АПК «Производство и и себестоимость продукции животноводства», производственные отчеты, плановые и нормативные данные. Одной из объективных причин повышения себестоимости сельскохозяйственной продукции является рост цен в связи с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запчасти, Электроэнергию, удобрения, нефтепродукты, комбикорма и т.д.). Другой объективной причиной повышения себестоимости продукции являются более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его производительности. Это также результат инфляции.
Немаловажной причиной разного уровня себестоимости продукции является организация труда. При низком уровне организации труда хуже используются трудовые ресурсы, техника, корма, удобрения, и т.д., в результате чего происходит их перерасход на единицу продукции. Внедрение более прогрессивных форм организации труда позволяет более полно и рационально использовать ресурсный потенциал, что существенно влияет на себестоимость продукции. При повышении затрат на продуктивный скот , увеличивается себестоимость продукции. Так по таблице мы видим, что затраты увеличились.
3.3Факторный анализ рентабельности
производства молока.
Рентабельность
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации. На изменение рентабельности активов (имущества) предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:
Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1
Факторный анализ рентабельности
отдельных видов продукции
Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж.
Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rп = Пп / В
где, Rп – рентабельность продаж; Пп – прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi
При углубленном анализе
необходимо изучить влияние факторов
второго уровня, от которых зависит
изменение среднереализационных цен,
себестоимости продукции и
P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N
где, P – Прибыль балансовая;
F – Средняя стоимость основных фондов;
E – Средние остатки
материальных оборотных
N – Выручка от реализации продукции;
P/N – Рентабельность продаж;
F/N + E/N – Капиталоемкость
продукции (обратный
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N – соответственно
зарплатоемкость,
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, насколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.
Рассмотрим факторный анализ рентабельности молока в таблице 5.
Таблица 5
Факторный анализ рентабельности отдельных
видов продукции.
Вид продукции |
Средняя цена реализации 1 ц,руб |
Себестоимость 1 ц руб. |
Рентабельность, % |
Отклонение от плана, % | ||||||
План 2009 г. |
Факт 2010 г. |
План 2009 г. |
Факт 2010 г. |
Плановая (гр.1-гр.3)/гр.3*100 |
Условная (гр.2- гр.3)/гр.3*100 |
Фактическая (гр.2-гр.4)/гр.4*100 |
Общее (гр.7-гр.5) |
За счет | ||
Цены реализации (гр.6-гр.5) |
Себестоимости (гр.7-гр.6) | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
МОЛОКО |
0.9 |
1.3 |
0.5 |
0.9 |
80 |
160 |
44 |
-36 |
80 |
-116 |
3.4 Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики
управление финансовыми результатами
занимает центральное место в
деловой жизни хозяйствующих
субъектов. Финансовое состояние характеризуется
обеспеченностью финансовыми
В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют
и количественно оценивают
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции. Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, достигнутый на передовых предприятиях; базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.
Методической базой