Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:45, контрольная работа
2. Краткая история науки о почве? Почему почвоведение, как наука возникает в России.
Первые попытки обобщения знаний о почве, накопленных земледельцами, относятся к античному периоду. Так, в сочинениях древнегреческих философов Аристотеля и Теофраста встречается разделение почв на прекрасные, хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные, бедные, бесплодные. Однако развитие почвоведения как науки началось значительно позднее.
Тюменский лесотехнический техникум
Шифр 99
Контрольная работа № 1
Почвоведение с основами агрохимии
студента 3 курса специальности 250110
Группы № 32 лхсз
Ганихина
Александра Михайловича
Домашний адрес:
627050, с. Омутинское
ул. Советская, д.251 в, кв. 9
2. Краткая история науки о почве? Почему почвоведение, как наука возникает в России.
Первые попытки обобщения
знаний о почве, накопленных
земледельцами, относятся к античному
периоду. Так, в сочинениях древнегреческих
философов Аристотеля и Теофраста встречается
разделение почв на прекрасные,
хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные,
бедные, бесплодные. Однако развитие почвоведения как
Почвоведение как наука
В. В. Докучаев (1846-1903) был
создателем науки о почве,
новой научной дисциплины - естественноисторического,
или генетического, почвоведения.
В капитальном труде Русский чернозем
(1883) он окончательно обосновывает растительно-наземное
происхождение черноземов под степной
растительностью, впервые систематически
описывает их морфологические профили
и рассматривает их географическое распространение
в связи с условиями почвообразования.
Он показал, что почва беспрерывно
изменяется во времени и пространстве.
В работе «Наши степи» прежде и теперь
(1892) рассматривает мероприятия по преобразованию
степей, улучшению водного режима почв и
созданию устойчивого к засухам степного
земледелия. В. В. Докучаев разработал
схему классификации почв Северного
полушария, разработал методы исследования почвы ,
создал основы почвоведения , установил
многие закономерности почвообразования
и предложил ряд практических мероприятий
по повышению эффективного плодородия почв .
Среди трудов многочисленных учеников
и последователей В. В. Докучаева выделяются
работы Н. М. Сибирцева (1860-1900), который
написал первый учебник почвоведения ,
систематизировал и развил основы учения
В. В. Докучаева о почве .
Одновременно с развитием школы В. В. Докучаева
изучение почв проводилось П.А.
Костычевым (1845--1895), который заложил научные
основы агрономического почвоведения
Новый этап в развитии русского почвоведения
К. Д. Глинкой написан
Октябрьская социалистическая революция ознаменовала начало советского периода в развитии почвоведения. Национализация земли, последующая социалистическая реконструкция сельского хозяйства коренным образом изменили условия развития почвенной науки и использование ее достижений в народном хозяйстве. В 1927-1930 гг. широко развертываются почвенные исследования в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, Украине, в Белоруссии. Под редакцией К. Д. Глинки составляются почвенные карты азиатской части СССР (1927) и европейской части СССР (1930), развиваются физика, химия, биология почв , учение о генезисе, география и картография почв . К.К. Гедройц (1872-1932) дал глубокий анализ коллоидных свойств почв и показал их значение для развития сельскохозяйственных растений, а также разработал теоретическое обоснование мероприятий по известкованию и фосфоритованию кислых почв , гипсованию солонцов и т. д. Важное значение в развитии географии, экологии и эволюции почв имели работы С. С. Неуструева (1874-1928) Элементы географии почв и Почвы и циклы эрозий.
Следующий период советского почвоведения
После Великой Отечественной
войны развитие советского почвоведения
1. разработка общего почвенно-
2. разработка общего учения
о корах выветривания и о
геохимии ландандшафтов на
3. крупные теоретические
разработки в области питания
растений и применения
4. развитие генетических
и ночвенно-агрономических
5. совершенствование единой
классификации и диагностики п
6. развитие региональных
исследований по изучению почв
7. широкое участие советских
почвоведов в изучении почв
В современный период особенно возросла роль почвоведения в рациональном использовании почв, правильной их оценке для мелиорации, эффективного применения удобрений, разработки мероприятий по борьбе с эрозией и охране почв.
19. Сущность
почвообразовательного
Происхождение и состав минеральной части почвы. Почва, как уже отмечалось, состоит из минеральных, органических и органо- минеральных веществ при значительном преобладании минеральных (80—90 % почвенной массы).
Минералы и горные породы, слагающие земную кору, представляют собой различные химические соединения — соли кислот (кремниевой, серной, фосфорной и др.), окислы (кремния, железа, алюминия и др.) и самородные элементы. В составе этих соединений содержатся элементы питания растений Р, К, S, Са, Mg и другие, но в труднорастворимой форме. Содержание азота в них не превышает 0,03 %, и встречается он лишь в осадочных породах.
Образование почв из горных пород происходит под воздействием двух процессов, протекающих на земной поверхности, — выветривания и почвообразования.
Выветривание — процесс разрушения и изменения горных пород и слагающих их минералов в термодинамических условиях земной поверхности. Разрушение горных пород происходит под действием атмосферы (колебание температуры, вода, ветер и др.) и биосферы (углекислый газ, организмы). В зависимости от действия преобладающих факторов различают три типа выветривания: физическое, химическое и биологическое.
В процессе выветривания из массивной горной породы образуется рыхлая почвообразующая порода, и зольные элементы питания из труднорастворимого состояния переходят в растворимые, доступные растениям. Но они подвергаются действию атмосферных осадков, вымываются ими, переносятся поверхностными и грунтовыми водами с суши в моря и океаны, где полностью или частично осаждаются, участвуют в образовании осадочных горных пород. Могут пройти целые геологические эпохи, пока осадочные породы станут сушей и вновь подвергнутся выветриванию. Этот круговорот веществ, совершающийся между сушей и океаном, называют большим, или геологическим, круговоротом веществ.
Почвообразовательный процесс. Начало почвообразовательного процесса — поселение растений и микроорганизмов на продуктах выветривания горных пород. Почвообразовательный процесс имеет длительную историю и связан с эволюцией растительного и животного мира на Земле. По А. А. Роде, почвообразовательный процесс — это совокупность явлений превращения и передвижения веществ и энергии, протекающих в земной толще. Каждому из этих явлений противостоит другое, противоположное по своей сущности.
Различают следующие процессы, протекающие одновременно и взаимосвязано, в результате которых из горной породы образуется новое самостоятельное природное тело — почва: 1) разложение минералов горных пород и образование новых минералов, а также элементов зольного питания растений в доступных формах; 2) создание органического вещества (на поверхности породы и в ее верхних слоях), его разложение, синтез новых органоминеральных соединений в процессе гумификации и их разрушение, аккумуляция и освобождение элементов зольного и азотного питания; 3) взаимодействие минеральных и органических веществ с образованием органоминеральных соединений разной степени подвижности; 4) перемещение и осаждение в почвенной толще различных продуктов почвообразования — минеральных, органических и органоминеральных; 5) поступление влаги в почву и ее возврат в атмосферу (транспирация и испарение); 6) поглощение лучистой энергии солнца почвой, ее нагревание и излучение энергии, сопровождаемое охлаждением, и другие.
Большая часть
перечисленных процессов
Зеленые растения обладают избирательной поглотительной способностью. Сущность ее заключается в том, что корни растений усваивают химические элементы из почвенного раствора с минимальным содержанием наиболее важных для организмов веществ в присутствии больших количеств остальных соединений. Корни растений как бы переносят элементы питания из нижних горизонтов породы в верхние. Используя углекислый газ воздуха, воду, зольные элементы, азот, лучистую энергию солнца, растения синтезируют органическое вещество.
Наряду с созданием (синтезом) органического вещества происходит его разрушение (под воздействием микроорганизмов) с образованием новых минеральных соединений, доступных для следующих поколений растений. Таким образом, между растениями и почвообразующими породами, а затем и почвами возникает круговорот зольных элементов и азота. В результате его действия в верхнем слое почвы происходит постепенное накопление элементов минерального и азотного питания растений — одного из факторов плодородия. Этот круговорот, по предложению В. Р. Вильямса, был назван малым биологическим круговоротом вещества. Биологический круговорот развивается на фоне геологического. Часть питательных элементов, не использованных растением, может вымываться и поступать в большой геологический круговорот и, наоборот, с помощью растений элементы питания из большого геологического круговорота могут поступать в малый биологический.
Информация о работе Контрольная работа по "Почвоведение с основами агрохимии "