Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:37, реферат
Растениеводство — наука о культурных растениях и их возделывании. Если рассматривать растениеводство с производственной точки зрения, то это учение о технически совершенном и рентабельном выращивании максимальных урожаев продукции сельскохозяйственных культур при высоком ее качестве. Научное растениеводство строится на принципах современной биологической науки, изучающей особенности развития растений, их требования к условиям среды. Без глубокого знания биологии растений невозможна разработка правильной агротехники, новой технологии. Широко используются в растениеводстве данные многих смежных дисциплин — селекции, почвоведения, агрохимии, физиологии растений, земледелия, микробиологии, химии, физики, механизации, экономики и др.
Введение………………………………………………………………….3
История растениеводства………………………………………………..4
Выдающиеся деятели……………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………...…11
Министерство сельского хозяйства РФ ФГУВПО Ярославская сельскохозяйственная академия
Реферат по растениеводству на тему:
«История развития науки, выдающиеся деятели растениеводства»
Работу выполнил студент
15 группы эк. Факультета
Туманов александр;
Проверил: Иванов А. Н.
Ярославль 2012
Оглавление:
Введение:
Растениеводство — наука о культурных растениях и их возделывании. Если рассматривать растениеводство с производственной точки зрения, то это учение о технически совершенном и рентабельном выращивании максимальных урожаев продукции сельскохозяйственных культур при высоком ее качестве. Научное растениеводство строится на принципах современной биологической науки, изучающей особенности развития растений, их требования к условиям среды. Без глубокого знания биологии растений невозможна разработка правильной агротехники, новой технологии. Широко используются в растениеводстве данные многих смежных дисциплин — селекции, почвоведения, агрохимии, физиологии растений, земледелия, микробиологии, химии, физики, механизации, экономики и др.
Как и всякая научная дисциплина, растениеводство имеет свои объекты изучения (растения полевой культуры), задачи и методы исследования. Задачи растениеводства: изучение закономерностей формирования урожая, выявление резервов увеличения производства продуктов полеводства, разработка теории и технологии получения наивысших урожаев и наилучшего качества при наименьших затратах труда и средств. Возделываемые в полевой культуре растёния различаются по продолжительности жизни, реакции на длину дня, типу развития и характеру роста, способу опыления, длине вегетационного периода и другим признакам.
История науки
По продолжительности жизни растения делят на однолетние, двулетние и многолетние (3 года и более), а по реакции на длину дня (фотопериодизм) — на растения короткого и растения длинного дня. У растений короткого дня (просо, кукуруза, соя, подсолнечник и др.) ускоренное созревание отмечается при коротком дне (10ч), а у растений длинного дня (пшеница, овес, горох, лен и др.)- при длинном (14-16 ч). Существуют и фотопериодические нейтральные растения (обыкновенная фасоль, нут, гречиха и др.).
По способу опыления растения разделяются на самоопыляющиеся (пшеница, ячмень, горох и др.) и перекрестноопыляющиеся (рожь, кукуруза, гречиха, люцерна и др.). У последних пыльца переносится или насекомыми (энтомофилы), или ветром (анемофилы).
Различаются растения и по продолжительности цветения. Бывают растения с коротким периодом цветения и дружным созреванием (эйхронные) и с длинным периодом цветения и созревания (ахронные). Это свойство обусловлено особенностями роста. У растений первой группы (пшеница, подсолнечник, лен и др.) соцветия образуются в результате дифференциации точки роста стебля, после цветения рост прекращается. У растений второй группы (гречиха, горох, сахарная свекла, бахчевые и др.) соцветия образуются в пазухе листьев, а точка роста стебля может образовывать вегетативные и генеративные органы до конца вегетации (до наступления засухи или заморозков).
По продолжительности вегетационного периода однолетние полевые культуры делятся на растения с коротким периодом вегетации – 60-80 дней (горох, ячмень, гречиха и др.), со средним – 90-110 (овес, яровая пшеница, лен, горчица и др.) и продолжительным- 120-140 дней (сахарная свекла, кукуруза, рис, хлопчатник и др.). Вегетационный период у озимых хлебов длится от 280 до 340 дней. Большое влияние на продолжительность вегетационного периода оказывают климатические и погодные условия, особенности сорта и другие факторы.
Вегетационный период растений протекает от начала появления всходов до полной спелости новых семян; онтогенез начинается от образования зиготы и завершается естественной смертью растения; филогенез - эволюционные изменения всех сторон онтогенеза, происходящие при переходе от предков к потомкам.
Полевые культуры различаются по агротехническим приемам. Например, по способу посева: обычный рядовой (15 см), узкорядный (7,5 см), ленточный, пунктирный, широкорядный, гнездовой и др.; по срокам посева: ранний весенний, поздний весенний, летний, летне-осенний; по глубине посева семян (см): 1- 2, 4 - 6, 8 - 10 и более; по нормам высева и другим приемам.
Растениеводство располагает определенными
Критерием ценности любого
эксперимента, проводимого в точно учитываемых условиях,
служат степень достоверности
В растениеводстве применяют следующие методы исследования: полевой, вегетационный и лабораторный. Основным методом исследования был и остается полевой опыт, имеющий различные формы и типы в зависимости от поставленных задач. Этот метод позволяет решать многие практические вопросы агротехники, касающиеся обработки почвы, применения удобрений, способов, сроков посева и ухода за культурами, оценки предшественников, севооборотов и др., определения эффективности комплексов и отдельных приемов агротехники, а также подбора лучших сортов. Исследования выполняются как в научных учреждениях, так и непосредственно в колхозах или совхозах. Для получения достоверных результатов полевые опыты закладывают на участках с выровненным плодородием, проводят их на делянках размером от 10—25 до 100 м2при 4—6 кратной повторности.
Полевой метод имеет самостоятельное значение как синтетический метод с элементами анализа. Разновидностями его являются массовые и географические опыты, закладываемые одновременно во многих пунктах по единым схемам и методикам, допускающим обобщение результатов. По этому принципу строится сеть государственных сортоиспытательных участков, размещаемых в колхозах или совхозах, проводятся географические опыты по изучению новых культур, эффективности удобрений и т. д.
Для предварительного изучения
вопросов, решение которых на больших площадях
затруднительно или связано с риском, организуют
так называемые лабораторно-
В растениеводческих исследованиях полевой метод необходимо сочетать с другими методами, что позволяет глубже изучить приемы управления развитием растений, вскрыть причины и взаимосвязи процессов их развития на основе законов материалистической диалектики.
Широко применяется в растениеводстве
Для изучения действия факторов внешней среды (свет, тепло, влажность, минеральное питание), различных биохимических и физиологических процессов, а также для генетических и селекционных исследований используют камеры искусственного климата (фитотроны), где автоматически учитываются и регулируются исследуемые режимы.
Часто для правильного объяснения результатов полевых опытов нужны дополнительные сведения, к примеру, о степени плодородия почвы, взаимоотношении растения со средой, структуре урожая, особенностях развития корневой системы и качестве растительной продукции (содержание сахара, жира, белков, волокна и др.). В таких случаях применяют разнообразные лабораторные методы исследования.
Все большее значение для растениеводства
Завершающее звено различных исследований, проводившихся полевым и другими методами в научных учреждениях, производственный опыт — важный синтетический метод изучения вопросов растениеводства в конкретных условиях сельскохозяйственного производства, когда возможно дать полную и всестороннюю практическую оценку сортов, систем агротехники и отдельных приемов, а главное — выявить их экономическую эффективность (новая система обработки почвы и удобрения в севообороте, комплексная агротехника, отдельные новые приемы агротехники, сорта и др.). Производственные опыты проводят на больших площадях (1—2 га и более) при двукратной повторности.
Выдающиеся деятели
К настоящему времени агрономическая
наука накопила достаточно знаний для
получения высоких урожаев сельскохозяйственных
культур при одновременном повышении
плодородия почвы. В развитие агрономической
науки большой вклад внесли отечественные
ученые. Зарождение науки о возделывании
растений в России относится к XVIII в. При
Российской академии наук М. В.Ломоносов
(1711 — 1765) учредил «класс земледельства»,
внес ряд ценных предложений по выращиванию
сельскохозяйственных культур. Первые
русские агрономы А. Т. Болотов (1738—1833)
и И. М. Комов (1750— 1792) еще во второй половине
XVIII в. делали попытки обеспечить более
рациональное использование земли. Эти
идеи получили дальнейшее развитие в трудах
А. В.Советова (1826—1901) «О разведении кормовых
трав на полях» и «О системах земледелия».
Одним из первых русских агрохимиков был
А. Н. Энгельгардт (1832—1893), автор знаменитых
двенадцати «писем из деревни».
Николай Иванович Вавилов
Каждый селекционер, работая над созданием нового сорта, не может обойтись без образцов различных сельскохозяйственных культур и их диких сородичей. Эти образцы, а насчитывается их свыше 180 тыс., хранятся в так называемом генетическом банке Всесоюзного института растениеводства. Тут собраны различные виды растений из многих районов земного шара. Создание генетического фонда растений в нашей стране тесно связано с именем советского генетика, растениевода и географа академика Николая Ивановича Вавилова. Всю свою жизнь Н. И. Вавилов посвятил развитию отечественной науки. В 1906 г. будущий исследователь поступил в Московский сельскохозяйственный институт , где по окончании остался работать на кафедре частного земледелия. Позже он преподавал в Саратовском университете. С 1920 г. Николай Иванович заведовал Бюро по прикладной ботанике, на базе которого впоследствии был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Под его руководством сотрудники ВИРа собрали богатую коллекцию образцов семян сортов и форм различных растений. Экспедиции института, возглавляемые Вавиловым, побывали в Иране, Афганистане, странах Средиземноморья, Эфиопии, Китае, Японии, на Кубе, в Мексике, Аргентине и других странах мира. Были открыты многие новые, неизвестные науке виды и разновидности растений, собраны культурные растения из 60 стран. Весь этот материал был изучен в экспериментальном питомнике. Многие образцы использовались в научной и селекционной работе. Много путешествовал Вавилов и по родной земле, чтобы изучить ее растительные ресурсы и поставить их на службу социалистическому земледелию. Ученый многое сделал для разработки научных основ селекции растений. Он создал учение о мировых центрах происхождения и эволюции культурных растений. Большая заслуга ученого и в открытии закона гомологических рядов. Согласно этому закону, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующей формы у другой вида и рода. Данное открытие также во многом помогает селекционерам при выведении новых сортов. Вавилов обосновал учение об иммунитете растений к различного рода заболеваниям. Этим самым для селекционеров была облегчена задача создания новых сортов, устойчивых против болезней и вредителей. Много внимания ученый уделял продвижению земледелия в северные районы страны, полупустынную зону, освоению субтропиков.
Заключение
К настоящему времени агрономическая наука накопила достаточно знаний для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур при одновременном повышении плодородия почвы. В развитие агрономической науки большой вклад внесли отечественные ученые. Зарождение науки о возделывании растений в России относится к XVIII в. К настоящему времени российскими учеными-аграриями разработаны и предложены производству системы земледелия для основных природно-экономических зон Российской Федерации, научно обоснованные севообороты, эффективные методы обработки почвы, рационального использования удобрений, мелиорации, борьбы с эрозией почв, а также комплексного применения средств защиты сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней. В растениеводстве применяют следующие методы исследования: полевой, вегетационный и лабораторный.
Информация о работе История развития науки, выдающиеся деятели растениеводства