Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
· рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
· рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
· рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание работы

Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование агропромышленного комплекса.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  агропромышленного комплекса

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Состав аграрно-промышленного  комплекса, цели и задачи его  развития

2 Направления, методы, конкретные  механизмы государственного регулирования  аграрно – промышленного комплекса России

2.1 Направления государственного  регулирования аграрно – промышленного комплекса

2.2 Методы государственного  регулирования аграрно – промышленного комплекса

2.3 Механизмы государственного  регулирования аграрно – промышленного комплекса

3 Современное состояние  аграрно-промышленного комплекса  России и стратегия его развития

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы заключается прежде всего в том, что агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших комплексов национальной экономики. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Кроме того, агропромышленный комплекс является самым крупным  народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных  между собой отраслей: совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствами производства; непосредственно сельскохозяйственное производство; совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья.

Для его развития требуется  разработка долговременных прогнозов  и программ. Снижение зависимости  страны в продовольственной сфере  предполагает разработку общей концепции  и программы национальной безопасности страны, где необходимо обосновать продовольственную независимость  страны, уровень участия России в  мировом производстве и распределении  продукции. Особенно это актуально  для вступления России в Всемирную торговую организацию.

Многоукладность в аграрном секторе экономики, переход к рыночным принципам распределения продукции, формирование свободного рынка материально-технических ресурсов и принятый законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения будут способствовать эффективности функционирования АПК и обеспечению продовольственной безопасности.

Цель работы – рассмотреть  и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного  комплекса России.

Цель работы обусловила решение  следующих задач:

· рассмотреть состав аграрно-промышленного  комплекса, цели и задачи его развития;

· рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного  комплекса;

· рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного  комплекса и стратегию его  развития.

В работе были применены следующие  методы исследования: метод диалектической логики, сравнительный метод, статистический метод, описание, системный и графический.

Проблемой государственного регулирования аграрно-промышленного  комплекса занимались такие ученые, как Антонова Н.Б., Бабашкина А.М., Кушлин В.И., Морозова Т.Г., Орешин В.П., Петров А.Н., Самофалова Е. В., Ходов Л.Г., Галиновская Е.А., Калина С.В., Карпенко Г. С., Круглов В.Н..

При написании данной курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты: Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», Федеральный закон  № 100-ФЗ от 17.07.1997 «О государственном  регулировании агропромышленного  производства», Постановление Правительства  России № 446 от 14.07.2007 «Об утверждении  Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».

Также в работе использована аналитическая и статистическая информация, размещенная на официальном  сайте Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации, о ходе реализации Приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», Федеральной целевой  программы «Социальное развитие села до 2012 года», Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

аграрный промышленный комплекс регулирование

 

1 СОСТАВ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО  РАЗВИТИЯ

Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для страны сектором экономики. В АПК создается  около 30% ВВП, потребительский рынок  на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного  сырья.

Агропромышленный комплекс национальной экономики представляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных  отраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение  продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и  труда сельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса[1].

АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере - сельском хозяйстве - используются важнейшие средства производства естественного происхождения - земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство - капиталоемкое  и энергоемкое производство, поэтому  эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. Государственное регулирование  и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.

АПК - сложная социально-экономическая  система. Она включает предприятия, принадлежащие к разным формам собственности  и хозяйствования, имеющим многообразные  потребности и интересы.

Государственное регулирование  должно обеспечить целенаправленное эффективное  функционирование АПК как единого  целого на основе согласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.

Аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого  и конкурентоспособного агропромышленного  производства, способствующего продовольственной  безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

Исходя из многообразия природно-экономических  условий, необходим дифференцированный подход к формированию социально-экономической  политики по отношению к отдельным  регионам и рациональному размещению производства. Изменения в традиционно  сложившемся размещении и специализации  агропромышленного производства происходят как под воздействием рыночных отношений, так и механизмов их регулирования  на основе отраслевых и территориальных  целевых программ.

В долгосрочной перспективе  целью развития АПК является формирование устойчивого и эффективного сельского  хозяйства и других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения, и продовольственную безопасность страны.

Первоочередная задача - восстановление АПК до уровня конца 80-х - начала 90-х  гг. XX в., снижение продовольственной зависимости от импорта при повышении среднедушевого потребления населением продовольствия, создание организационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.

К основным направлениям, обеспечивающим развитие АПК, относятся следующие:

• формирование механизма  функционирования АПК, основанного  на сочетании рыночных принципов  и государственного регулирования;

• усиление роли науки и  научно-технического прогресса в  повышении эффективности АПК  и его конкурентоспособности;

• проведение протекционистской  внешнеэкономической политики, создающей  благоприятные условия для товаропроизводителей на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• осуществление земельных  институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности  использования производственного  потенциала АПК, развитие интеграционных процессов и кооперации;

• коренное изменение социальной политики на селе, направленной на повышение  доходов сельского населения, развитие социальной инфраструктуры на селе[2].

Нужен новый подход к социальному  развитию села, которое должно рассматриваться  не только как территория, связанная  с сельскохозяйственной деятельностью, но и как среда обитания и приложения труда его жителей, обладающих возможностью заниматься и другими видами деятельности и иметь условия жизни наравне  с городскими жителями.

При разработке государственных  прогнозов и целевых программ развития АПК страны обычно подразделяют на три сферы.

· Сфера 1 - совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствами производства;

· Сфера 2 - непосредственно  сельскохозяйственное производство;

· Сфера 3 - совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку  сельскохозяйственного сырья. Обслуживание процесса воспроизводства во всех сферах АПК осуществляется отраслями производственной инфраструктуры. В составе АПК  выделяются подкомплексы - зерновой, животноводческий и др.

 

2 НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ, КОНКРЕТНЫЕ  МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АГРАРНО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

2.1 Направления государственного  регулирования аграрно промышленного комплекса

В современной западной экономике  сельское хозяйство как одну из важнейших  сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и  предложения, дополняется активным государственным регулированием.

Государством устанавливаются  и ежегодно пересматриваются минимальные  цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок  ограждается от дешевого импорта  и чрезмерных колебаний цен с  помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах  ЕС цены на продукты питания заметно  выше цен мирового рынка.

Затраты в связи с проведением  аграрной политики несет государственный  бюджет. Регулирование развития АПК  в рыночной экономике многоаспектно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52% затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах - от 60% до 80%. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственного бюджета[3].

В странах Европейского союза  функционирует система государственных  закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка  продовольствия, субсидируются мероприятия  по реконструкции системы переработки  и реализации продукции, оказывается  помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и  охране окружающей среды. Бюджетные  субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерских семей.

В России регулирующие функции  государства должны осуществляться по следующим направлениям[4].

1. Создание законодательной  базы, правовое обеспечение регулирования.  Законодательная база государственного  регулирования АПК существенно  подкреплена Земельным кодексом  РФ и Федеральным законом «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения» от 24 июля 2002 г. №  101-ФЗ. Государственное регулирование  должно быть направлено на  предотвращение отрицательного  воздействия монопольных структур[5].

В России в процессе осуществления  аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный аграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое  количество посредников при невмешательстве  государства привели к резкому  диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользу монополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовой отрасли АПК.

2. Формирование конкурентной  среды на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению  конечного дохода АПК пропорционально  затратам всех его звеньев.  Кроме того, необходима законодательная  основа для усиления роли государства  в регулировании деятельности  предприятий энергетического комплекса,  транспорта, связи, чтобы ликвидировать  диспаритет цен.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса